УДАСТСЯ ЛИ ТАТАРСТАНСКИМ МАСС-МЕДИА ЗАРАБОТАТЬ НА ВЫБОРАХ В ГОССОВЕТ?

Через две недели в Татарстане стартует предвыборная агитация — кандидаты в депутаты Госсовета республики в течение месяца будут размещать свои материалы в СМИ. «БИЗНЕС Online», сравнив стандартные расценки на рекламу в республиканских СМИ с прайсами на время агитации, увидела, что цены для кандидатов в депутаты и партий в среднем вырастают от 20 до 70%. Эксперты отмечают, что СМИ не очень удается заработать во время этого периода и золотая пора выборных кампаний, когда речь шла о заработках в сотни тысяч долларов, давно позади. При этом в избирательных штабах рекламу в СМИ считают одним из самых эффективных, хотя и недешевых инструментов.

«ЛЮДИ СЕЙЧАС ОЧЕНЬ АКТИВНЫ»

16 августа в Татарстане стартует агитационная кампания в рамках выборов в Госсовет республики. У самовыдвиженцев и политических партий будет ровно месяц для того, чтобы рассказать своим избирателям о себе и своих предвыборных программах с помощью различных публикаций рекламного характера в различных изданиях и на телевидении.

Мы поинтересовались у политических партий, намерены ли они размещаться в СМИ в период предвыборной агитации и считают ли этот инструмент эффективным. В большинстве партии со своими конкретными медиапланами еще не определись и размер средств, которые будут потрачены на эти цели, не раскрывают. Однако подчеркивают, что размещаться обязательно будут.

В информационном центре ТРО ВПП «Единая Россия» нам ответили, что СМИ занимают центральное место в предвыборной агитации. «На выборах в Госсовет РТ «Единая Россия» использует все доступные средства для того, чтобы рассказать татарстанцам о деятельности партии, партийных проектах, программе и всех проводимых партией мероприятиях. Мы работали и будем работать со многими ведущими средствами массовой информации в республике, это касается и телевидения, радио, прессы и, конечно же, интернет-ресурсов. Такое разнообразие поможет нам дойти до каждого жителя нашей республики, а в случае с интернетом и получить обратную связь, — говорится в ответе. — Татарстанское отделение партии заинтересовано в абсолютной легитимности выборов. Поэтому мы, безусловно, призываем коллег-оппонентов придерживаться принципов свободных, конкурентных выборов при соблюдении чистоты и открытости избирательного процесса».

По словам члена ЦК КПРФ Артема Прокофьева, вопрос о том, сколько публикаций будет размещаться, еще не рассматривался на предвыборном штабе, так как до начала платной агитации в СМИ еще есть время. «Эффективность в агитации в СМИ есть. Но смотря с чем сравнивать. Это не сможет заменить личное общение партии с людьми, а также непосредственной работы как партии, так и кандидатов в предыдущие годы. Это на самом деле две составляющие, опираясь на которые, люди делают оценки. Естественно, СМИ — это эффективная машина, никто это не отрицает. Для нас СМИ — важный и очень важный, но не единственный способ агитации, — говорит он. — Мы отличаемся от многих других партий, которые существуют лишь на бумаге. У них нет ни актива, ни сети отделений, ни людей, ни активистов. Нет даже идеологии. То есть это не партии, а абсолютно бумажные конструкции. Для них, конечно, СМИ являются единственным способом как-то провести агитацию».

ЛДПР планирует размещаться в СМИ. «Пока к нам стекает информация: какие газеты, какие СМИ хотят размещать у себя агитацию. Сами выходят на нас, — рассказал «БИЗНЕС Online» Сергей Гущин — заместитель координатора ТРО ЛДПР. — Эффективность рекламы зависит от популярности СМИ. Поэтому сейчас смотрим, кто читает эти СМИ, сколько людей их читает, какая территория покрывается. На нас выходят и национальные газеты, которые размещают информацию на татарском языке. Их тоже смотрим. В принципе, нас все интересует. Кроме печатных, это и радио, и интернет-СМИ».

Партия «Справедливая Россия» намерена использовать все бесплатные возможности. «По возможности мы будем использовать, естественно, все бесплатные возможности, размещать информацию как регионального отделения, так и одномандатников. Вы, наверное, знаете, что у нас в каждом округе выдвинуты люди, они зарегистрированы. Будем использовать по возможности и платные средства массовой информации. Планируем размещаться, конечно же, в тех СМИ, которые по рейтингу наиболее читаемы. В том числе и в вашей интернет-газете. Также планируем на телевидении — это ТНВ, ГТРК, «Эфир»... все каналы, какие будут выставляться, — рассказала Рушания Бильгильдеева — председатель регионального отделения партии. — И, естественно, печатная продукция, в том числе районные и городские издания. Например, в Набережных Челнах это «Челны Лтд», еще в одной чистопольской газете. СМИ будем использовать по максимуму. Они играют огромную роль. Люди у нас смотрят, следят за новостями, что влияет на формирование мнения избирателей. Тем более я считаю, что наши избиратели соскучились по выборам. Давно их у нас не было, и поэтому люди очень бурно реагируют. Например, на различные новости, которые мы размещаем».

По словам Руслана Зинатуллина — председателя регионального отделения партии «Яблоко», размещаться планируется во всех бесплатных СМИ, а эффективность агитации, по его мнению, зависит от носителя и от того, какой его читает электорат: их или неопределившийся.

Альфред Валиев — первый секретарь рескома ТРО «Коммунисты России», заявил, что размещаться будут только бесплатно. «На платную у нас нет денег. Мы не единороссы, не путайте нас с ними. Даже за аренду собираем с коммунистов, которые приходят. Кто про нас напишет, тот и напишет, — сообщил он. — Эффективность публикаций в СМИ очень большая. Но не через рекламу, а только через статьи. СМИ много про нас писали в течение года. И рекламировали нас практически за все наши дела. О том, что мы проводили и по «Привозу», по «Сосновке». Это и есть реклама. Мы своими делами практически бесплатно показали, что такая партия есть».

ПЛАТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

«БИЗНЕС Online» также проанализировал, насколько отличаются рекламные расценки в СМИ в «будни» и непосредственно перед выборами. Для анализа мы взяли ведущие республиканские и федеральные издания, а также телеканалы Татарстана.

Напомним, в соответствии с п. 6 ст. 60, пп. 2 и 5 ст. 62 Избирательного кодекса РТ СМИ предоставляют бесплатные (это касается СМИ с госучастием) и платные печатные площади зарегистрированным партиям (спискам их кандидатов), ведущим избирательную кампанию по общереспубликанскому округу, для размещения предвыборной агитации. Период размещения — с 16 августа по 12 сентября включительно.

Из составленной нами таблицы следует, что некоторые СМИ не особо рассчитывают на политическую рекламу в период выборов — во всяком случае, специальные расценки ими либо не разработаны, либо цены на рекламу в период выборов не отличаются от стандартных.

На телеканале «Эфир» по стандартному летнему прайсу стать гостем в студии в программе «Утро» за 2,5 минуты стоит 46 тыс. рублей. Размещение в программе «Город» за 1 секунду – 1,2 тыс. (выпуск в 22:00) и 2,6 тыс. рублей (в 19:00). Что касается трансляции агитационных материалов, размещение в программе «Утро» за 2,5 минуты обойдется несколько дороже – в 50 тыс. рублей, размещение в программе «Город» за 1 секунду — 1,2 тыс. (выпуск в 22:00) и 2,6 тыс. рублей (в 19:00). Размещение в программе «Тема» (15 минут) – 90 тыс. (выходные) и 120 тыс. рублей (будни). По большому счету расценки на политическую рекламу выше, чем обычно, но не радикально. Хотя раньше «Эфир» поднимал цены гораздо более высоко. Это, скорее всего, говорит о том, что в телекомпании на этот раз не ожидают вала рекламы от партий и кандидатов.

В газете «Вечерняя Казань», напротив, явно хотят хорошо заработать на выборах – цены поднимаются весьма заметно. В редакции ВК нам сообщили, что стандартные расценки на рекламу следующие: во вторник и четверг — 95 рублей за 1 кв. см, в субботу (с ТV-программой) — 109 рублей. Возможны скидки, которые зависят от объема. Кроме того, могут быть цветные распечатки, цена — 10 тыс. рублей. На время же предвыборной агитации стоимость 1 кв. см на первой полосе во вторник, четверг и субботу составляет 200 рублей, на второй полосе — 125 рублей, во вторник и четверг на третьей полосе — 100 рублей, в субботу (в ТV-программе) на третьей и четвертой полосе — 175 рублей. Так, стоимость платных публикаций перед выборами возрастает на 110% и 60% соответственно.

В редакции бесплатно распространяемой в Казани газеты «Pro Город» сообщили, что цена для политических организаций фиксированная, скидки не предусмотрены. Так, платная публикация в издании обойдется (стоимость за 1 выход) от 4,4 тыс. рублей (2 модуля — 18,5 кв. см) до 144,7 тыс. рублей (90 модулей — 931,8 кв. сантиметра). Стоимость размещения в спецпроектах — 1,3 - 1,4 тыс. рублей. На первую полосу, на редакционные развороты и др. действуют повышающие коэффициенты — 1,2 - 1,5.

Главная официальная газета «Республика Татарстан» на время предвыборной агитации предоставляет бесплатную площадь в количестве двух полос формата А2 еженедельно. Публикации будут осуществляться по вторникам (или в другом первом номере текущей недели).

Базовый тариф для платных материалов следующий: одна полоса газеты форматом А2 (номера по вторникам, пятницам и субботам) — 250 тыс. рублей на период 16 - 22 августа, 300 тыс. рублей на период 23 - 29 августа, 350 тыс. рублей на период 30 августа - 5 сентября, 450 тыс. рублей на период с 6 по 12 сентября.

У газеты «Казанские ведомости» объем предоставляемой платной печатной площади в неделю составит 4,6 полосы формата А3 (в четверг). Стоимость платной печатной площади — 95 рублей 1 кв. сантиметр. Стандартный прайс на рекламу, действующий в издании с 1 февраля, предполагает, что в четверг (формат А3) стоимость 1 кв. см колеблется от 83 (черно-белая) до 95 рублей (цветная). Как видим, стоимость по нижней границе выросла на 14%, но существенно цены не изменились.

Что касается федеральных изданий, выпускающих тиражи в Татарстане, то не все из них подготовили специальные прайсы на время предвыборной агитации. Например, в «Коммерсанте» сообщили, что есть прайс лишь по обычным расценкам на рекламу.

У «Комсомольской правды» размещение рекламы на внутренних полосах по стандартным расценкам обойдется от 57 тыс. рублей (ежедневный выпуск) до 99 тыс. рублей (выпуск в четверг). А на время предвыборной агитации цены повысятся, но незначительно. Внутренние полосы: цветная — 63 тыс. рублей (ежедневный выпуск) и цветная – 109 тыс. рублей (выпуск в четверг).

Размещение рекламы на сайте казанских «Аргументов и фактов» также немного повысится во время предвыборной агитации. Так, обычные баннеры стоят от 4,5 до 5 тыс. рублей, а на время агитации – 5,4 - 6 тыс. рублей. По стандартному прайсу статья до 3 тыс. знаков – 4 тыс. рублей, и до 5 тыс. знаков – 6 тыс. рублей, а по агитационному – 4,8 тыс. и 7,2 тыс. рублей соответственно. Обычная новость стоит 1 тыс. рублей, а на время агитации – 1,2 тыс. рублей.

«ЗОЛОТАЯ ПОРА ПОЗАДИ»

В СМИ довольно осторожно оценивают перспективы заработков в ходе избирательной кампании.

Александр Латышев – главный редактор газеты «Республика Татарстан»:

– Честно говоря, СМИ не очень удается заработать во время этого периода, такой вывод позволяют сделать прошлые выборы и практика общения с партиями. Конечно, я про все СМИ не скажу, хотя предполагаю, что ситуация у наших коллег такая же. Здесь есть некоторые факторы, влияющие на дело. Есть вполне здоровое желание у редакции заработать. И бывает, что расценки слишком завышенные и партии просто не имеют средств, чтобы пиарить себя посредством той же газетной рекламы. При этом цены меняются, чем ближе к выборам — тем выше расценки из-за большей востребованности.

Кто будет наиболее активно размещать публикации? Ответ очевидный: те, у кого больше средств. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что есть партии мощные, с хорошей финансовой подпиткой. Есть более скромные. Дифференциация явная. Мы надеемся, что богатые партии к нам придут. Они на слуху, те же самые «Единая Россия», «Яблоко», «Справедливая Россия», коммунистическая партия.

Предвыборная агитация в СМИ, я думаю, эффективна. Существует эффект раскручивающейся кампании. Чем ближе к выборам, тем больше к ним интерес у общества, у избирателей, у читателей в том числе. Если есть потребность в такой информации, то мы ее предоставляем. И люди ближе к выборам начинают осознавать то, что им предстоит сделать выбор. В этом помогают в том числе и рекламные материалы: как партия себя предлагает, мастерски ли? Это тоже искусство: уметь сделать так, чтобы тебя заметили, тебе поверили.

Никита Ишмуратов – гендиректор РА «Магазин»:

– Мне кажется, эффективнее размещаться там, где концентрируется наибольшее количество электората. Соответственно, надо размещаться в метро, где есть большое количество трафика. Логично хотя бы транслировать там имя кандидата, работать на узнаваемость лица. Один из основных принципов: избиратель делает свой выбор не на своих политических предпочтениях, а на визуальном эффекте.

Интернет-СМИ у нас очень сильно сегментированы. Например, ваша газета ориентируется на средний класс по Казани.

Возможно, надо работать с социальными сетями, но по опыту я говорю, что специалистов по работе с социальными сетями в Казани нет. Думаю, даже к следующим выборам эта работа еще не сформируется.

Телевидение малоэффективно. У местного очень низкий процент смотрения, и это в основном люди пенсионного возраста. На месте коммунистов я бы размещался на местных телеканалах. Например, «Эфир» смотрят глубокие пенсионеры, и для коммунистов это будет эффективно. На месте «Единой России» я бы вообще не задумывался о каком-либо размещении – они доводят все до людей на местах через бюджетников, через административный ресурс.

На самом деле специалистов по данному вопросу в Татарстане не осталось. Я вообще не припомню с середины 90-х годов, чтобы выборы были такими скандальными, грязными, но это означает, что борьба идет. Политтехнологи не были востребованы. В 90-е годы приглашались люди из Москвы. Получается, что специалисты должны появляться заново, чтобы разрабатывать кампании и уже определять площадки для медийных лиц и для тех, кто еще неузнаваем.

Очень эффективно для кандидатов просто ходить по дворам, объяснять людям, что предлагают. Кандидаты надеются, что где-то что-то опубликуют, а потом это перепечатают, и все избиратели получат информацию. Но на самом деле информация почти ни до кого и не дойдет. Надо слушать чаяния населения. Я уверен, что большинство депутатов даже не представляют, чем живет народ.

Геннадий Наумов – издатель газеты «Аргументы недели»:

– Золотая пора выборных кампаний давным-давно позади. Была «золотая лихорадка», мы зарабатывали не десятки, а даже сотни тысяч долларов. Это 90-е, часть нулевых.

Я был одним из генподрядчиков по агитации Ельцина. Помню одну прекрасную деталь. Тогда у нас была известная газета «Казанское время». Мы, после того как Ельцин в Татарстане посетил Сабантуй, опубликовали шарж про то, как Ельцин с Зюгановым бьется на бревне мешками с сеном. И сшибает Зюганова, естественно. Часов в шесть утра раздался звонок от Павла Грачева, срочно попросили номер газеты. «О, как шикарно!» — и нам поступил заказ в пределах 100 тысяч долларов.

А сейчас, как говорится, политическая платформа изменилась, выборов по существу нет. Главным образом работает кремлевский список. А если не попадешь в список, то никакая агитация не спасет.

Из-за этого редко кто продолжает еще заказывать предвыборные материалы в прессу. Раньше было принято политические расценки публиковать с коэффициентом три минимум. То есть втрое дороже. В прошлый же сезон и в этот, например, мы, газета «Аргументы недели», заявились, но оставили обычный рекламный прайс-лист. И особо не рассчитываем, конечно.

Сергей Сергеев – доктор политических наук, профессор КНИТУ (КХТИ):

– Если говорить о печатных СМИ, то они уходят в прошлое. Но надо учитывать два момента. Во-первых, традиционные печатные СМИ рассчитаны на аудиторию старшего возраста, которая более активно голосует. Во-вторых, существует известное политическим пиарщикам «правило 7 касаний». Правда, у нас это правило не особо практикуется. Вы должны донести информацию о партии, о кандидате своему избирателю не менее 7 раз. 7 раз ему как-то сказать в газете, на телевидении, в интернете, настенных щитах, занести листовку домой и так далее. А часто пускают ролик на телевидении, и все. Но это только одно касание.

Есть еще и третий пункт, который во многом отменяет предыдущие. Он и раскрывает, почему у нас порой кампания ведется столь бессистемно и столь неактивно. Это то, что называется административным ресурсом, когда важно, как посчитают, а не как люди проголосуют. Соответственно, есть те, кто думает, что у них с властями уже все схвачено и что им сделают энное количество процентов. Они не будут особенно стараться во время предвыборной кампании, а будут просто осваивать бюджет. А газеты — где раскидают, а где пачкой в макулатуру отправят. Этот пункт у нас полностью сохраняет свою актуальность.

Закономерно, что более активная агитация и пропаганда будут у тех партий, которые зависят только от голосования избирателей. Или которые не могут или могут в малой степени рассчитывать на административный ресурс. В наших условиях это коммунисты, которые проявят активность. Но не факт что в СМИ, потому что они предпочитают действовать «от двери к двери».

Активными в этом плане также могли бы быть демократические партии. Но видимо, им не хватает организации, не хватает кадров, не хватает уверенности в каком-то небольшом, но успехе. Например, можно среди них назвать «Яблоко», «Парнас».

==table358==