«Я ВАМ НЕ ЭДИТА ПЬЕХА»

1 мая 1969 года. Колонна студентов и преподавателей КГУ быстрыми перебежками, как всегда на демонстрации, двигается к площади Свободы. День солнечный, но ветреный и холодный. Девушки шуршат модными и отнюдь не греющими плащами из болоньи, юноши впопыхах перекуривают. Бумажные цветы, шарики, «Утро красит нежным цветом», «Ура КПСС!» — все как положено.

Студент физфака и одновременно казанской консерватории Эдуард Трескин во время стоянки на улице Вишневского замечает некое оживление впереди — стайка девушек окружила высокого мужчину. «Эдик, там Евтушенко, он идет с колонной! Пожалуйста, возьми у него для меня автограф!» — умоляюще бросается к нему подруга жены. Жена Галя Свинцова, студентка филфака, повредила ногу и на демонстрацию не пошла.

Галантный Трескин, который не может отказать даме, начинает пробираться к Евтушенко, который был в центре водоворота. В одной из своих повестей Трескин потом написал: «Евгений Евтушенко похож на стихийное бедствие. На ураган с ласковым именем «Женя». И тогда, 1 мая, он попал в эпицентр этого урагана. Он робко попросил автограф, а в ответ услышал: «Я даю автографы только на книгах, я не Эдита Пьеха!»

И в этот момент студент Трескин не растерялся и сказал судьбоносную для дальнейшей жизни фразу: «А вы не могли бы посмотреть стихи моей жены?» Галя, ученица знаменитого слависта Феодосия Новикова, еще в школе начала писать стихи. Впрочем, стихи писал и сам Эдуард.

Евтушенко неожиданно согласился: «Приходите, я живу в гостинице «Волга». Поэт угостил нового знакомого сигаретой «Уинстон» — невиданный по тем временам шик, и колонна двинулась к площади Свободы. Домой Эдуард просто летел, Евтушенко был кумиром Гали. Но, увы, один из его приятелей его опередил, первым прибежав домой и рассказав Гале, что ее муж общается с самим Евтушенко. Галя не очень в это поверила, но когда пришел Эдуард и в доказательство показал окурок «Уинстона», просто побледнела.

Эдуард Трескин, 2011 г.
Эдуард Трескин, 2011 год

А Евтушенко приехал в город не случайно. Через год страна должна была отмечать 100-летие со дня рождения Ленина, и опальный в то время поэт решил немного подправить свой имидж — вызвался написать поэму «Казанский университет». Для этого он взял командировку в союзе писателей России.

Естественно, приехав в Казань, он перво-наперво пошел в обком партии, где ему дали зеленый свет для работы с архивными материалами, нанес визит в редакцию единственной тогда молодежной газеты «Комсомолец Татарии», где был радушно принят в то время редактором Николаем Харитоновым и одним из ключевых сотрудников Надеждой Сальтиной. Он ходил по городу, проникаясь его атмосферой, и, конечно, бывал в университете. Очевидно, как-то спонтанно решил пойти со студентами на первомайскую демонстрацию.

«ТАЛАНТЛИВАЯ ДЕВЧОНКА ВАША ЖЕНА»

Трескин сразу же принес Евтушенко тетрадку со стихами Гали, в номере было много народа, о чем-то говорили. Евтушенко тетрадку взял и попросил перезвонить ему на следующий день. В телефонном разговоре Евтушенко сразу же сказал: «Талантливая девчонка ваша жена», — а когда Трескин пригласил его в гости, согласился.

На другое утро Эдуард с другом пришли в отель за Евтушенко. В это время он с казанским поэтом Николаем Беляевым сидел в кафе на первом этаже. Поэты пили шампанское. Тем не менее встреча их была прервана, и Евтушенко отправился в гости к Трескину. Поехали запросто — на трамвае.

Дома у Гали и Эдуарда на улице Татарстан уже был накрыт стол, тесть только что вернулся из командировки и привез три бутылки крымского вина — роскошный напиток для того времени. Войдя в комнату Евтушенко, сказал обомлевшей Гале: «Ой, какая вы маленькая!» Свинцова действительно невысокого роста.

Евгений Евтушенко приезжал в Казань на бенефис Эдуарда Трескина (КГУ, 2010 г.)
Евгений Евтушенко приезжал в Казань на бенефис Эдуарда Трескина (КГУ, 2010 год)

Сели за стол, и Евтушенко попросил Галю почитать ее стихи. Она ответила, что не знает их наизусть. И тут был преподнесен урок: «Свои стихи надо знать наизусть все!» Когда же Галя начала читать, то Евтушенко тут же делал замечания и подбирал более точные образы. Дошло и до стихов Эдуарда, которые тоже получили высокую оценку. Галя, незадолго до этого побывшая на практике в Польше, прочла свой перевод стихотворения Ярослава Ивашкевича «Волк», затем свой вариант перевода прочел Эдуард. Евтушенко похвалил их, сказав, что Ивашкевич — это его друг.

Новым казанским знакомым он тоже читал свои стихи, среди них было знаменитое «Танки идут по Праге». «Я не помню, о чем мы говорили в деталях, но разговор вертелся вокруг литературы и искусства», — вспоминает Трескин. Евтушенко рассказывал о том, как жил в Латинской Америке, о дружбе с Пабло Нерудой, о том, как писал стихи на испанском. Кстати, Евтушенко — полиглот. И знание его поэзии уникально. Эдуард сел за пианино и спел романс «Я встретил вас», Евтушенко плакал...

По прошествии времени Евтушенко засобирался, сказав, что уходит, и забрал собой друга Трескина. Они прогулялись по городу и завершили вечер в каком-то ресторане, где поэт развеселился, представляясь казанским барышням то сыном Косыгина, то игроком футбольной команды. Он был молод, весел, любим читателем и мог позволить себе побалагурить. «Ему было 35 лет, и он был красавец. Он глазами сшибал встречных женщин с ног», — вспоминает Эдуард Германович.

Когда Евтушенко ушел от Трескина, супруги заметили, что в квартире еще какое-то время сохранялось сильное энергетическое поле. Когда на другой день Эдуард пошел на занятия в университет, по дороге встретил одногруппника Бориса Львовича — ныне известного актера, режиссера, барда и шоумена. Но вдруг понял, что ему невозможно рассказывать другу о визите Евтушенко, это была какая-то его с Галей тайна.

«Я ВСЕГДА РУГАЮСЬ ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ»

В мае 1969 года Евтушенко провел в Казани дней 10. В один из дней он устроил в КГУ свой вечер. Сказать, что в актовом зале было много народа, это не сказать нечего. Были забиты людьми даже все подоконники.

Когда Трескин зашел в отель «Волга», чтобы сопроводить поэта на выступление, то обнаружил, что поэт как-то раздражен. Но тут Евтушенко прояснил ситуацию, сказав, что перед концертом он всегда ругается — такой у него способ энергетической подпитки.

Актовый зал Казанского университета, встреча с Евгением Евтушенко, 2010 г.
Актовый зал Казанского университета, встреча с Евгением Евтушенко, 2010 год

Когда Евтушенко приехал в Казань, то привез с собой несколько своих сборников и, естественно, все раздарил новым знакомым. И оказалось, что Трескину книг не хватило! «Ничего, я тебе почтой пришлю», — пообещал поэт и ведь не забыл, действительно прислал книгу с автографом бандеролью. Тоже черта, характеризующая его.

Поэма «Казанский университет» была издана к апрелю 1970 года. В этот приезд поэт уже жил в гостинице «Казань». Однажды, когда к нему по приглашению пришли в гости Эдуард и Галя, в дверь номера постучала еще одна компания студентов университета — пришли пообщаться. Евтушенко открыл дверь и спросил, обдав их холодом: «Что вам угодно? Вот это — мои друзья, а вам что угодно?» Нет, далеко не всегда поэт бывал белым и пушистым.

В этот свой приезд поэт прочел казанским друзьям свое «Прощание с Сирано» и рассказал, как должен был играть роль этого поэта в фильме Эльдара Рязанова, но снимать Евтушенко запретили, и тогда Рязанов просто отказался от съемок этого фильма. Позже поэт посвятил это стихотворение американскому актеру Юджину Шампу. Мифическому актеру, надо сказать. Юджином на американский манер звали самого Евтушенко, а Шамп — это было его прозвище. Евтушенко очень любил шампанское.

В дни столетия со дня рождения Ленина Евгений Евтушенко читал в Казани свою новую поэму. Первыми слушателями, естественно, стали студенты университета. Построена поэма была хитро. Кроме глав собственно о Ленине в ее ткань вошли главы о Льве Толстом, Щапове, Лобачевском.

«Читал Евтушенко потрясающе темпераментно и артистично. Люди, хорошо владеющие татарским языком, кстати, удивлялись, как точно он произносил строчки, написанные по-татарски. Думаю, что это не удивительно — одна из его бабушек была татаркой», — вспоминает Трескин.

Позже Евтушенко не раз приезжал в Казань. Выступал в разных залах, в консерватории и КГУ, громким был его вечер в начале 90-х в НКЦ «Казань». Были у него и личные дела. Например, на казанской меховой фабрике он заказал себе пафосную шубу из нерпы. Это была первая в его жизни шуба. И позже заказывал в Казани шубы себе и жене. Дружба с Эдуардом Трескиным и Галиной Свинцовой сохранилась на всю жизнь. Завтра именно Трескин, ставший инициатором приезда поэта в Казань, будет ведущим вечера Евгения Евтушенко в оперном театре.