КОМАНДА БЫВШЕГО ШЕФА ПОВОЛЖСКОГО ФИЛИАЛА КРУПНЕЙШЕЙ РЕТЕЙЛ-ГРУППЫ РОССИИ ГОТОВИТ ЭКСПАНСИЮ В КАЗАНИ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в Казань выходит новый мощный игрок — федеральная сеть продуктовых дискаунтеров «Верный», которая насчитывает 200 магазинов в городах России. В столице Татарстана сетью уже арендованы четыре площадки. Событие является сенсационным для рынка вдвойне: проект инициировал предприниматель Андрей Рогачев — основатель «Пятерочки» и бывший акционер Х5, а в Татарстане сеть поднимать будет команда Радика Ибрагимова — бывшего управляющего Поволжским филиалом Х5. Его в марте этого года уволили вместе со всей командой в результате ликвидации казанского офиса и переподчинения сети самарской штаб-квартире компании. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что «Верный» создан с учетом всех ошибок «Пятерочки», делает акцент на чистоту и комфорт, и считают, что у ретейлера есть все шансы отвоевать долю у «коренных» игроков.

ДВАЖДЫ В ОДНУ РЕКУ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в ближайшее время в Казань выйдет новая федеральная сеть дискаунтеров — «Верный». Первые магазины откроются на Горках, Кварталах и в центре. Всего в городе на первых порах появится четыре магазина. В самой компании пока неохотно рассказывают о деталях проекта. Представитель компании «Верный» Юлия Колесникова сообщила «БИЗНЕС Online», что действия компании пока не комментируются. По ее словам, открытие магазинов в Казани и Татарстане пока находится на стадии проектов и они будут реализованы по мере того, как будет развиваться бизнес.

Интересный факт: торговая сеть «Верный» создана основателем сетей «Пятерочка» и «Карусель» Андреем Рогачевым. Сейчас мало кто помнит, что в 1998 году Рогачев вместе с партнерами зарегистрировал ООО «Агроторг» (оно и сейчас является держателем бренда «Пятерочка» и давним оппонентом «Ак Барс торга», у которого имеется сеть магазинов под брендом «Пятерочка»). В 2006 году произошло слияние «Агроторга» с сетью «Перекресток», в результате которого был образован холдинг X5 Retail Group. Основным акционером здесь стала финансовая группа «Альфа», основатели же «Пятерочки» владели пакетом приблизительно в четверть акций. В 2008 году Рогачев вышел из правления X5 и к 2011 году продал принадлежавший ему пакет 11,14 % акций X5, рыночная стоимость пакета на момент продажи составляла около $1,38 миллиарда.

Но уже в 2012 году миллиардер из Forbes Рогачев вновь вернулся в продуктовую розницу. Помимо него среди инвесторов присутствуют также бывшие менеджеры Х5 Retail Group: экс-гендиректор «Пятерочки» Олег Высоцкий и бывший глава уральского филиала Х5 Алексей Ваганов. Упоминается и экс-директор по маркетингу «Пятерочки» Марина Ратникова. Кстати, поначалу сеть дискаунтеров должна была носить имя Frank, но в последний момент был сделан выбор в пользу названия «Верный».

По планам ретейлера, в течение ближайших трех лет сеть должна увеличиться до не менее чем 400 точек на арендованных и собственных площадях в Москве и Санкт-Петербурге. Первоначальная заявленная сумма инвестиций — $1,5 миллиарда. Согласно данным с сайта компании, к концу 2013 года в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Екатеринбурге, Владимире, Новгороде работало 150 магазинов «Верный», а уже в апреле 2014 года был открыт 200-й универсам «Верный». К июлю 2014 года компания начала работу в Калуге и Калужской области, Ярославле и Ярославской области, Туле.

КОМАНДЕ ИБРАГИМОВА НАШЛОСЬ МЕСТО В «ВЕРНОМ»

Как рассказал источник на рынке, работать в «Верный» перешла Валентина Сахабеева — бывший начальник отдела развития Поволжского филиала X5 Retail Group, а также еще несколько топ-менеджеров. «Мы не комментируем действия конкурентов», — ответил на предложение дать комментерий о переходе бывших сотрудников начальник управления по связям с общественностью X5 Владимир Русанов. Но самая интересная кадровая новость: в «Верный» уже ушел Радик Ибрагимов, который еще с нулевых развивал в Поволжье сети Х5 и возглавлял Приволжский филиал группы, пока ее не расформировали. Его переход подтвердили сразу несколько источников, включая и представителей Х5.

Напомним, в марте этого года уведомления об увольнении получили топ-менеджеры Приволжского филиала одного из крупнейших федеральных ретейлеров X5 Retail Group. Филиал, управлявший 240 «Пятерочками», 18 «Перекрестками» и 8 «Каруселями» в трех республиках, расформирован, а входившие в него регионы — Татарстан, Удмуртия и Башкортостан — были переданы в Поволжский (Волжский дивизион) и Уральский филиалы.

Реорганизацию филиальной сети в группе тогда объяснили стремлением снизить управленческие расходы и увеличить эффективность компании. В опубликованном отчете X5 Retail Group за 2013 год уже приводится новая структура филиалов. В расформированном Приволжском филиале (Татарстан, Удмуртия и Башкортостан), по данным на конец 2013 года, насчитывалось 240 дискаунтеров, 18 супермаркетов и 8 гипермаркетов. В Средне-Волжском (Самарская, Саратовская, Оренбургская, Пензенская и Ульяновские области) — 180 дискаунтеров, 31 супермаркет и 7 гипермаркетов.

Теперь создан Поволжский филиал на основе Средне-Волжского с центром в Самаре с добавлением Волгоградской области и Татарстана. Чтобы расширенный Средне-Волжский филиал более соответствовал географической привязке, он был переименован в Поволжский (Волжский). Штаб-квартира филиала осталась в Самаре. А руководство расформированного Приволжского филиала, которое находилось в Казани, было сокращено.

«ЭТО ПЕРЕЗАГРУЗКА ФОРМАТА «ПЯТЕРОЧКИ» С УЧЕТОМ ЕЕ ПРОБЛЕМ И НЕДОСТАТКОВ»

«БИЗНЕС Online» выянил мнение экспертов о приходе нового игрока.

Иван Федяков — директор ИА «Инфолайн»:

— Сеть «Верный» создана господином Рогачевым, а управляет сетью господин Высоцкий. Известный бизнесмен Рогачев является учредителем торговой сети «Пятерочка», которая впоследствии была продана «Перекрестку», и создана X5 Retail Group. На тот момент это был крупнейший розничный оператор на рынке страны. Сейчас они уступили это место «Магниту». Высоцкий некоторое время назад покинул компанию «Пятерочка», а Рогачев существенным образом сократил свою долю в X5 Retail Group, и два этих очень опытных бизнесмена создали новую торговую сеть под названием «Верный».

Фактически «Верный» является очень серьезной угрозой для формата магазинов шаговой доступности в первую очередь для «Пятерочек». Все то, что Высоцкий уже не мог сделать в «Пятерочке», он делает сейчас в «Верном». То есть это некая перезагрузка формата с учетом тех проблем и недостатков, которые по объективным причинам были сложно исправимы в крупной организации с тысячами магазинов.

Радик Ибрагимов
В «Верный» перешел на работу Радик Ибрагимов, который развивал в Поволжье сети Х5 и возглавлял Приволжский филиал группы, пока ее не расформировали

Приведу пример работы «Верного» с точки зрения технологий. В магазинах сети в Москве и Питере применяются электронные ценники. Этого не было ни у кого до «Верного». Традиционные ценники, которые печатаются на принтере для товаров и вырезаются аккуратно, а затем разносятся по полкам — теперь это пассивная матрица, не требующая питания, электронный дисплей, на котором отображена вся информация, которую мы должны видеть на ценнике. Это, казалось бы, мелочь, но поверьте, это большая разница в масштабах большой сети, в масштабах нашей страны, где ценники нужно перепечатывать чуть ли не каждый день. Вопрос ценников — это очень серьезная головная боль для менеджеров магазина, потому что это всегда нужно контролировать. Если, например, сотрудники магазина по халатности не поменяли ценник на товаре, за это можно еще и попасть под суд, потому что это попадает под закон о торговле, под определение обмана потребителя. Это часто встречается, но не потому, что сети пытаются обмануть потребителя — всему виной халатность менеджера магазина. Даже в мире такое понятие, как электронные ценники, начали применять совсем недавно — это очень интересное и перспективное решение. Следующий этап — ценники, связанные по беспроводному каналу связи с IT-системой ретейлера, но пока это еще дорогое решение.

Думаю, что сеть «Верный» и на рынке Татарстана тоже будет развивать такие технологии. Причем не только у них, но и у других сетей.

По формату сеть близка к «Пятерочке». Это формат магазинов шаговой доступности ближе к эконом-варианту, но с определенными элементами чего-то большего. «Верный» пытается это реализовать через кулинарию. Это качественный магазин шаговой доступности. Ассортимент стандартен. По ценам сеть не демпингует и не пытается за счет этого получить потребителя.

Елена Задорожная — руководитель отдела по работе с ретейлерами компании JLL:

— Сеть магазинов «Верный» была создана менее двух лет назад — первые магазины открылись в Москве и Петербурге в октябре 2012 года. Сейчас сеть насчитывает более 200 магазинов в разных регионах России, включая Московский регион, Петербург и Ленинградскую область, Владимир и область, Екатеринбург и Свердловскую область.

«Верный» работает в сегменте дискаунтера, и основным конкурентом сети являются «Магнит», «Пятерочка», «Дикси». При этом создатели сети «Верный» заявляют, что особый акцент в магазинах делается на поддержании чистоты и более комфортной обстановке.

На наш взгляд, менеджмент компании стремится использовать накопленный ранее опыт в сфере развития дискаунтеров, чтобы сделать сеть лучше как внешне, так и операционно. Это должно помочь новым магазинам «отвоевать» долю рынка у «коренных» игроков.

РоманГринченко — аналитик агентства «Инвесткафе»:

— «Верный» — это относительно небольшая сеть магазинов в формате «у дома». По данным компании, на конец 2013 года насчитывалось 150 магазинов.

Сеть является «мягким дискаунтером», выделяющим основными своими конкурентными преимуществами свежесть овощей и фруктов, а также чистоту в магазинах. Я ожидаю, что основными ее конкурентами станут такие сети, как X5 Retail Group («Пятерочка») и «Магнит».

Учитывая то, что основателем сети является экс-совладелец X5, я предполагаю, что эта сеть действительно может стать лучше, чем «Пятерочка» до реконцепции. Наиболее вероятно, что в этом проекте были учтены ошибки, допущенные при развитии формата «Пятерочки». Впрочем, я не ожидаю, что компании удастся стать серьезным конкурентном для X5 в краткосрочной перспективе. Это обусловлено тем, что X5 постепенно проводит реконцепцию своих магазинов, что существенно повышает их конкурентоспособность