ОТ ВИРТУАЛЬНОСТИ — К РЕАЛЬНОСТИ

В 2008 году две японские компании запустили проект по поиску талантливых автогонщиков среди любителей видеоигр. Видеоигры были созданы, чтобы дать возможность почувствовать себя за рулем суперкара или гоночного болида всем желающим, хотя бы виртуально, включая тех, у кого нет прав или денег на приобретение авто. Вначале симуляция процесса была весьма условной. Но с развитием технологий создателям лучших продуктов удалось довести уровень имитации езды в видеоиграх до такой степени, что виртуальные автомобили и их настоящие прототипы практически перестали отличаться друг от друга по поведению на трассе. На ведущих ролях в этом плане оказалась серия японских игр Gran Turismo для приставок PlayStation. Ее создатель Кадзунори Ямаути считается настоящим перфекционистом, который тратит невероятное количество времени и средств, лишь бы огромное число машин в виртуальном мире его игры точно соответствовали настоящим образцам.

За это он заслужил самые высокие оценки как игроков, так и представителей автоиндустрии, которые увидели великолепный маркетинговый потенциал в серии Gran Turismo. Знаменитые мировые автопроизводители — Mercedes-Benz, Lexus, McLaren — приглашали Ямаути протестировать их новинки задолго до публичного показа, лишь бы машины обязательно попали в очередную версию игры с полным соответствием к оригиналу. А дальше всех пошла компания Nissan. Она предложила создать невероятный по масштабу совместный проект, когда по всему миру проводится отбор лучших игроков Gran Turismo. Геймеры получают возможность поучаствовать в серии испытаний, в результате которых лучшие не просто садятся за руль гоночных машин на одно-два соревнования. Японцы сопровождают за свой счет карьеру победителя в течении нескольких лет. По некоторым оценкам, годовой бюджет в расчете на одного гонщика-победителя составляет около полумиллиона долларов!

ОТЕЦ НЕ ПРИ ЧЕМ

В 2012 году GT Academy пришла в Россию. Теперь каждый мог купить приставку, загрузить специальную программу из интернета и принять участие в виртуальном розыгрыше путевок на национальный отборочный тур. Примерно так и хотел сделать пару лет назад казанец Тарас Шатов, который в августе 2014 стал участником финального европейского отбора мирового чемпионата среди любителей видеоигр GT Academy в Англии.

— Где ты узнал о GT Academy?

— Я впервые услышал об этой программе из статьи в журнале и, кончено же, сразу заинтересовался. Решил, что куплю приставку и начну тренироваться. Затем в определенные дни нужно было стартовать в оnline-гонках на время прохождения круга. Показавшие лучшее время круга получали приглашение принять участие в отборочных состязаниях уже на настоящих машинах. Но в тот момент как раз началась сессия в институте, потом дела, в общем стало не до этого.

— И следующие два года даже не вспоминал о GT Academy?

— Иногда вспоминал, но первоначальный запал иссяк, если честно. А в июне этого года мы с друзьями пошли на шоу Kazan City Racing на площадь Тысячелетия. Там один знакомый сказал мне, что в палатке возле стадиона установлена куча автосимуляторов и идет отбор в GT Academy, предложил попробовать. Моя подруга также активно поддержала идею. Естественно, мы сразу пошли туда.

— Недавно слышал разговор, что есть те, кто считает, что твой проход в следующую стадию турнира был спланирован заранее. Ведь все знают, что твой отец Олег Шатов — известный в автоспортивных кругах человек, руководитель Казанской школы высшего водительского мастерства, который к тому же был участником Kazan City Racing.

— Эти разговоры — полная ерунда. Такое может говорить только тот, кто не был в тот день на шоу. Там же абсолютно все было на виду. Все заполняли анкеты в одном месте, где указывались только ФИО, координаты для связи, и такие моменты, как наличие прав, загранпаспорта, есть ли спортлицензия и все. А кто ты, откуда и прочее, никого не интересовало. Результаты заездов также видели все, там народу просто битком было. Поразило, что многие даже специально приезжали для отбора в GT Academy. Я, например, видел таких людей из Екатеринбурга и Перми.

— Хороший результат сразу удалось показать?

— Да, там не было особо времени на раскачку, пришлось сразу выкладываться на все 100 процентов. Не скажу, что я профи-геймер и увлекаюсь этим делом, хотя бывает прокачусь пару часиков за компьютером. Но в играх последнего поколения уровень симуляции такой, что если ты быстро ездишь в реальной жизни, то и с игрой моментально находишь общий язык. Я хоть и не регулярно пока выступаю в автосоревнованиях, но отец многому меня научил, и за рулем уже уверенно себя чувствую лет с 13, а сейчас мне 23. К тому же имела значение психологическая подготовка, умение выдерживать прессинг. В той атмосфере, в которой происходил мини-отбор, это тоже было важно. Вокруг слишком много было отвлекающих факторов, тех же людей, которых в месте проведения турнира собралось просто огромное количество, громкая музыка, ограниченное время и прочее. Мне помог опыт участия в автогонках по дрифту, дрэгу, тайм-аттакам и фигуркам, который у меня имеется. Время я показал хорошее, но не лучшее, впрочем, в следующий тур проходили сразу 6 человек. И в заветную шестерку я попал.

НЕ ЗАБЫВАЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ ФОРМЕ

— И что было дальше? Снова виртуальные гонки или уже реальные?

— А дальше шестеро лучших по итогам заездов на KCR полетели в Сочи. Там происходил национальный отбор прямо на строящейся трассе, где в октябре пройдет первый в истории российский этап «Формулы-1». Всего участников было 24, со всей страны. И вначале действительно все началось с гонок на компьютерных симуляторах. Только теперь было несколько видов состязаний, как на скорость прохождения круга, так и на стабильность быстрой езды на протяжении множества кругов. А вот потом пошли физические упражнения, довольно непростые. После которых без перерыва сразу же вождение на кроссоверах Nissan Juke. К счастью, это были соревнования по фигурному маневрированию. В подобных я постоянно участвую в Казани, и поэтому в этой дисциплине удалось показать отличные результаты. А закончилось все так называемым медиа-тестом. Нас проверяли на умение давать интервью, общаться с прессой, хорошо держаться при этом. Сейчас это очень важный элемент в автоспорте. Без умения общаться с прессой, спонсорами, зрителями сейчас большой бюджет найти почти невозможно.

— И после сочинского национального отбора ты сразу попал в число финалистов?

— К сожалению, нет. Меня немного подвела физическая подготовка. Если честно, даже не ожидал, что требования к физической форме претендентов будут настолько сложными и важными при отборе. В итоге я занял 7-е место и стал резервным пилотом на случай, если кто-то из финальной шестерки не сможет поехать в Англию, где обычно проводятся финальные испытания. А в итоге английские визы по разным причинам не получили сразу два участника, и мне достался счастливый билет. Причем визы и билеты на руки я получил утром, а вечером того же дня уже надо было лететь в Лондон. Кстати, это была моя первая поездка за границу.

— И много национальных команд собралось в Англии на этот раз?

— Команд было 7, но национальных, помимо российской, только три: английская, итальянская и французская. А еще три команды были смешанными: Бенилюкс, Иберия (Испания/Португалия) и команда, в которую вошли шведы, чехи и поляки. Фактически состав участников отражает, какие страны наиболее приоритетны для спонсоров академии. Правда, в 2012 и 2013 годах среди спонсоров был G-Drive (проект ОАО «Газпромнефть»), и победитель российского национального отбора автоматически становился профессиональным гонщиком в рамках GT Academy. Но затем «Газпром» ушел из проекта, и теперь путевку в большой спорт россияне могли получить только в споре за единственную путевку на 41 участника финального европейского отбора.

ПРОСТЫМ ГЕЙМЕРАМ МАЛО ЧТО СВЕТИТ

— А кем в основном были участники финала? Геймеры или наполовину автогонщики, как в твоем случае?

— На самом деле, большинство были автогонщиками той или иной степени подготовки. А чистых геймеров было раз-два и обчелся. И почти все они выбыли уже в первый же отборочный день, когда нужно было преодолевать сложную полосу препятствий, которую подготовили отставные военные из английского спецназа SAS. Там действительно было непросто. Трасса была длиной около 3,5 километров, но состояла она из бесконечной череды сложных препятствий, где самым легким элементом был длительный бег по рыхлому влажном песку. В основном же — преодоление водных преград, в том числе с ледяной водой, подъем на холмы, перелезание через заборы, сетки, бег по бревнам, лабиринтам, ползанье под колючей проволокой и под проводами с электричеством, лазанье по канатам и многое другое. К счастью у нас в команде был недобор одного человека и никто не отсеялся в этот день, но вымотались мы тогда изрядно.

— Как долго длился финальный отбор и что еще входило в его программу?

— Отбор длился 8 дней, и мы ни разу не садились за руль компьютерных симуляторов. Зато почти каждый день — автогоночные испытания, всегда разные. В основном на знаменитой трассе «Сильверстоун», где когда-то проходил дебютный этап чемпионата мира «Формулы-1» в 1950-м. Но были выезды и на другие треки. Приходилось участвовать в гонках на выживание, автокроссе, дрифте, джимхане, кольцевых заездах по гоночной трассе на самой разнообразной технике — на стандартных Caterham, Nissan Micra, Nissan 370Z и Nissan GT-R, на спортивном Nissan 370Z, на одноместных формульных болидах и багги, двухместных открытых спортпрототипах. На таких машинах я раньше не ездил, поэтому было сложновато, но очень интересно. Главное, что мне удалось показывать хорошие результаты и неоднократно получалось заслужить похвалу за качество подготовки. К сожалению, в предпоследний день гонки выбыл и я, но винить в этом могу только себя. Задачей в испытании было стартовать на Nissan GT-R и обогнать за три круга 8 пилотов на суперкарах Ferrari и Aston Martin. Сделать это было непросто, ведь они ехали тоже быстро и не собирались играть в поддавки. Иногда для обгона нужно было либо самому выезжать за пределы трека, либо выдавливать соперника. А машины все очень дорогие и пойти на такое психологически было непросто. Мой результат оказался худшим из трех россиян, еще остававшихся в строю.

— Сильно расстроился по этому поводу?

— На самом деле, нет. Я всегда помнил обстоятельства, при которых попал на финал. И поэтому настроение было такое: выиграю — здорово, не выиграю — ничего страшного, я ведь попал сюда, запрыгнув на последнюю ступеньку уходящего поезда. Зато абсолютно бесплатно удалось получить бесценный опыт и осуществить сразу несколько вещей, о которых мог только мечтать. Побывал в Англии — Мекке современного автоспорта и очень интересной стране. Поездил на огромном количестве гоночных машин в настоящих боевых условиях. Тренировался и получал навыки под руководством опытных инструкторов и гонщиков, включая знаменитого пилота Джонни Херберта, который выступал в «Формуле-1» в одной команде с Михаэлем Шумахером, являлся победителем этапов Гран-при и гонки в Ле-Мане. Узнал, как примерно устроен мир автоспорта в современных условиях.

ХОРОШЕЕ ПОРТФОЛИО У МЕНЯ УЖЕ ЕСТЬ

— И в чем главное отличие от того, что ты видел в российском автоспорте?

— Во-первых, меня впечатлило, какое внимание уделяется работе с прессой. Мы практически после каждого соревновательного дня очень много времени уделяли общению с журналистами и теми, кто выполнял их роль в тренировочном кэмпе. Нас просили рассказать о себе, о том как прошла гонка, о каких-то отвлеченных темах порой. Чтобы понравиться зрителям, спонсорам, прессе, нужно уметь хорошо держаться, связно и по делу говорить, шутить, импровизировать. И все это после сложных испытаний, задача совсем непростая. Хотя в России сейчас тоже приходит понимание, насколько важны все эти вещи.

По-настоящему удивило, каким неподдельным интересом пользуется автоспорт у англичан. Мы как-то случайно попали во время уикенда на небольшую гонку местного значения, а там яблоку упасть негде было от числа зрителей, да и участников было непривычно много для гонок местного пошиба. У нас такого я не видел ни разу. Например, в Казани на кольцевых гонках наполняемость трибун оставляет желать лучшего, даже когда много рекламы накануне и сами соревнования проходят очень интересные. В этом направлении организаторам, конечно, предстоит долгая и кропотливая работа.

— Какие у тебя сейчас планы на ближайшее будущее, в чем могут помочь тебе знания и опыт, которые ты получил в GT Academy?

— Самый важный момент — теперь появилась уверенность в своих силах и понимание, в какую сторону двигаться. Во время отбора у меня получалось с первого же захода показывать время на уровне лучших ребят из Европы, неоднократно инструкторы хвалили за хорошую базисную подготовку. Сейчас уже четко знаю, как лучше строить тренировки, в каком направлении, и параллельно буду искать возможности для выступления в профессиональных гонках. Хорошее портфолио у меня уже есть, дальше все зависит от меня самого. Попробую найти спонсоров и, возможно, в следующий раз буду давать интервью вам уже как победитель престижных автосоревнований.