Свой первый автокомплекс Ринат Гаптельхаков — владелец группы компаний «ТранзитСити», построил 13 лет назад. Тогда же, общаясь с дальнобойщиками, он понял, что заправка на трассе должна не только обеспечивать качественным топливом, но и полным набором сервисных услуг: магазинами, кафе, парковками, шиномонтажными сервисами. С того момента компания построила два десятка автокомплексов, и все они отвечают требованиям самых взыскательных клиентов. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, почему в далеком 1998 году, когда в стране произошел дефолт, он рискнул открыть свой бизнес, к чему могут привести махинации с качеством топлива и зачем его компания проводит ребрендинг своих автокомплексов под новой торговой маркой IRBIS.

ELG_2927.jpg
Ринат Гаптельхаков: «Если приходишь на рынок и хочешь заработать быстро, то о качестве можешь не волноваться. А если хочешь долго присутствовать на топливном рынке, то с качеством шутить нельзя»

«В 90-Е НЕ БЫЛО УВЕРЕННОСТИ В БУДУЩЕМ»

— Ринат Назипович, 16 лет назад вы организовали свой бизнес, который сейчас представляет собой группу компаний. А с чего все начиналось и почему вы выбрали именно топливный бизнес, ведь тогда, в 90-е годы, это было весьма рискованно?

— После окончания энергетического института я работал теплотехником на КМПО. Это было начало 90-х, а вы сами знаете, какие были тогда времена, на одну зарплату не проживешь. Приходилось подрабатывать ремонтом кондиционеров, установкой металлических дверей. Помню, как возил их на стареньком запорожце. И получилось так, что устанавливал дверь знакомому, он и предложил перейти в компанию «Акос», где работал. Дело было в 1994 году. Предложили возглавить новое бензиновое направление. Я согласился. Тогда, чтобы заниматься розничной продажей топлива, требовалась лицензия, а выдавал ее в Татарстане единственный монополист — «Татнефтепродукт». Получить лицензию у них было очень сложно, ведь им не нужны были конкуренты, даже список документов, необходимых для получения лицензии, был тайной за семью печатями. Но мне удалось одному из первых в республике получить этот документ. В результате я стал курировать уже несколько объектов. Спустя два года понял: энергии много, а все, что планируешь, к сожалению, не сбывается. И это понятно: когда на кого-то работаешь, далеко не все свои идеи можешь реализовать. В общем, наступило время пробовать себя в этом бизнесе. Из компании я ушел и стал работать самостоятельно. Сначала просто где-то купил топливо, где-то продал. Нанимал бензовозы, находил поставщиков топлива, покупателей. В общем, купи-продай. Но уже к концу 1998 года созрел для того, чтобы организовать юридическое лицо, собственную фирму с единственным на тот момент сотрудником — мною. Как раз в это время грянул дефолт…

— То есть вы зарегистрировали компанию в тот момент, когда сотни фирм уходили с рынка?

— Конечно, это было рискованно. Но я был вынужден оформиться как юридическое лицо. И причин тому было несколько. Во-первых, все свои заработанные деньги я вкладывал в топливо, а у людей, которые его покупали, не было средств расплатиться. Вот они и расплачивались тем, что у них есть. Тот же «Акос», к примеру, расплатился со мной землей, а оформить сделку можно было только между юридическими лицами. Второй момент: если ты работаешь от имени компании, то и у клиентов, и у поставщиков совсем другое отношение. Доверия больше. А к тому времени у меня уже сформировалась база поставщиков и клиентов. И конечно, в фирму пришли новые сотрудники. Кстати, наш первый автокомплекс мы построили как раз на том земельном участке, которым расплатился «Акос». Он находится на трассе М7 в районе села Щербаковка.

— А с какими трудностями пришлось столкнуться в начале становления вашего бизнеса?

— Уверенности не было в будущем. Помните лихие 90-е с их бандитскими разборками, группировками, «стрелками»? Поставка топлива тогда выглядела так: нанимаешь бензовоз, водителя (а еще не каждый согласится ехать), берешь брезентовый мешок с деньгами (если помните, тогда деньги исчислялись в миллионах), едешь на завод. А там тебя никто не ждет, там свои посредники крутятся. И вариантов «кидалова» тогда было очень много. Так что деньги можно было быстро потерять. Да и на дорогах что тогда творилось! Водители, когда ездили на нефтеперерабатывающий завод в Уфу, вообще в дороге на отдых не останавливались. Кстати, некоторые из них сегодня достигли руководящих постов в нашей компании, они в свое время прошли настоящую школу мужества.

«ЧТОБЫ БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА, НУЖНО ИМЕТЬ СВОИ БЕНЗОВОЗЫ И НЕФТЕБАЗУ»

— Помнится, в те годы был не только дефицит топлива, но и качество его было очень сомнительным…

— Я это понял, еще работая в «Акосе». Действительно, в Казани тогда качественного топлива практически не было. А для того чтобы поставлять качественный бензин или дизтопливо, нужно было иметь как минимум собственный бензовоз. Первый бензовоз я купил в 1998 году, потом приобрел еще два — все по дешевой цене. Оформлял техосмотр, лицензию и продавал топливо. Первые точки продажи находились в Казани на улицах Гаврилова, Мусина и проспекте Победы. Мы старались держать качество, топливо брали напрямую с заводов. К слову, тогда у меня операторами в основном учителя работали, а это люди интеллигентные, глубоко порядочные, поэтому обслуживание было на высоком уровне. Да, и мы никогда не разбавляли бензин! В топливном бизнесе можно заработать быстрые деньги, но если ты сделаешь один неверный шаг — враз потеряешь все. Следующий момент: я с самого начала мечтал о своей нефтебазе, ведь, только имея ее, ты можешь быть уверенным в качестве топлива. Условно говоря, есть 100 способов, как можно качество топлива свести на нет, и вы никогда ничего не сможете предъявить. Поэтому прежде всего хотелось иметь свою нефтебазу. В 2006 году у нас появилась первая нефтебаза, затем — вторая. Одна рассчитана на небольшой объем топлива, вторая — на большую производительность, на поток. Последняя, я считаю, одна из крупных в регионе, объемом на 16 тысяч тонн топлива. Мы получили лицензию на водопользование, построили причал, откуда принимаем топливо с танкеров, у нас два тупика и своя железнодорожная ветка. Кстати, когда я покупал свою первую железнодорожную цистерну, пришлось продать дом, гараж да еще и денег занять. Я тогда вложился в нее и с этого момента пошел вверх.

— Жена не сопротивлялась? Все же продажа дома…

— Нет, она такая же, как и я. Мы, когда гостиницу построили, ее мебелью обставили, а у самих дома мебели не было, спали на полу.

— А супруга тоже участвует в вашем бизнесе?

— Да, она занимается придорожными магазинами, но в основном нашими кафе «Юмарт», что в переводе с татарского означает «щедрый». Это полноценные придорожные комплексы со своей кухней, своими мясным и овощным цехами, поварами. У нас основной принцип: привезли мясо, разделали и сразу приготовили. Мясо покупаем у местных фермеров и крестьянских хозяйств. Бразильского мяса нам не надо. Люди на трассе должны иметь возможность посетить чистое, красивое кафе с качественной кухней.

— И в первую очередь заправиться качественным бензином.

— По бензину это однозначно. У нас жесткий контроль качества топлива. В первую очередь есть собственная лаборатория. И это не просто колба, а целое здание с оборудованием на 5 миллионов. Напрямую с завода-поставщика приходят проверенные и опломбированные цистерны на нефтебазу, там проводится вторичный контроль, еще раз проверяется качество топлива. Потом пломбируются свои бензовозы, которые доставляют топливо на заправки. Бензовозы оснащены навигаторами, так что каждое движение транспорта отслеживается. Контроль качества осуществляют и государственные службы. Отмечу, что за 16 лет, что мы работаем на рынке, ни одна контролирующая служба нам ни разу не выдала предписаний о нарушении.

ELG_2995.jpg
«На сегодняшний день мы эксплуатируем 20 автокомплексов, планируем запустить еще 5»

«ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСА СТОИТ НЕМАЛЫХ ДЕНЕГ, НО ЭТО ОДНО ИЗ ПРИТЯЖЕНИЙ АЗС»

— А как вы пришли к тому, что нужно развивать сервис на заправках, ведь на тот период в республике почти не было примеров организации сервисного обслуживания на АЗС?

— Когда мы построили свою первую стационарную заправку, у меня не было ни опыта, ни понятия, как должны развиваться автокомплексы. Я общался с дальнобойщиками и понимал, что необходимо создавать максимальное количество услуг. На трассе человек как минимум хочет три раза в день покушать, он хочет нормально сходить в туалет, нормально припарковаться. Понятно, что организовать для клиентов комфорт и удобство стоит немалых денег, но это все и есть одно из притяжений автокомплексов. Поэтому на следующем этапе мы одними из первых в регионе построили гостиницу при заправочном комплексе. Открыли кафе, автомагазин, потом уже и шиномонтаж появился. Со временем стали появляться и другие дополнительные услуги. Но настоящий прорыв произошел, когда я впервые побывал в Германии (раньше мы варились в основном в собственном соку), где познакомился с владельцем крупнейшего заправочного бизнеса. Он и показал нам, как этот бизнес развивается у них. Стали ездить и по другим странам, смотреть, перенимать опыт.

— Из небольшого ООО вы выросли в группу компаний. Что сейчас входит в структуру предприятия?

— Это сеть АЗК. На сегодняшний день мы эксплуатируем 20 автокомплексов, планируем запустить еще 5. При этих комплексах у нас идет несколько направлений. Это розничная продажа ГСМ, розничные магазины, где есть зоны автотоваров, бытовой химии, продуктов в дорогу, фастфуда, кофе. Также при этих объектах есть большие парковки. Сеть кафе «Юмарт» также представляет отдельный бизнес. На АЗК работает сеть шиномонтажных комплексов. Мы являемся дилерами крупной компании «Мишлен». Для отдыха наших клиентов мы открыли сеть отелей, которые работают по собственной хозрасчетной системе. Отдельное направление — это оптовая торговля ГСМ.

Помимо этого, оказываем услуги хранения нефтепродуктов на наших нефтебазах, и это тоже можно рассматривать как самостоятельный бизнес. Также оказываем транспортные услуги: имеем собственный парк из 25 бензовозов, скоро поступят еще 15. Продажей ГСМ занимается компания «Транзит-Ойл». «Транзит карт» развивает направление топливных карт: реализацию своих и налаживание отношений по работе с партнерами в данной сфере.

222.jpg
«Недавно открыли под брендом IRBIS новый комплекс, он расположен на трассе М7, на 710 километре в Чувашии»

«ИДЕМ НА МОСКВУ С НОВЫМ БРЕНДОМ IRBIS»

— Ваша компания проводит ребрендинг, с чем это связано? В чем основная идея нового бренда IRBIS («Ирбис»)?

— Можно было пойти двумя путями: дальше развивать франшизу или работать под тем названием, под которым у нас существует группа компаний «ТранзитСити». Мы выбрали третий путь — создать новый бренд. Форматы наших автокомплексов на сегодняшний день уникальны в России, все технологии, оснащение АЗС мы берем с Европы. И очевидно, если мы в Татарстане работаем по «Лукойлу», а он начинает сам развиваться в нашем регионе, то когда-нибудь франшиза закончится, нам все равно придется искать, под каким брендом работать. А когда мы приняли для себя программу развития сети АЗС на федеральных трассах вплоть до Москвы (трассы М7 и М5), мы понимали, что аналогичной нашей сети по своему составу предоставляемых услуг, товаров, наверное, нет. И поэтому, если мы создадим свой собственный бренд, он действительно будет выделяться на фоне других автокомплексов. И этот бренд будет узнаваемым, у него будет свое лицо. А франшиза действительно ужесточается. Если брать сильные бренды и франшизы под эти бренды, то приходится платить очень большие роялти и очень большие вознаграждения. Собственный бренд и формат, который мы сейчас эксплуатируем, позволят нам стать конкурентоспособными на трассе. Что мы в итоге получаем уже сейчас.

ELG_2921.jpg
«Собственный бренд [IRBIS] и формат, который мы сейчас эксплуатируем, позволят нам стать конкурентоспособными на трассе. Что мы в итоге получаем уже сейчас»

— Вы будете модернизировать уже существующие автокомплексы в соответствии с новым брендом?

— Да, конечно. Сейчас идет строительство нескольких автокомплексов, мы их сразу строим под брендом IRBIS. В течение двух, максимум трех лет мы планируем все свои АЗС подвести под данный формат.

— А сколько всего АЗС сегодня уже работает под новым брендом?

— Сегодня в Казани четыре заправки на этапе ребрендинга. Новую АЗС строим в Лаишевском районе, на трассе Казань — Оренбург, прямо за Сокурами. Там будет очень большой комплекс. Предусмотрено не только кафе с горячим питанием, но и с быстрой едой — фастфудом. Там вкладываются серьезные деньги в оборудование, европейские технологии. Недавно открыли под брендом IRBIS новый комплекс, он расположен на трассе М7, на 710 километре в Чувашии.

— Какое оборудование там установлено?

— На данном объекте мы применили новейшие технологии, с нами работали самые успешные и известные подрядчики, которые сотрудничают с крупными федеральными сетями и европейскими компаниями. Мы установили новые немецкие колонки, обновили интерьеры и экстерьеры, открыли зону фастфуда, кофе-бар. И мы видим, что это действительно востребовано. То есть те клиенты, которые хотят быстро перекусить, выпить хороший кофе, с удовольствием пользуются этими услугами. Естественно, как и на других наших комплексах, там есть Wi-Fi (вай-фай), бесплатные туалеты, полноценный магазин.

— Какие планы на будущее? Как еще планируете совершенствоваться?

— Мы постоянно экспериментируем, к примеру, еще лет 10 назад первыми установили автоматическую заправку. Кстати, считаю, что именно за ними будущее в городской среде. Аналогичные заправки мы видели в Португалии, они установлены прямо на выезде из торговых центров. Это очень выгодно, ведь «автоматы» не требуют больших территорий, а цена топлива на них ниже, так как нет участия оператора. В Европе они распространены, у нас, к сожалению, пока дело идет тяжело. Но мы уже ведем переговоры с одной из крупнейших строительных компаний в Казани, они в своих проектах будут предусматривать наши автоматические заправки. Разрабатываем еще один интересный проект городского формата — оплата топлива после заправки. В Европе это применяют, в Москве, Петербурге. Когда мы отработаем все процессы этой системы, думаю, что месяца через три в Казани мы ее внедрим.

65802.jpg
Коллектив компании «ТранзитСити»

— Планируете ли дальнейшее строительство автозаправочных комплексов?

— Приобрели три участка с существующими на них заправками на трассе М7 до Москвы. Планируем купить еще два. Приобрели именно те места, где есть возможности для развития, расширения площади. План мероприятий расписали, будем делать реконструкцию. И уже идем, образно говоря, на Москву со своим брендом IRBIS. Топливо мы в любом случае берем только стандарта «Евро-4» и «Евро-5» и только с НПЗ, никаких предложений от частных лиц и сторонних организаций даже не рассматриваем. Еще с 1995 года я понял, что если ты приходишь на рынок и хочешь заработать быстро, то о качестве можешь не волноваться. А если ты хочешь долго присутствовать на топливном рынке, развиваться, то с качеством шутить нельзя, здесь, наоборот, нужно ужесточать контроль.

«ДЛЯ УСПЕХА В БИЗНЕСЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕОБХОДИМО ТРУДОЛЮБИЕ»

— Расскажите о себе, где родились, в какой семье, какое образование получили?

— Родился в 1961 году, коренной казанец. Отец рано ушел из жизни, и мама — инвалид второй группы — растила нас с братом одна. Поэтому с 14 лет я стал зарабатывать на жизнь. И хоть мы не голодали в прямом смысле, но помню, что все время хотелось есть. После 8-го класса пошел в училище, чтобы получить стипендию, по окончании работал токарем на заводе, потом служил срочную в ракетных войсках. И уже перед демобилизацией взял направление на рабфак в казанский филиал Московского энергетического института. Учился на факультете промышленной теплоэнергетики. Днем был в институте, а по вечерам работал на «Тасме» упаковщиком. Женат, двое сыновей, супруга и старший сын работают в нашей компании.

— Есть ли увлечения помимо работы?

— Люблю путешествовать, узнавать новое, фотографией увлекаюсь. Спортом занимаюсь постоянно, это еще со студенческой скамьи: я в энергоинституте был председателем спортклуба. Сейчас с удовольствием помогаю нашей юношеской команде по водному поло. Вообще, я сторонник того, что надо своих спортсменов воспитывать. А ведь не у всех родителей есть возможность оплачивать тренировки, выезды на сборы, соревнования, особенно за границей. Мы и в Черногорию ребят на сборы вывозили, и в экскурсионное турне по Германии.

Еще у нас есть своя команда по мини-футболу. Набрали студентов, ребят из финансового института, и они играют за «ТранзитСити». И наша команда недавно взяла кубок города! Я им обещал, что если выиграют, то поедут в Барселону. Так что скоро ребята отправятся в Испанию.

65807.jpg
«Я сторонник того, что надо своих спортсменов воспитывать»

— Имеете ли свои жизненные принципы?

— Не позволяй душе лениться! Я считаю, что, если хочешь чего-то добиться в жизни, нужно себя дисциплинировать. Это касается всего: образа жизни, питания, отказа от вредных привычек, не говоря уже о работе.

— Поделитесь секретами успешного бизнеса?

— Как говорит тренер нашей юношеской сборной по водному поло, чтобы мальчишка стал мастером, нужен не столько талант, сколько трудолюбие. И я с ним согласен, для достижения успеха нужно колоссальное трудолюбие. Конечно, большую роль играет окружение из единомышленников, профессионалов. А для меня и моей команды прежде всего на первом месте стоит честность в работе. В бизнесе это главное: если один раз обманул — потеряешь все.