Этим летом в Татарстане наконец-то приняли программу по развитию туризма до 2020 года. Директор туристической компании «Трэвэл-эндвок» Юлия Таланова в своей очередной статье, написанной специально для газеты «БИЗНЕС Online», указывает на заметные средства, выделяемые для этой сферы, но сомневается в эффективности ее исполнения муниципалитетами, поскольку в районах пока не хватает специалистов, миграция которых внутри республики может стать одним из способов решения вопроса. Кроме того, по мнению нашего автора, соответствующие ведомства собираются развивать в качестве туристических довольно своеобразные объекты.
ШОП-ТУР ПО ТАТАРСКИ
Конечно, государственная программа по развитию туризма нужна была давно. Сначала ее долго составляли, потом продолжительное время правительство не могло ее принять, вносились постоянные дополнения — и вот, наконец, у нас появился документ, который дает представление, где и примерно каким образом в Татарстане будет развиваться туризм.
Деньги на программу выделяются немалые. За 6 лет — свыше 1,83 млрд. рублей. Планируется, что финансирование будет вестись за счет республиканского и муниципального бюджетов, а также из внебюджетных источников
Пока в программу, насколько мне известно, вошли 17 районов Татарстана. Однако, если кто-то из невошедших муниципалитетов представит республиканскому комитету по туризму интересный проект, он тоже может быть включен в нее. Теперь осталось добиться того, чтобы эта программа действительно заработала. Хотя в ней тоже есть спорные вопросы. К примеру, планируется развивать зоны, которые в туристическом плане на данный момент малоизвестны и неинтересны. К примеру, «Новая Тура». То ли у нас туристами считаются вьетнамцы и гости из Средней Азии, то ли туристические агентства должны будут свозить отдыхающих, чтобы те отоваривались на рынке... Возят же в Египте по сувенирным лавкам и фабрикам по производству духов, почему бы и в Татарстане не применить подобный опыт...
МИГРАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Для того чтобы район включили в программу по развитию туризма, он должен был разработать свою программу, в которой отмечены все преимущества данной территории для отдыхающих. Но на местах специалистов, кто мог бы грамотно заняться этим вопросом, нет. Местные власти нанимали людей из различных институтов и университетов, чтобы те нашли туристическое преимущество данной местности. И действительно, у многих районов были предложены очень неплохие проекты.
Однако после того как эту красиво написанную программу по развитию туризма приняли на республиканском уровне, ее исполнение ложится на муниципалитет, где, как мы уже знаем, нет специалистов, готовых грамотно работать в этой отрасли. Или нет должности, штатной единицы в администрации, где бы этот человек мог трудиться.
Конечно, все зависит от людей на местах, от их инициативности. Но у них нет механизма, как выйти на потребителя даже с существующим продуктом. С помощью работников нашего агентства мы раскрутили Лаишевский район на туристическом рынке Казани и теперь многие компании предлагают этнические туры, которые пользуются успехом. В то же время много замечательных с точки зрения туризма других мест в Татарстане пустуют, потому что про них никто не знает и отдыхающие туда не едут. По сути, это задача районов рекламировать свои красоты. Госкомитет по туризму старается изменить ситуацию, но пока в муниципалитетах плохо понимают, как туризм может развиваться в их местности. В представлении чиновников туризм — это когда покупаешь путевку в Египет или Турцию.
В Чистополе недавно создали музей-заповедник и хотят сделать город более привлекательным для отдыхающих. Для развития музейного комплекса пригласили специалистов из Елабуги. То есть в Татарстане идет миграция профессионалов из района в район.
ДЕНЬГИ ПРОХОДЯТ МИМО...
Если мы двигаем туризм, то нужны образовательные программы, чтобы помогать людям на местах. Конечно, не во всех районах ситуация одинаковая. Кроме раскрученных брендов Свияжска, Болгара и Елабуги, есть места в Татарстане, где так же пытаются развить сферу туризма. Но она там находится в зачаточном состоянии. А гости, как правило, приезжают уже с высокими требованиями.
Проблема еще в том, что отрасли не хватает единого информационного ресурса. Как для тех, кто работает в этом бизнесе, так и для туристов. К примеру, по России существует немало грантов по развитию туристической отрасли. Но на местах о них часто не знают.
В агентстве по туризму активная работа с районами Татарстана запланирована на 2015 год. К началу следующего летнего сезона там обещают разработать готовые маршруты, которые можно будет продавать туристическим компаниям. Часть районов попала в федеральную программу по развитию внутреннего и въездного туризма, и какие-то затраты по созданию инфраструктуры будут профинансированы федеральным центром.
НЕДОДЕЛАННЫЙ ИНТЕРНЕТ
Еще одна из статей, которая так же прописана в республиканской программе, — это увеличение присутствия туристских возможностей Татарстана в сети интернет. На это до 2020 года планируют потратить чуть больше 50 млн. рублей. К сожалению, у нас нет единого ресурса, где можно было бы почерпнуть полную информацию, что и где можно посмотреть в Татарстане. И человеку, кто планирует свой отпуск ли выходные, не просто будет сориентироваться. А те ресурсы, какие существуют, не обладают всей полнотой информации и сложны по навигации. Взять, к примеру, официальный гид Казани gokazan.ru. Там на центральной странице в начале недели не было никакой информации, что будет происходить в столице Татарстана 30 августа и на каких площадках. А когда звонишь по телефону, указанному на ресурсе, тебе в трубке сообщают, что «абонент в сети не зарегистрирован». А ведь наверняка люди из Москвы и уж точно из районов Татарстана хотели бы приехать в Казань на праздник.
Судя по этому порталу, у нас в столице работает всего два туристических агентства. Зато туристы могут узнать о наличии зоопарка в нашем городе. Правда, как для него добраться, остается тайной.
В поисках сайта татарстанского агентства я наткнулась на аналогичный ресурс из Бурятии. И там есть все, начиная от календаря событий, какие могут быть интересны туристу в течение года, заканчивая интерактивной понятной картой и информацией для субъектов малого предпринимательства в сфере туризма о том, как они могут получить субсидии или возмещение части затрат из республиканского бюджета.
Вроде бы это кажется мелочью, однако, учитывая, что многие, особенно молодежь, планируют свой отдых с помощью интернета, отсутствие четкой информации может повлиять на решение приезжать в итоге отдыхать в Татарстан или нет...
Юлия Таланова
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.