В Челнах прошла встреча заместителя премьер-министра РТ Алексея Песошина и мэра Василя Шайхразиева со старшими по домам

«НЕДОВОЛЬСТВО НАСЕЛЕНИЯ РАСТЕТ, А РЕШЕНИЕ НЕ НАЙДЕНО»

Впрочем, поначалу все шло традиционно тихо и скучно. Открывая совещание, Василь Шайхразиев подчеркнул, что старший по дому должен пользоваться авторитетом как перед поставщиками услуг, так и перед властью и жильцами. Главы администраций трех районов автограда отчитались о деятельности старших по домам за первый квартал 2014 года. Так, в рамках городской акции «Разрешите представиться» был проведен поквартирный обход. По его итогам выяснилось, что долг населения за ЖКУ в Автозаводском районе составляет 200 млн. рублей. Члены межведомственной комисии посетили 3,7 тыс. квартир, из них с нулевой пропиской — 617. По итогам акции собственниками квартир в Автозаводском районе была оплачена задолженность на сумму более 3 млн. рублей, в Центральном — 4 млн., в Комсомольском — более 2 млн. рублей.

Наиболее точно роль старших по домам охарактеризовал в своем докладе глава Комсомольского района автограда Ильяс Мухаметов: «Для многоквартирного дома старшие по дому — необходимость, возникшая по ряду обстоятельств. Работа УК зачастую вызывает вопросы у собственников квартир, сами же собственники, будучи разрозненной массой, не желают соединяться и объективно контролировать работу УК и подрядной организации. В этом случае старший по дому становится прямой необходимостью».

К слову, визит Алексея Песошина в Челны для изучения опыта создания института старших по домам еще три месяца назад на отчетной сессии горсовета автограда анонсировал председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Тогда спикер республиканского парламента назвал проблемы ЖКХ общероссийскими: «Федеральная служба по тарифам спускает нам такие тарифы, в которых мы на понижение не можем пойти никак. Это было предметом обсуждения у президента республики, и мы договорились, что как только закончим Универсиаду, попытаемся разобраться с этой сферой и, может быть, даже пойдем на опереженее законодательного регулирования, может быть, даже вразрез с федеральными нормами. В рамках наших полномочий. И постараемся федеральному центру помочь. Часто мы им помогаем, принимая свой закон, который они берут и выпускают федеральный аналог».

Он также сообщил, что «пришлет людей» во главе с Песошиным, которые по крупицам будут собирать, что есть положительного в сфере ЖКХ: «Долги растут, недовольство населения растет, а решение не найдено. Вы говорите, что ввели институт старших по домам и подъездам, как было в прежние годы, но на общественных началах. Если надо, может быть, мы материально попробуем заинтересовать на республиканском уровне, чтобы такой институт заработал. Поэтому прошу поддержать, определить, что положительного у вас есть. Послушайте коммунистов, послушайте «Справедливую Россию», хоть черта мы готовы послушать, если предложит разумные решения. Это же не партийная проблема, но она превращается в политические дрязги».

Алексей Песошин: «Беда в том, что, к сожалению, с момента принятия Жилищного кодекса эффективного собственника у нас не появилось»

«ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ МУНИЦИПАЛЬНУЮ ПАРКОВКУ, ЧТО НАМ МЕШАЕТ?»

Возвращаясь ко вчерашнему событию, отметим, что, снова взяв слово, Шайхразиев подчеркнул: на сегодня существуют две основные проблемы, которые беспокоят жителей многоквартирных домов — благоустройство территории около дома с ремонтом подъездных путей и парковка. По мнению мэра, у обеих проблем есть решение: «Половина штрафов, собранных АТИ, должны идти на благоустройство территории. И не туда, где было нарушение, а туда, где домовой комитет более активно работает, созидает. Не тратя ни одного бюджетного рубля, за счет одних только штрафных санкций мы можем облагородить территорию. Второй источник финансирования — деньги управляющих компаний на благоустройство, которые должны быть прозрачными. Третий источник — муниципальные учреждения (ГПАД, «Горзеленхоз», «Горсвет»). На любой территории работает бизнес: магазины, рестораны, офисы. Мы их тоже будем подтягивать, чтобы рядом со своим зданием и чуть дальше они оказывали помощь по наведению красоты и благоустройству».

Шайхразиев упомянул (и уже не в первый раз) идею создания муниципальных парковок. По его словам, это поможет создать рабочие места, в большей степени для пенсионеров. Они будут работать сторожами-вахтерами, почти не отходя от дома. Власть получит налоги, а люди — земельный участок, на котором будут хранить машину в безопасности. «Мне стыдно, что мы занимаемся попустительством, — отметил мэр. — Взять хоть проспект Мусы Джалиля — с двух сторон машины оставляют, они там стоят вплотную. Если мы хотим сделать это место стоянкой, давайте сделаем, вопросов нет. Это не ведущая магистраль, давайте разделим дорогу и сделаем по бокам платную парковку, что нам мешает?» То есть если перевести слова Шайхразиева, что называется, с русского на русский, то он в течение последних 10 лет, несмотря на протесты жильцов, проводил точечную уплотнительную застройку жилых домов внутри кварталов, чем вынудил людей из-за отсутствия парковочных мест, оставлять машины на ночь на проспектах и местных проездах, пролегающих рядом. Теперь же он предлагает «решить проблему» простым способом: собирать деньги с тех, кто оставляет машины «в неположенном месте».

«КОНСЕРВАТИВНАЯ ОТРАСЛЬ»

Песошин же вчера был немногословен. Он сразу сказал, что выступать не будет, но все же поделился несколькими впечатлениями от того, что увидел в Челнах.

«Я глубоко убежден в том, что все вопросы нужно решать на месте, не в этом зале, а рядом с домом, в управляющей организации, сказал он. — Наша задача — определить стандарты обслуживания жилья и те наиболее важные моменты, которые нужно решать в каких-то случаях на законодательном уровне или на уровне принятия принципиальных решений».

Песошин подчеркнул, что Жилищный кодекс признает высшим органом собрание собственников жилья. Оно может принимать любые решения по дому — о бюджете, об использовании средств, о видах работ, которые необходимо провести. «Беда в том, что, к сожалению, с момента принятия Жилищного кодекса эффективного собственника у нас не появилось, — констатировал первый вице-премьер РТ. — Не получилось это ввиду недостаточного уровня компетенции. Вы когда-нибудь пробовали собрать 100 процентов собственников жилья на собрание? (Зал в ответ понимающе зашумелприм. авт.) ЖКХ — эта та отрасль, в которой нельзя экспериментировать. А мы этим и занимаемся в последнее время: по нескольку раз в год меняем правила, законы, постановления, которые будоражат всех, потом сами же их отменяем. Это отрасль консервативная. Здесь не нужно делать резких движений, они все должны быть выверенными. А проблемы должны обозначаться именно на собраниях собственников домов».

И вот тут Песошину задали прямой вопрос.

— Неужели нельзя придумать какой-нибудь закон, чтобы наказать злостных неплательщиков? В Казахстане на 5 - 10 суток за это сажают, даже пенсионерку арестовали. А ведь не платит-то кто? Либо те, у кого много денег, либо те, у кого их совсем нет. А пенсионеры в общей массе все платят исправно, — негодовала женщина, представившаяся как старшая по дому 18/18.

— Сейчас есть законные методы, позволяющие с этим бороться. Есть суд... — начал Песошин, но зал прервал его недовольными криками.

— У нас старшие по домам грамотные, они в судах не один раз уже были, — примирительно сказал Шайхразиев. Он пояснил, что в Челнах 91% жильцов — добросовестные плательщики. Средняя оплата одного лицевого счета — около 3 тыс. рублей. 7% населения города имеют задолженность за ЖКУ от 10 до 35 тыс. рублей — это люди, которые, по словам мэра, уже одной ногой в зоне риска, их уже приглашают на беседы в УК, делают им ограничения. Но с этих людей еще можно что-то взыскать. Есть 2% челнинцев, которые имеют задолженность 35 и более тыс. рублей — это почти безнадежные к взысканию неплательщики. Кроме как через суд путем продажи квартиры с них ничего не стребуешь, считает челнинский градоначальник.

— Одна из самых больших проблем в ЖКХ сейчас — это взаимоотношения между УК и ресурсоснабжающими организациями, — продолжил Песошин, обращаясь к старшим по домам. — Весь недосбор, который есть у УК в части, касающейся обеспечения коммунальными услугами, покрывается за счет иных статей расходов. Это неправильно. И есть механизм, как с этим бороться, через суд. Есть имущество неплательщика, есть судебные приставы, но этим нужно каждодневно и упорно заниматься. И то, что вы здесь говорите, что это, мол, невозможно, вас не красит, — грозно прокомментировал Песошин.

DSC_8014.jpg
Одна из самых больших проблем в ЖКХ сейчас — это взаимоотношения между УК и ресурсоснабжающими организациями

«ЭТУ СИСТЕМУ НАДО В КОРНЕ МЕНЯТЬ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» рассказали о своем опыте общения со старшими по домам и участии в решении общедомовых проблем.

Айрат Калимуллин — директор ООО «Учебный центр подготовки и реабилитации водителей»:

— Старшего по подъезду я знаю, он живет напротив. Но действительно собрать жильцов на общее собрание очень сложно. Объявления висят, конечно, но... Сам ни разу не ходил, времени свободного нет. И многие соседи тоже не ходят. Даже в доме, где все друг друга знают, провести собрание сложно. А в новых домах я вообще не представляю, как можно решить такую проблему. Что касается запросов о расходах управляющей компании, может быть, они были бы мне интересны. Но это же надо изучать вопрос и начинать практически с нуля. Надо знать: как подать запрос, как тебе должны ответить, что делать, если ответ не предоставлен и так далее. А если даже тебе ответят в кратчайшие сроки без волокиты, все равно же надо вникать в эти документы, изучать законы, правильно ли все потрачено, считать. У меня просто нет такой возможности, как, думаю, и у многих других людей.

Михаил Застела — член Общественной палаты РТ, эксперт по ЖКХ:

— Проблему отсутствия кворума на общем собрании жильцов многоквартирного дома можно решить разными способами. Например, просто после собрания обойти всех поквартирно, кто не присутствовал, поставить перед ними вопросы, звучавшие на собрании, и получить ответы. Но жильцы могут поступить и проще. Никто не мешает, и закон это допускает — написать в простой форме заявление, которое предоставило бы более активному жильцу представлять на собрании ваши интересы. Но надо его предварительно заверить, например, у старшего по дому. В конце концов, если вам некогда ходить на собрание, лучше же, чтобы ваш голос использовался. Иначе потом результаты голосования могут быть признаны нелегитимными со всеми вытекающими последствиями.

Институт же старших по домам надо развивать и дальше. Напомню, что изначально он появился, чтобы быть некоей связкой между жильцами и управляющей компанией. И контролировать выполнение УК решений жильцов. И надо именно в плане самоуправления больше прав предоставить старшим по домам.

Борис Кузнецов — заведующий кафедрой экономики, организации и управления производством, профессор челнинского филиала КФУ:

— Проблема проведения общих собраний жильцов очень актуальна практически для каждого города страны. А для такого города, как Набережные Челны, где зачастую построены очень большие дома — проживают до 3 тысяч человек — это вообще практически неосуществимая задача. И собрать жильцов — большая проблема, да и где найти помещение, чтобы всех вместить? Эту систему надо в корне менять законодательно. Институт старших по домам или подъездам, наверное, мог бы взять на себя функцию общего собрания жильцов дома, но тут возникает правовая коллизия. Многим жильцам эта система, наверное, была бы удобна, однако юридически старшие по домам не имеют никаких полномочий или прав. И если взять на вооружение то, что они возложат на себя функцию принятия решений, то эти решения можно обжаловать очень легко. Буквально один собственник жилья может не согласиться, подаст в суд, и отменят все принятые решения.

Тут есть еще другая проблема — доверия к старшему по дому. На собрания ходить у меня нет возможности. При этом, например, я ни разу старшего по дому не видел. Как я могу доверить ему принимать за меня какие-то решения? А старшие по подъездам во многих домах и вовсе меняются каждые два месяца. Возможно, было бы правильнее, чтобы конкретный жилец мог передоверить свое право представлять его на общем собрании не старшему по дому, а, например, своему соседу. Кому доверяет, которого знает в лицо и с которого в случае чего можно и спросить. Насколько я знаю, юридически такая возможность существует. Просто далеко не все жильцы об этом информированы. Это уже упущение тех же старших по домам и управляющих компаний, которые и занимаются организацией общих собраний.