ИТАЛЬЯНЕЦ ПРИВЕЗ НА 25-Ю ГОДОВЩИНУ СМЕРТИ ХОМЕЙНИ ГЕОРГИЕВСКУЮ ЛЕНТОЧКУ

На этой неделе в Исламской Республике Иран отметили 25-ю годовщину со дня смерти лидера исламской революции имама Хомейни. Десятки стран с разных континентов направили боле 400 своих делегатов отдать дань памяти этому великому человеку.

Как известно, Россия, в том числе и Татарстан, уделяет отношениям с Ираном особое внимание. К слову сказать, у нас в Казани действует иранское консульство. Мусульмане Татарстана на своем уровне также стремятся построить с иранскими единоверцами добрые отношения. Не случайно муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин за год пребывания на своем посту уже дважды посетил Иран с официальным визитом. В данном отношении ДУМ РТ явно выделяет Исламскую Республику Иран на фоне других мусульманских стран.

Иран объединяет вокруг себя силы и сам объединяется с теми, кто не хочет мириться с несправедливостью однополярной гегемонии западного мира. Характерно, что среди участников мероприятий был итальянец Роберто Ревелло, носивший георгиевскую ленточку в знак поддержки жителей Донбасса. Здесь, пожалуй, все не разделяют одностороннюю пропаганду и двухстандартную идеологию западного политического истеблишмента.

Годовщину смерти основателя современного иранского государства отмечали на самом высоком уровне: с участием его преемника имама Хаманаи, нынешнего президента Ирана Хасана Рухони и других высокопоставленных лиц. Но в данном очерке мне бы хотелось осветить не эту официальную часть своей поездки в Тегеран, а постараться нарисовать краткий портрет современной Персии, сотканный сквозь призму восприятия личности лидера исламской революции и из фактов, малоизвестных широкой российской аудитории.

2-1.jpg
Иран благодаря исламской революции стал 18-й экономикой мира (вид Тегерана с высоты птичьего полета)

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ИСТОРИИ

Начать следует, пожалуй, с того, что имам Хомейни далеко не первый перс, который прославил свой народ на мировой арене. Подобно китайцам и евреям персы являются одной из древнейших наций на земле. Возможно, с этим обстоятельством и связано то, что в истории исламской цивилизации они всегда играли исключительную роль. Персидский народ подарил мусульманскому миру целую плеяду выдающихся ученых, мыслителей и деятелей культуры. Для верующих непреходящую ценность имеют такие имена, как аль-Газали, аль-Бухари, аль-Хасан аль-Басри и многие другие. Даже имам Абу-Ханифа — основатель ханафитского толка, самого распространенного в исламском мире и традиционного в том числе и для татар, был персом по национальности. Но и за пределами сугубо религиозной жизни великие сыны персидского народа хорошо известны всему миру: Авиценна, Абу-Рейхан Бируни, аль-Хорезми, Омар Хайям, Джалялетдин Руми, Саади Ширази... Имен перечислять можно очень много.

2-2.jpg
Телебашня (высота 430 метров)

Характерно, что по прошествии тысячелетий персы не канули в Лету. В наше время они также смогли осилить вершины, оказавшиеся недоступными другим народам мусульманского мира. После исламской революции в Иране под руководством имама Хомейни персидский народ взялся за реализацию глобального общественного проекта по строительству внезападной, контримпериалистической политической системы. Этот проект не имеет аналогов в мусульманском мире, почти все страны которого так или иначе находятся под фактическим протекторатом Запада.

В двух словах суть этого проекта можно выразить как стремление иранского народа к свободе, желание идти своим, а не навязанным извне путем. Мы в России, имея за плечами грандиозный опыт Советского Союза и после позорных 90-х, снова взяв курс на построение «суверенной демократии», как никто другой понимаем чаяния иранцев. Не случайно, что Россия и Иран сегодня — это стратегические партнеры.

3-1.jpg
Глава иранского государства жил на площади 50 - 60 кв. м в скромной, если не сказать бедной, обстановке
3-2.jpg

«В ЭТОМ ВЕСЬ ХОМЕЙНИ»

Имам Хомейни, возглавивший иранскую революцию 1979 года, — без всякого преувеличения легендарная личность. Это тот редкий случай в истории, когда «философ» смог все же править «миром». Он был не просто мыслителем-теоретиком (30 томов сочинений на философские, религиозные и общественно-политические темы), но стал человеком, сумевшим на практике воплотить в жизнь идеалы, в которые верил сам и которые разделял вместе с ним иранский народ. В результате начатых им реформ Иран из аграрной отсталой страны сегодня превратился в 18-ю экономику мира по объему национального производства (и это несмотря на международные санкции!). Сейчас Иран активно развивает ядерную программу, производит самолеты собственной разработки и семимильными шагами двигает вперед свою отечественную науку.

Но еще большее впечатление производит не это, а личность лидера исламской революции. Он был человеком несгибаемой стальной воли и абсолютной скромности. В рамках культурной программы мы посетили в Тегеране дом, в котором имам Хомейни провел свои последние годы. Сюда он переехал по совету врачей (у подножия тегеранских гор чистый целебных воздух), уже будучи главою государства. Этот небольшой домик в одном из беднейших на тот момент кварталов города Хомейни нашел через своего знакомого имама и снял в аренду на собственные деньги (повторюсь: тогда он был первым лицом в государстве). Трудно поверить, но духовный лидер Ирана, обладавший во вновь созданном теократическом государстве всей полнотой высшей политической власти, жил на площади 50 - 60 кв. м, в скромной, если не сказать бедной, обстановке и пользовался туалетом во дворе. Здесь он вручал указы президентам, давал поручения министрам и принимал различные официальные делегации.

Кстати, в этом домике имам Хомейни встречался и с министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе, который привез иранскому лидеру письмо от Михаила Горбачева. Для министра великой державы это оказалась первая дипломатическая встреча, куда он был вынужден добираться пешком (по узким улочкам бедного квартала к дому имама на машине было просто не подъехать) и которую он провел без обуви в одних лишь носках. Об этих характерных деталях встречи Шеварднадзе написал в своих воспоминаниях.

4-2.jpg

Напротив домика Хомейни со временем построили небольшое здание, которое совмещало в себе функции молельного дома и правительственного учреждения. Здесь имам делал телеобращения к нации и принимал официальные делегации. Это здание с неприглядными стенами также целиком и полностью воплощает аскезу духовного лидера Ирана. Однажды, выйдя на молитву, Хомейни увидел, что в нем ведутся ремонтные работы. «Что вы делаете?» — спросил он у работников. «Нам было велено побелить потолок», — ответили они. «Не надо, — остановил их имам, — вот когда у каждого жителя Ирана будет возможность побелить свой дом, тогда побелите и здесь». Потолок так и остался побеленным лишь наполовину. В этом весь Хомейни: все для людей и ничего для себя.

Такой подход резко контрастирует с тем образом жизни, которую вел свергнутый исламской революцией шах Мохаммед Реза Пехлеви. Пока народ прозябал в нищете и голоде, он не стеснялся купаться в роскоши и удовольствиях, не забывая за копейки распродавать иностранцам богатые природные ресурсы Ирана. В его дворце золотая сантехника, огромные шелковые ковры и дорогие произведения искусства. Сейчас дворец шаха стал музеем, который молчаливо демонстрирует всю аморальность прежней антинародной власти Ирана.

5.jpg
Иран активно развивает экономику, опираясь на свои религиозные традиции

КРУГИ НРАВСТВЕННОСТИ

Забота о людях, а не стремление к личной наживе, стала лейтмотивом и сегодняшнего руководства иранского государства. Нынешний духовный лидер Ирана имам Хаманаи — соратник и преемник Хомейни, также ведет достаточно скромный образ жизни.

Интересный факт: недавно знаменитому иранскому кинорежиссеру Мохсену Махмальбафу (его фильмы, кстати, показывали и по российскому телевидению), который отошел от идеалов исламской революции и стал «западником» по убеждениям, геополитические противники Ирана недавно сделали предложение снять пропагандистский фильм, дискредитирующий имама Хаманеи. «Я бы с удовольствием снял такой фильм, — ответил он, — но в жизни Хаманаи не могу найти не то чтобы черного, но даже и серого пятнышка».

Нравственный идеал, высокую планку которому задал имам Хомейни, кругами расходится по всему иранскому обществу. Так, экс-президент исламской республики Махмуд Ахмадинежад также жил и продолжает жить в простом рабочем квартале города. А после своего президентства он занялся наукой и как ни в чем не бывало стал добираться на работу на общественном транспорте. Нам даже сложно представить себе нечто подобное. Но таковы удивительные реалии сегодняшнего Ирана.

Моральное оздоровление власти и всего общества заложило основу для мощного экономического прорыва Ирана. Сегодня это богатейшая страна исламского мира, которая по объему ВВП занимает в нем второе место после Турции. России, мечтающей победить коррупцию, есть чему поучиться у Исламской Республики Иран.

«ДАРИТЕ ИМ ЦВЕТЫ!»

Конечно же, не стоит идеализировать общественно-политическую конструкцию иранского общества, основы которой были заложены имамом Хомейни. В Иране есть много того, что непривычно и даже неприемлемо для нашего менталитета. Есть в Иране и много внутренних противоречий, серьезных проблем.

Основная из них, как мне кажется, состоит в том, что через огосударствление ислама иранцы заложили для себя мину замедленного действия. Ведь, прикрываясь исламом, политики неизбежно подставляют его под удар социального протеста, который всегда имеет место в любом обществе. Как ни крути, государство — это машина по принуждению и насилию, грозный «Левиафан», как писал Томас Гоббс. И если это насилие будет ассоциировано с исламом, то значит, что рано или поздно народное недовольство выплеснется именно на него. Уже сейчас в иранском обществе появляются люди, которые оппозиционны не только к власти, но и к исламу как таковому. Однако официальная идеология Ирана далека от мысли, что в светскости государства таится спасение для подлинной веры.

фото-(6).jpg
В Иране есть много того, что непривычно и даже неприемлемо для нашего менталитета, много внутренних противоречий и серьезных проблем

Российским мусульманам покажутся непривычными и религиозные воззрения иранцев. Ведь большинство российских мусульман — это сунниты, а большинство иранцев — шииты. У нас были и всегда будут идти богословские дискуссии о правильном понимании исламских догматов веры. Однако имам Хомейни открыл для людей такие горизонты общественной жизни, которые находятся за пределами суннитско-шиитских разногласий. Он мыслил и жил категориями справедливости, милосердия и свободы, значимыми для любого человека на земле, вне зависимости от его религиозных убеждений.

Меня глубоко тронула история о том, как имам Хомейни склонил на свою сторону правительственную армию шаха. «Не отвечайте на их насилие злом, — говорил он своим последователям, — дарите им цветы!» И вот в дни исламской революции люди вышли на улицы с цветами в руках. Скандируя: «Брат солдат, зачем ты убиваешь брата?!», они протягивали цветы вооруженным армейцам, смотревшим на них через прицелы автоматов и винтовок. Грубая сила оружия не смогла устоять перед этой бесстрашной открытостью любящих сердец.

Подлинные лидеры человечества привносят в жизнь людей те ценности, которые превыше наших разногласий и предубеждений. Мать Тереза, Мартин Лютер Кинг, Махатма Ганди и имам Хомейни — все они возвысили человека до недосягаемых прежде высот и подарили миру ту духовную глубину и нравственную красоту, ради которых хочется жить.

Рустам Батыр