Накануне Дня народного единства, ежегодно проводимого в постсоветской России 4 ноября начиная с 2004 года, идет подготовка к уличным мероприятиям, шествиям, концертам и вечерам отдыха. Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев в своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», размышляет о первоначальном смысле, возможных последствиях и результатах этого праздника.
ОТ РЕВОЛЮЦИИ К СПАСЕНИЮ ОТЕЧЕСТВА
Принято считать, что весной и осенью происходит обострение психологического состояния масс. Поэтому, как правило, революции происходят осенью и весной. Как раз в дни бездорожья и слякоти, когда солнце скрывается за тучами и природа не настраивает на оптимизм. Трудно сказать однозначно, так ли это. Февральская революция 1917 года, июльские события того же года приходятся на «стабильное» время года. Но осенние дни последнего столетия полны грандиозными событиями российской истории. Особенно конец октября и начало ноября. Главное из них — 7 ноября (по старому стилю 25 октября) — Великая Октябрьская революция.
Этот день наряду с первомаем был главным в течение 70 лет. Отделы пропаганды горкомов и райкомов партии в течение года не прекращали свою работу по подготовке к демонстрациям, не убирали далеко транспаранты и списки актива. От мая до ноября. И опять от ноября до мая. У сотен миллионов советских людей появился (у кого-то он и сейчас, наверное, остался) рефлекс, согласно которому привыкли дружно с трудовым коллективом ходить на демонстрацию и сесть за семейный стол с хрустящими огурчиками и прочими яствами.
Полагаю, после изменения политической системы нужно было внести новые приоритеты, не отдаляясь от старых привычек. 7 ноября переименовали в День примирения и согласия. И, правда, надо бывшему гегемонскому классу (помните такое слово?) смириться с новыми реалиями. И потихонечку отходить от советских идеалов и привычек. Формат требовался российский, связанный с глубоким досоветским прошлым, объединяющий разные сословия народа. Потому и вернули из истории память о походе нижегородского ополчения на Москву, об изгнании поляков из Кремля. И сбор средств в защиту отечества в духе времени, религиозный фактор учтен. Не случайно на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому.
ФОРМАТ НОВОГО ПРАЗДНИКА (ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА)
«4 ноября — дата для празднования религиозного праздника. Этот день принадлежит религии, и отмечают православные христиане в осенний календарный срок день Казанской иконы Божией Матери. Но с 2005 года дата 4 ноября стала не только днем для религиозных празднеств, но отмечается всеми российскими гражданами как День народного единства».
Закон о наречении даты 4 ноября Днем народного единства или Днем примирения и согласия был принят на уровне Госдумы РФ еще в конце 2004 года. Изначально задумывалось датой празднования столь значимого для всех россиян торжества назначить 7 ноября. Ведь память и привычка праздновать 7 ноября прочно закрепилась в сознании россиян за долгие годы существования СССР. Но немного позже решение, перенести дату празднования Дня народного единства с 7 ноября на 4, было все же принято.
Почему позже днем празднования народного единства, примирения и согласия была выбрана дата 4 ноября? Этот день выбирался нашим правительством как день победы в освободительной войне 1612 года под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. В этот день российскими народными войсками была освобождена Москва. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.
Кузьма Минин был назван самим Петром I «спасителем Отечества». В день победы русского народа царь назначил государственный праздник, посвященный Казанской иконе Божией Матери. Но всегда в этот день вспоминали имя предводителя народного восстания, с помощью которого Россия получила свободу и право на независимость. Этот праздник вышел из списка обязательных и государственных после 1917 года. Но сегодня мы вновь возвращаемся к старым традициям.
И ТУТ ЕСТЬ «ТАТАРСКИЙ СЛЕД»
Если пробить имя одного из спасителей России в поисковике, то вы наткнетесь на многочисленные сведения, что Минин был этническим татарином. В «Википедии» и других источниках этот блок сведений заранее объявляется не очень надежным изначально.
Такое предупреждение гарантирует повышенное внимание и даже веру в достоверность сведений: «В конце XX века в ненаучных кругах зародилась гипотеза, получившая распространение в СМИ, главным образом татарских консервативных, что Минин якобы был сыном крещеного татарина Минибая, а сам до крещения звался Кириша Минибаев. Одним из первоисточников этих утверждений был анонс анонимной статьи в журнале «Огонек», так и не напечатанной. Впоследствии эту версию в своем официальном выступлении повторил председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, который назвал Минина «этническим татарином». Такая точка зрения нашла поддержку и на высоком политическом уровне. Так, в декабре 2010 года премьер-министр страны Владимир Путин, обращаясь к футбольным фанатам, произнес: «Если обратиться к истории нашей, скажем, в XVII век, когда иностранные интервенты (тогда это были поляки) захватили Москву и официальная власть, условно говоря, была полностью парализована, кто поднялся на защиту Отечества? Рядовые люди. Откуда они взялись? Их объединил, в том числе, один из объединителей — гражданин Минин, которому стоит памятник на Красной площади, помните, гражданину Минину и князю Пожарскому. Кто такой Минин? Обыкновенный рядовой гражданин, татарин по происхождению...»
Концов здесь не найти, все-таки прошло четыре столетия. Но нижегородские и московские татары не сомневаются в том, что отечество спас их земляк и соплеменник — татарин, и гордятся этим. Сразу припоминают защитника Брестской крепости Петра Гаврилова, замученного в плену генерала Карбышева и других православных татар, как и огромное количестве татар-мусульман и незамеченных в набожности атеистов, которые отличились на фронтах и в ратном труде во славу общей родины. Никакого экстремизма, национализма в их действиях нет. Можно только чествовать и помнить их имена так же, как помнят Кул Шарифа, Батыршу, погибших за свою веру и народ. Татарофобы в таких случаях нервно курят в стороне.
КАК ПРОВОДИТСЯ ЭТОТ ПРАЗДНИК?
Думаю, и в этом году будут проводить блиц-опрос телевизионщики с вопросом: «Какой сегодня праздник?» И немалая часть толком не скажет о событиях 1612 года. Ведь даже крупнейшие события 25-летней давности и великие личности прошлого века вылетают из головы. Впрочем, за 10 лет празднования могли бы уже «прикипеть» к новой дате. Но процесс идет медленно. И тому есть причины. Праздник, спущенный сверху, всегда проводится и материально обеспечивается казенными усилиями. Информационная поддержка, безопасность, кадры — все от государства и муниципалитетов.
Деликатной стороной вопроса остается то, что общенародный праздник по сути религиозный, поэтому ведущая сила здесь — церковь. Я видел рекламу православной ярмарки в течение недели и многих важных мероприятий. Мечети и синагоги там не очень продвигаются, хотя не исключаю, что там тоже будут молиться во имя мира и согласия народа.
Из СМИ, особенно по телевидению и интернету, известно, что в День народного единства в крупных городах проходят марши, демонстрации радикальных националистов, иногда в колонны демонстрантов вторгаются фашисты. И вообще, в Москве и Петербурге в этот день всегда бывает неспокойно. Весьма резок и противоречив информационный фон.
По-моему это тот случай, когда не стоит следовать столичной «моде». У нас свои особенности.
По традиции, в этот день в Казани проводится Крестный ход от Благовещенского собора Кремля до Христовоздвиженской церкви, где хранится икона Казанской Богоматери. Многотысячная колонна с крестами, иконами и хоругвями производит серьезное впечатление. Казанские мусульмане воспринимают это шествие сдержанно, без паники и неприятия. Проходят же в той же Казани Курбан-байрам, намазы и молитвы в мечети «Кул Шариф».
Известно также, что именно в этот день националисты пытаются провести «Русский марш», конкурируя с организаторами крестного хода и стремясь поднять политические лозунги.
Не собираюсь и не хочу давать свою оценку, выражать суждения. Будет нормально, если я буду апеллирировать только к татарской аудитории и мусульманской умме по вопросам, которые актуальны лишь своему этноконфессиональному сообществу. И вообще, не стоит вмешиваться в дела другого этноконфесионального сообщества, оценивать их.
Диплом и значок лучшего директора Дома дружбы РФ |
Удержать себя от вторжения в духовную жизнь соседей — вот это сегодня считаю самым достойным поступком. Уж слишком горяча в стране и мире эта тема. Информационное поле может вспыхнуть как сухая солома из-за случайной спички, которую ждут провокаторы и интерпретаторы. В этой сфере сейчас может «свободным» и бесцензурным быть лишь позитив и добрая воля. Все остальное, как горючий материал в пожароопасном месте, лучше закрыть и всячески ограничивать в употреблении.
КУЛЬТУРА ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕХ
Вообще-то, не собирался ходить на мероприятия Дня народного единства. Все равно никто не запретит помнить памятный день 7 ноября. Идеалы рабочих и крестьян, социальной справедливости, права трудящихся никто отменял. 6 ноября — тоже серьезная дата, день принятия Конституции Татарстана. Совсем недавно отмечали 29 октября — День рождения комсомола, что тоже для многих не пустой звук. В начале октября поминали 462-ю годовщину взятия Казани. Воспоминания прошлого требуют выносливости и выдержки. Историю не изменишь, надо жить будущим. Надо, чтобы осенние праздники сохранили душевное благополучие народа....
Дом дружбы народов Татарстана |
В этом плане совершенно незаменима культура, которая может синтезировать политические и конфессиональные идеи в житейскую красоту. Надеюсь, в этом году тоже в День народного единства в городах и районах будут акцентировать внимание на этническую самобытность и многообразие татарстанского и российского народов. Если получится, хотел бы посмотреть торжественное мероприятие в честь праздника. Не восторгаясь ополченцам, которые в Средние века выгнали поляков из Москвы. Надеюсь, на концерте не покажут, кто когда кого победил, кого и в каком количестве истребили. Пусть история вражды останется в прошлом и не посылает стрелы и копья в будущее.
Ирек Шарипов |
Наверняка в этот день покажут фольклор и искусство народов, культурное и языковое многообразие. В Доме дружбы народов Татарстана, что на перекрестке улиц Эсперанто и Павлюхина, недавно увидел замечательные выставки, комнаты 35 национальных обществ и узнал, что 4 ноября в театре оперы и балета им. Джалиля пройдет праздничное мероприятие, где будут читать стихотворение Тукая «Туган тел» — «Родной язык» — на шести языках! Вот это да! Родной язык дорог каждому народу. Честное слово, это приятно, не ожидал этого от праздника 4 ноября!
Куклы народов РТ встречают гостей Дома дружбы |
А еще на конференции национально-культурных автономий я узнал, что ассамблея народов РТ любима и уважаема в стране, а директор Дома дружбы народов Татарстана, депутат Госсовета РТ Ирек Шарипов на днях вместе со своим учреждением победил в общероссийском конкурсе в Перми и стал лучшим директором Дома дружбы народов России! Об этом не писали в газетах, или я проморгал?
Простая и почти трудно реализуемая истина: мы живем во многонациональной, мноязычной, поликонфессиональной стране! Если искать ключи к согласию таким образом и это будет единство разных и равноправных этносов, то я готов открыть свое сердце и к этому празднику, даже если он спущен сверху и исходит корнями из не совсем привычных для меня событий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.