Фермерство в Татарстане съеживается буквально на глазах: в прошлом году документы в налоговую принесли более 2,5 тыс. фермеров, в этом — 500. Об этом говорили вчера на заседании профильного комитета Госсовета РТ. Фермерство бежит в «безналоговый рай» личных подсобных хозяйств, полагают в минсельхозе РТ. Среди причин бегства глава ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств РТ Камияр Байтемиров назвал зависший земельный вопрос и низкий уровень господдержки. Крупный бизнес с этим, впрочем, не согласен. Как пояснил «БИЗНЕС Online» совладелец агрохолдинга «КВ Агро» Илшат Хайруллин, одно дело — товарный «выхлоп» крупных хозяйств, другое — мелкие и нетоварные объемы частников.
.
Комитет Госсовета по экологии обсудил перспективы развития фермерства в Татарстане |
ФЕРМЕРЫ ТАТАРСТАНА БЕГУТ В «БЕЗНАЛОГОВУЮ ГАВАНЬ» ЛИЧНЫХ ХОЗЯЙСТВ
Вопросы поддержки фермерства и сельского бизнеса обсуждал накануне комитет Госсовета РТ по экологии, природопользованию и аграрным вопросам.
Как оказалось, лавинообразно продолжается процесс сокращения частного сектора на селе. Если в 2010 году было более 19,2 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств, то по состоянию на первый квартал этого года частников осталось около 4,7 тысячи. Причем в прошлом году зарегистрировано около 700 КФХ, закрыто — более 2,5 тысяч. Такие цифры в минсельхозе РТ связывают с пенсионными играми федеральных властей, напомним, что в 2013 году ипэшники активно несли заявления в налоговую, чтобы избежать резко выросших пенсионных отчислений. Так что КФХ съежились до личных подсобных хозяйств — тихая, безналоговая гавань хозяйствования... В этом году процесс закрытия фермерских хозяйств продолжается: с начала года закрылись еще 476 хозяйств. Количество же ЛПХ в Татарстане — 446,5 тысяч.
Но при этом объемы производства на частных подворьях остаются прежними, полагают в минсельхозе РТ. Согласен с этим и председатель крестьянских и фермерских хозяйств республики Камияр Байтемиров. Частные подворья производят более половины всех объемов АПК Татарстана. Но вот уровень господдержки частников — лишь 8% всех средств, и это, по его мнению, совершенно несправедливо. «Мы говорим о господдержке, но она по сравнению с той суммой, что выделяется в целом на АПК, мала, — заявил Байтемиров. — Бюджетные средства необходимо распределять пропорционально производимой продукции».
С этой идеей не согласны представители крупного агробизнеса. В частности, депутат Госсовета РТ Илшат Хайруллин пояснил «БИЗНЕС Online», что эти цифры далеки от реального производства, где важна товарность продукции. Можно произвести миллион тонн чего-нибудь, но если товарность продукции низкая, то это не бизнес. Толку от этого производства просто нет.
«Сегодня Россия страдает от этого, — пояснил он. — Во всем мире товарность продукции агробизнеса от 95 до 98 процентов, остальное идет на брак. «Красный Восток — Агро» тоже имеет товарность выше 95 процентов, по мировым стандартам. А на селе... Сегодня в деревнях больше 10 - 15 голов коров просто нет, в отличие от советских времен с их тучными стадами».
Для районных властей самозанятость на селе, самообеспеченность — это в принципе хорошо. Но вот эта статистика по объемам производства в личных хозяйствах просто раздутая, считает Хайруллин.
«И в итоге... У нас в России несуществующих коров кормят несуществующим зерном, и поэтому у нас очень много несуществующего молока», — резюмировал председатель совета директоров ОАО «Эдельвейс групп», добавив, что об этом не раз говорил и его брат, депутат Госдумы РФ Айрат Хайруллин.
ЗА 9 ЛЕТ СЕЛЬЧАНЕ ВЗЯЛИ В КРЕДИТ ПО ЛЬГОТНЫМ СТАВКАМ БОЛЕЕ 34 МЛРД. РУБЛЕЙ
Еще один проблемный вопрос — это весьма недешевые кредиты, полагают депутаты.
ЛПХ могут получить от 300 до 700 тыс. рублей, КФХ от 5 до 10 млн. рублей, сельхозпотребкооперативы — до 40 млн. рублей. С 2006 по 2014 год татарстанцы получили 132,6 тыс. кредитов на сумму 34,1 млрд. рублей. На 2014 год на возмещение процентных ставок планируется направить 438 млн. рублей из бюджетов РФ и РТ. При этом средняя процентная ставка 14 - 14,5% годовых. Такую справку депутатам предоставил минсельхоз РТ.
Кредиты субсидируются в размере ставки рефинансирования ЦБ (8,25%) при документальном подтверждении их целевого использования.
За последние 9 лет в среднем в год сельчане получали 3,5 млрд. рублей, разбирался в цифрах депутат от КПРФ Рафаил Нурутдинов. И этого мало. Это 4,4% от валового объема продукции, которую производят малые формы хозяйствования на селе.
«Этого, конечно, недостаточно, — считает Нурутдинов. — И та компенсация, которая была направлена на уменьшение процентной ставки — 2,5 миллиарда за 9 лет — тоже, конечно, решить проблему не может. Пока не будет дешевых кредитов, не будет и движения вперед. Мы топчемся на одном месте, откатываясь иногда назад».
Более целесообразно было бы компенсировать цену на нефтепродукты — скажем, по 10 рублей за литр солярки, полагает депутат. В этом случае в год можно было бы говорить о субсидиях в 7 - 8 млрд. рублей, что было бы действительно реальной поддержкой.
Говоря о субсидиях, на комиссии прозвучало пожелание увеличить республиканскую долю софинансирования целевых программ. В частности, по программе поддержки начинающих фермеров в 2014 году подано 124 заявки, а гранты получили 65 заявителей — сумма гранта 1 - 1,5 млн. рублей. По программе развития семейных ферм на базе крестьянских хозяйств в 2014 году подано 119 заявок и выдано лишь 66 грантов, сумма — до 5 млн. рублей. Причина этому — недостаточное финансирование со стороны республиканского бюджета: эти программы софинансируются Москвой в пропорции 50×50.
Камияр Байтемиров: «Надо принимать концептуальные решения по предоставлению земли» |
НЕ СОЗДАТЬ ЛИ В ТАТАРСТАНЕ ЗЕМЕЛЬНЫЙ БАНК ДАННЫХ?
Однако главная проблема — это оформление земли, оседлал Байтемиров свой любимый конек. Предоставление земли в районах идет или крайне медленно, или при активном участии «сверху». Поэтому по каждому подворью приходится выходить на высшие исполнительные органы власти, посетовал он.
«Практически каждый месяц мы составляем списки, отправляем уполномоченному при президенте РТ Тимуру Нагуманову, — отметил он поддержку бизнес-омбудсмена РТ. — Но это не работа, надо принимать концептуальные решения по предоставлению земли».
Байтемиров предложил отработать в Татарстане технологию предоставления земли для хозяйств. И напомнил о невостребованных землях — их в Татарстане свыше 226 тыс. гектаров. И оформляют их сегодня только через суды. Районы как бы не имеют отношения к этим площадям, а это, на минуточку, можно сравнить с 10% обрабатываемых сельхозземель РТ (3,2 млн. гектаров).
Вопрос земли надо решать отдельно, например, отдельным законом, предложил председатель комитета по аграрным вопросам Валерий Васильев. Документ должен предусматривать порядок выделения земли, сроки, регламент прохождения документации и так далее.
«Госсовет — орган большой, здание у нас высокое, но нам поближе к земле надо опуститься, — образно обрисовал положение дел Васильев. — До конца порядок предоставления земель, упрощение и обязательства нам надо утвердить».
Васильев предложил рекомендовать минзему, минсельхозу, правовому управлению Госсовета РТ активизировать оформление невостребованных земель в собственность. И после этого четко расписать порядок предоставления земли фермерам.
ЕЩЕ ОДНА ИДЕЯ — СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПАРК
Возможно, нужно создать и реестр свободных земель в районах, создав что-то вроде базы данных — тогда при желании можно организовать миграцию фермеров. А еще лучше — пойти по примеру технопарков, подал вдруг идею зампредседателя комитета по экологии Илсур Сафиуллин. Кто мешает, допустим, создать необходимую инфраструктуру — дорожную, обрабатывающую — и сдавать ее в аренду фермерам? Приходи, стройся и хозяйствуй...
Как оказалось, подобный опыт назревает в Агрызском районе. Как пояснил «БИЗНЕС Online» Байтемиров, здесь один из фермеров планирует выделить около 41 га земли переселенцам ориентировочно на 30 семейных ферм. Такой проект подготовлен в 2013 году совместно с ассоциацией фермерских и крестьянских хозяйств РТ.
«Участие государства здесь минимально, единственное — проект надо «подвести» под законодательную базу, — добавил Байтемиров. — Земля принадлежит КФХ Айрата Габдрахманова в селе Тумутук. Эта площадка находится в месте, где каждый фермер или желающий переехать из города мог бы поставить свою усадьбу».
Предполагается, что фермеры смогут здесь же и сдавать свою продукцию, не отвлекаясь на сбытовые проблемы.
Оценивая идею с сельхозпарком, Илшат Хайруллин заметил, что в целом она неплохая. Но опять же упирается в земельный вопрос. Можно сколько угодно предлагать крестьянству землю, но если нет права собственности, если земля не поставлена на кадастровый учет, производство на селе бесперспективно.
Только в 2013 году прекратили свое существование 2573 хозяйств на селе |
«Мы, допустим, идем навстречу главам, обрабатываем землю в районах, но если у них нет прав собственности на землю, мы заключаем договор на 11 месяцев. Это невыгодно, — объяснил он. — Год посадишь, другой не посадишь, перспективы нет — и урожай не получишь, потому что когда нас просят по одолжению, в него и вкладываться не будешь». Целина дает нормальный урожай только на пятый год — и затраты первого-второго года сопоставимы с затратами пятилетки.
Поэтому в масштабах республики нужна программа по межеванию, закреплению всех сельхозземель, считает депутат. Земля должна быть закреплена хоть за государством, хоть за районной властью, чтобы можно было сдать ее в аренду хоть на 15 лет, хоть на 49. При наличии госзаказа постановка на кадастровый учет этих участков обойдется дешевле, чем если межевать по одному участку. И такую землю — с бумагой — уже можно считать настоящим средством производства, о владении которым мечтают на селе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.