Планы по модернизации зоопарка стали активно обсуждаться после решения президента РТ вдвое расширить его территорию

ПРЕЗИДЕНТ ПОДАРИЛ 9,8 ГЕКТАРА

О решении Рустама Минниханова расширить территорию стало известно сразу после выборов. Фактически это стало ответом на наказы молодежи, высказанные в ходе встречи с президентом. Зоопарк прирастет новыми угодьями, примыкающими к Гребному каналу на озере Кабан — их планируется соединить с существующим участком через «прокол» под железнодорожной веткой. Таким образом, площадь зооботсада вырастет более чем в два раза. Сейчас его территория занимает 7,7 га, вместе с новой частью (9,8 га) она составит 17,5 гектаров. Для сравнения: Московский зоопарк — 22 га, Ленинградский (так до сих пор называется) — 7,2 га, а, например, Сингапурский, считающийся одним из лучших в мире, — 28 гектаров. Правда, сюда не включается отдельный парк птиц (20 га) и территории под ночное (35 га) и речное (12 га) сафари.

Пока что из республиканского бюджета выделены лишь 25 млн. рублей — на расчистку новых территорий. Сейчас на этих землях громоздятся терриконы отработанного шлама ТЭЦ, но их должны в сжатые сроки вывезти на свалку ПСО «Казань». Прогулявшись по площадке в сентябре, мэр Ильсур Метшин поручил начать работы не откладывая. В перспективе же градоначальник предложил отдать зоопарку еще и небольшую территорию базы Горводзеленхоза.

(Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее)
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

«ПОКА ЭТО НЕКАЯ СКАЗКА»

Архитектурно-планировочную концепцию будущего казанского зоопарка, с которой мы знакомим читателей, разработали сотрудники научно-производственной лаборатории ГУП «Татинвестгражданпроект» Павел и Михаил Глазырины под руководством заслуженного архитектора РТ Евгения Евсеева. Разработка концепции началась далеко не вчера — с перерывами архитекторы работают уже около года.

Посетив зоопарк, мэр Казани Ильсур Метшин поручил срочно начать работы по расчистке новых территорий

Как пояснил «БИЗНЕС Online» Евсеев, главная цель документа — представить реальное видение территории, которое можно реализовать на средства республиканского бюджета. Концепция пока не утверждена, и говорить о стоимости, сметах и о том, что в итоге зоопарк будет выглядеть со 100-процентной точностью именно так, преждевременно. Не известно, будет ли вообще реализован какой-либо проект, ведь пока что средства выделены только на расчистку территории.

По замыслу авторов концепции, смысловой доминантой зоопарка на новой территории станет «Волшебная гора» — это сооружение из бетона с вентиляцией, подъемниками, зимниками для животных и даже очистными сооружениями. Ходить можно будет как по «горе», где будут смотровые площадки, так и внутри нее, пояснил «БИЗНЕС Online» Павел Глазырин.

Животные будут находиться как будто в ущельях скалы («замаскированный» бетон будет имитировать природную среду), а по лабиринту дорожек к ним будут подходить посетители. Разумеется, не все жители зоопарка получат место на «скале» — отдельно появятся зоны для обитателей саванны, гор, парнокопытных, хищников.

Помимо этого в новом зоопарке предусмотрены детская смотровая железная дорога, кенгуру-парк, летний парк-лабиринт, кафе, ресторан, магазин сувениров, детская площадка, а на набережную озера Кабан можно будет выйти и с территории зоопарка.

На старой территории зоопарка предлагается расположить контактный зоопарк, где дети смогут потрогать и покормить животных, птиц, будут вольеры с обезьянами, административные здания, зимний сад и важное новшество — исследовательский центр.

«Волшебная гора»
Смысловой доминантой зоопарка на новой территории станет «Волшебная гора»

Создание НИЦ и привлечение сюда ученых, студентов не только актуально (так принято в зооботсадах по всему миру), но и позволяет сохранить некую историческую преемственность. Ведь ботанический сад — прадедушка современного зоопарка — был создан в 1806 году профессором Карлом Фуксом на территории Казанского университета.

«Важно, чтобы дети понимали единство природы», — подчеркнул важность роли не только фауны, но и флоры в новой концепции Евсеев, говоря о проекте сада с растениями.

На слайдах можно увидеть входную группу с фигурами слонов в натуральную величину. Волнистые ограждения открытых вольеров для обезьян сменяются видами «контактного зоопарка» с традиционными сабантуйными мотивами родной деревни. Озеро для водоплавающих птиц почти что в форме сердца разрезает стрела деревянного мостика, ведущего к стилизованному ресторану. Вольеры для пингвинов и мишек, морских котиков и жирафов, террариум и слоновник — простор и зелень с дорожками для прогулок посетителей вокруг.

«Пока это некая сказка. Когда наступит время выполнения технических заданий, определятся финансовые параметры, то будут внесены изменения, но это естественно», — оговаривается Евсеев. Кроме того, свои требования и пожелания к объекту еще не высказала администрация зоопарка.

Вольеры для обезьян
Зооботсад должен стать местом, где можно пробыть целый день (на фото: проект вольера для обезьян)

«ИДЕЯ НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ЛУЧШИЙ В МИРЕ ЗООПАРК»

Стоимость реализации концепции не оценивалась, однако суммы, скорее всего, будут ниже тех, что озвучивал в свое время проектный институт «Аткинс». Напомним, речь шла о концепции в форме стрекозы на берегу Ботанической протоки, разработанной под руководством британского архитектора Тома Райта, который, к слову, является автором проекта всемирно известного отеля «Парус» в Дубаи. Свое видение зоопарка представляли ранее и тот же «Татинвестгражданпроект» (создание зоопарка в «Казанской Швейцарии» неподалеку от моста «Миллениум»), и «Казгражданпроект», предлагавший расширить действующий зооботсад на оба берега. По нашим данным, рассматривались варианты строительства совершенно нового парка площадью в 40 га на окраинах города.

От «британской стрекозы» в итоге было решено отказаться из-за дороговизны проекта. Напомним, что речь в 2007 году шла о строительстве двух первых очередей общей стоимостью в $110 миллионов. Расчеты стоимости третьей, самой сложной части на другом берегу Кабана, озвучены так и не были.

Разработка концепции началась далеко не вчера — с перерывами архитекторы работают уже около года

В итоге, похоже, побеждает самый, скажем так, реалистичный по деньгам вариант. Однако зоопарк, по словам Евсеева, в любом случае объект очень затратный. Нужны не только сами здания, нужна также мощная система инженерных коммуникаций, тем более что рядом озеро, которое тоже необходимо защищать.

«Исходя из существующих сегодня ресурсов — территориальных, финансовых — мне кажется, надо строить политику понятного, реализуемого на будущее проекта, — пояснил Евсеев. — Идея ведь не в том, чтобы создать здесь лучший в мире зоопарк, это территориально невозможно. Скорее, речь о том, чтобы создать здесь нормальные условия для животных».

Архитектор Евгений Евсеев
Архитектор Евгений Евсеев: «Зоопарк — объект очень затратный»

По оценке сотрудников лаборатории, реализация проекта (при наличии аккуратного финансирования, конечно), включая подготовку проектно-сметной документации, может занять 2,5 - 3 года. Так что теоретически есть шанс успеть, например, к чемпионату мира по футболу-2018.

c_106.jpg
От концепции зоопарка в форме стрекозы, предложенной британским архитектором, отказались из-за дороговизны

ЧИСЛО ПОСЕТИТЕЛЕЙ МОЖЕТ ВЫРАСТИ В ПЯТЬ РАЗ

Представленный вариант эскиза хорош, но, разумеется, он примерный, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» директор казанского зооботсада Фанис Нурмухаметов.

Новые дорожки, новые вольеры, здания, все новое, дизайнерское, конечно же, это красиво. Для зоопарка расширение нужно как воздух. Люди с удовольствием, десятками минут, часами смотрят на жизнь крупных обезьян — в Казани есть шимпанзе. Мечтают в зоопарке о зоне саванны — уже лет 30 нет, например, слонов, а животные очень интересны. Зооботсаду необходимо постоянное обновление, новые экспозиции, новые животные — такая жизнь привлекала бы людей постоянно.

Оранжерея
Реализация проекта может занять 2,5 - 3 года (на фото: проект оранжереи)

«Мы уже знаем, что нужно зооботсаду, поэтому к проекту надо будет относиться очень серьезно, приглашать не только наших, но и зарубежных проектантов, построивших не один зоопарк, — полагает Нурмухаметов. — Скажем, в предложенном варианте нам не хватает океанариума с подводными жителями. А это просто опыт, безусловно, он стал бы магнитом для туристов. Как в том же Ижевске, где есть театр с морскими животными. Морские котики, моржи выступают летом три раза в день — и посетителей просто толпа».

Зооботсад, по мнению директора, должен быть местом, где можно пробыть целый день. В качестве примера он привел Будапештский зоопарк, где всего 20 га, но дорожки проложены так, что посетителю никогда не бывает скучно. Плюс мощная просветительская работа, археологический уголок со скелетами мамонтов, 3D-инсталляции и интерактив.

Директор казанского зооботсада Фанис Нурмухаметов
Директор казанского зооботсада Фанис Нурмухаметов: «В предложенном варианте нам не хватает океанариума с подводными жителями. Он стал бы магнитом для туристов»

Спешка в вопросе строительства на фоне 200-летия истории зооботсада особого смысла не имеет, полагает директор. Строить надо на века. Но и тянуть дальше невозможно — к 210-летию зоопарка, которое отмечается в 2016 году, расширение было бы важным шагом вперед. Сейчас зооботсад в глубокой яме, из которой без помощи государства выбраться не удастся. Нурмухаметов добрым словом отмечает спонсоров зоопарка — без поддержки все было бы гораздо печальнее.

По оценке директора, количество посетителей зоопарка после реконструкции могло бы вырасти как минимум в четыре-пять раз. Об этом можно судить хотя бы по опыту одного из самых новых зоопарков в России — Ижевский зоопарк с начала года посетили уже полмиллиона человек. В Казани же в 2013 году было 225 тыс. посетителей, в этом году есть надежда на рост.

«Из ближайших к нам регионов Поволжья хорошие зоопарки есть в Ижевске и, пожалуй, еще отметил бы частный зоопарк «Лимпопо» в Нижнем Новгороде, — рассказал Нурмухаметов. — Ижевский зоопарк один из лучших в России и, я бы сказал, даже в Европе. Площадь его около 25 гектаров, с учетом территории развития пока они занимают 12 - 15 гектаров. Туда едут из других регионов, поэтому можно с уверенностью сказать: поехали бы и к нам».

КАРТИНКИ КРАСИВЫЕ, НО ХОЧЕТСЯ ЗООПАРКА XXII ВЕКА

С предложением оценить концепцию «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам — дизайнерам и архитекторам.

Дмитрий Пузырев — советник по градостроительству и архитектуре «Ак Барс Девелопмент»:

— Картинки, которые подготовила группа Евсеева, в общем-то, достойные. Как эскизный проект они мне нравятся. Но дело в том, что сама идея размещения и развития зоопарка на этой территории уже ушла в прошлое — зооботсад здесь в предложенном авторами виде смотрелся бы прекрасно лет эдак 50 назад.

Мне представляется, что зоопарк площадью 18 гектаров для Казани — это все-таки мало. И что такой город, как Казань, все же может себе позволить нечто большее, и отдавать под него территорию надо раз в 10 больше. Разумеется, не в этой центральной части города, а с учетом новых магистралей, проспекта Универсиады можно говорить, что центр дошел уже до Танкового кольца. После реконструкции оставленный на прежнем месте зоопарк потеряет перспективы развития — он в зажатой зоне даже с учетом площадки Горводзеленхоза, и если лет через 20 снова встанет вопрос реконструкции, расти уже некуда. А ведь у нас в юго-восточной части города справа и слева от Оренбургского тракта есть обширные территории, где можно было бы реализовать красивый и большой проект.

Теперь к самому проекту. То, что мы видим, — это, грубо говоря, калька с уже существующих, проверенных, отработанных, интересных решений зоопарков, которые существуют в мире. Наверное, это правильный подход: не придумывая ничего нового, скалькировать то, что есть. Идея с центральной горой очень интересна и правильна, все вольеры, в общем-то, нарисованы грамотно и понятно. Но мне как горожанину хотелось бы зоопарка XXII века, что-то более современное, интересное, авторское. Знаете, как в фильме 80-х годов «Гостья из будущего», когда там дети побывали в «Космозоо»? Хотелось бы видеть какую-то интегрированную с парком большую территорию, где можно было бы погулять и где белки сами бы по деревьям бегали.

Понятно, что сейчас мы находимся в догоняющей стадии — у нас зоопарк производит унылое впечатление, и мы, чтобы уж совсем не ударить в грязь лицом, хотим подтянуть его до каких-то средних стандартов. И исходим, в общем-то, из денежных моментов. На уровне людей, принимающих решения, сделан выбор между журавлем в небе и синицей в руке, поэтому и концепция на уровне синицы. Да, что-то более приличное, новое для Казани, хотя и не самое передовое.

Сколько времени уйдет на реализацию? Воплотить в жизнь такую концепцию можно за пару строительных сезонов. У нас можно комфортно работать с апреля по ноябрь, так что к осени 2016 года мы можем получить такую красоту.

Саванна
Стоимость реализации концепции пока не оценивалась (на фото: проект зоны «Саванна»)

Александр Дембич — завкафедрой градостроительства, кандидат архитектуры, член президиума правления союза архитекторов РТ:

— Зоопарк — очень важный объект, безусловно, при выборе путей его развития проект надо выносить на общественное обсуждение. Должны высказаться и люди, и специалисты. Понятно, что проект должен обсуждаться и на градостроительном совете. Картинки сами по себе, конечно, красивы, но профессионально обсуждать реконструкцию по ним не получится.

Вообще же, чисто визуально, сама затея с горой — если публика ходит по ней, а животные находятся как бы на свободе — занятна. Тренд современности как раз в том и состоит: люди должны наблюдать как бы сверху, передвигаясь по дорожкам, а животные живут своей жизнью в просторных вольерах.

Сергей Насекин — дизайнер:

— Зоопарк — многострадальная и давняя боль Казани, он пребывает в плачевном состоянии уже десятилетия. Это было жутко и 15, и 20 лет назад. Насколько я помню, первые проекты разрабатывались еще в 90-х, относительно недавно обсуждалась британская концепция. Всего на моей памяти, наверное, 5 - 6 проектов. Не знаю, какой статус у этого проекта, носит ли он статус официального заказа, однако концепция в целом смотрится достаточно проработанно, что неудивительно — Евгений Сергеевич (Евсеев прим. авт.) известен как отличный специалист.

Разумеется, что-то нравится больше, что-то меньше. Из тех примеров, которые я вижу, представлено много открытых вольеров. Но мне почему-то кажется, что это не очень вписывается в наши климатические условия — все-таки у нас совсем не Сингапур и не Мадрид. Большая часть звериного населения зоопарка все-таки экзотические животные. Понятно, что тюленям и белым медведям холод может быть даже в радость, но жирафам и слонам... В открытых вольерах теплолюбивые «африканцы» могут находиться полгода максимум, и большую часть года посетители зоопарка просто не смогут их видеть в просторных, комфортных условиях.

Понятно, что «зимники» предусмотрены тоже, но они не смотрятся достаточными по площади. В наших условиях африканская саванна должна быть на закрытой большой площадке. Зимой, в феврале, ты снимаешь куртку и попадаешь в саванну, а за окном лежит снег. Вот что было бы здорово, куда люди просто ходили бы зимой как в оранжерею. И чего, на мой взгляд, проекту не хватает — я здесь этого не вижу. Так что у меня вот пока такая большая претензия: хочется простора не только летом, но и зимой.

Есть оранжерея, но она все-таки маленькая, хотя вытянутая и похожа чем-то на лондонские дворцы, красиво. Но хочется попасть в буйство зелени и забыть, что у тебя стекло вокруг. А получается, что оранжерея ненамного больше обычной теплицы.

Как можно будет гулять по открытым дорожкам в снегах, тоже из эскиза непонятно. С другой стороны, это пока концептуальный уровень, все еще будет обсуждаться, меняться — посмотрим.

Виталий Логинов — председатель союза архитекторов РТ:

— Первый проект — зоопарк в виде бабочки — однозначно был лучше. Детей нужно чему-то учить. А чему может научить голая скала? В первом варианте целиком перекрывали озеро Кабан, можно было перейти на другую сторону. Там делали океанариум. А сейчас это просто зоопарк в стиле 40 - 50 годов, проект неинтересный, несовременный.

В свое время был замечательный зоопарк в Москве. Теперь это что-то страшное — там тоже скалы. А чтобы ребенку было интересно там находиться — как, к примеру, в «Диснейленде» — такого нет. Заковали животных в клетки — и все. Хорошо было бы хотя бы увеличить территорию контактного зоопарка.

Да, делают добротные вольеры с толстой решеткой — внутри ходит тигр. Зачем это детям? В Московском зоопарке, например, было интересно сделано — купался белый медведь, но люди видели его в пространстве, в воздухе, а не в тесной клетке. Обязательно нужно увеличить площадь вольеров, создать для животных хотя бы имитацию естественных условий, чтобы они там ходили по своим тропкам. Как-то в одной из стран я был в пингвинариуме. У них там и море, и скалы, и искусственный снег. Птицы ходят, топчутся — и ты ощущаешь, как они живут. Если мы хотим научить ребенка понимать природу, мы должны создавать для него что-то подобное, а не просто вложить 1,5 миллиарда, настроить кирпичных зданий и сказать: вот тебе тигр, вот тебе лев.

Сроки? В принципе, такой проект можно запросто реализовать за полтора года, были бы деньги.