За DVD-диск «Смешарики» обладатели товарного знака затребовали с владелицы магазина 100 тыс. рублей компенсации

100 ТЫС. ЗА КОНТРАФАКТНОГО КОПАТЫЧА

Любопытное дело рассматривается в настоящее время в Арбитражном суде Татарстана, где разбирается конфликт между компанией Smeshariki GmbH, зарегистрированной в Мюнхене (Германия), и индивидуальным предпринимателем Гузель Галеевой – хозяйкой магазина «Максимум» в Елабуге.

Как следует из материалов дела, 24 мая прошлого года представителем истца — компанией Smeshariki GmbH – в магазине ИП Галеевой на центральном рынке города Елабуги был куплен DVD-диск под наименованием «Смешарики. Начало. Смешарики. 217 серий», на обложке которого использованы изображения, сходные до степени смешения с 10 товарными знаками истца. Далее в деле перечисляются все герои известного мультфильма: Нюша, Ежик, Лосяш, Совунья, Пин, Крош, Бараш, Кар-Карыч, Копатыч. Полагая, что указанный товар имеет явные признаки контрафакта, а распространение его произведено предпринимателем без заключения соответствующего договора с правообладателем, чем нарушены исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, компания Smeshariki GmbH обратилась в Арбитражный суд. Обладатели товарного знака затребовали с владелицы магазина 100 тыс. рублей компенсации.

Исковое заявление компанией Smeshariki GmbH, которая для защиты своих интересов привлекла питерскую фирму ООО «Викторов и партнеры», было подано лишь год спустя — 24 июля 2014. 10 октября было вынесено решение по делу в суде первой инстанции. Суд обязал ответчика выплатить 100 тыс. рублей компенсации. Однако Галеева с решением суда не согласилась, подав апелляционную жалобу. 28 октября 2014 года жалоба была зарегистрирована Одиннадцатым апелляционным судом, но к рассмотрению пока не назначена. Корреспондент «БИЗЕС Online» связалась с предпринимательницей, сообщившей, что делом в большей мере занимается ее супруг совместно с юристом и для подготовки аргументированного комментария нужно время. К настоящему времени редакция пока не получила комментарий, но мы готовы опубликовать точку зрения стороны ответчика, как только таковая поступит.

ОТ СМЕШАРИКОВ НИКТО НЕ ЗАСТРАХОВАН

Елабужская предпринимательница далеко не единственная в Татарстане и уж тем более в России, кто так или иначе был вынужден вступить в судебные прения с компаний Smeshariki GmbH. На том же сайте Арбитражного суда РФ с февраля 2013 года зарегистрировано 68 дел, проходивших в Арбитражном суде Татарстана, а всего по России с 2008 года правообладателем инициировано порядка 3 тыс. процессов по защите прав на различные объекты интеллектуальной собственности. Размах борьбы компании, придумавшей полюбившихся персонажей детских мультиков, совсем недетский — ареал деятельности предпринимателей, получивших повестки в арбитражные суды от компании Smeshariki, простирается от Калининграда до Иркутска и от Краснодарского края до Перми.

На форумах, где предприниматели делятся своими впечатлениями от общения с представителями компании-правообладателя, пишут, что компания Smeshariki судится даже за изображение героев на тортах из кулинарных лавок. К примеру, весной 2012 года челябинский юрист Василий Московец в своем блоге опубликовал претензию, полученную местной кулинарией от Уральской ассоциации по защите авторских прав и интеллектуальной собственности, выступающей представителем Smeshariki GmbH. В бумаге говорилось, что в кулинарии куплен детский торт «Смешарики» с изображениями на нем анимационных персонажей, что нарушает исключительные авторские права Smeshariki GmbH, в связи с чем компания вместо возмещения убытков вправе потребовать с нее компенсацию в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей. Впрочем, ассоциация не стала замахиваться на миллионы и предложила кулинарии в счет компенсации выплатить 120 тыс. рублей.

Как отмечается в одной из публикаций по теме о смешариках, немецкие правообладатели мультяшных героев считаются одними из самых активных защитников своего бренда. Видимо, в силу немецкой педантичности. Причем в основном охотится компания Smeshariki на представителей малого бизнеса — владельцев одной-двух точек по продаже детской одежды, DVD-дисков, игрушек. Однако надо отметить, на малом бизнесе правообладатели имеют немаленький доход: если за среднюю сумму штрафа брать чаще всего фигурирующую в судебных исках сумму — около 50 тыс. рублей, то несложный подсчет показывает, что за несколько лет борьбы вырисовывается сумма минимум в 150 млн. рублей.

СОПРОТИВЛЕНИЕ БЕСПОЛЕЗНО, СДАВАЙТЕ ДЕНЬГИ!

Корреспондент «БИЗНЕС Online» связалась с руководителем юридической службы группы компаний «Рики» (создатель медиапроекта «Смешарики», «Смешарики. Начало») Евгенией Смирновой и генеральным директором ООО «Викторов и партнеры» Екатериной Львовой, которые письменно ответили на наши вопросы. Как выяснилось из ответов, нарушители авторских прав выявляются при помощи жалоб от потребителей, правообладателей и лицензиатов (лиц, правомерно использующих интеллектуальную собственность на основании лицензии правообладателя), от правоохранительных органов. Также компания Smeshariki ловит нарушителей собственными силами (о том, как это происходит, читайте чуть нижеприм. ред.). По бренду «Смешарики» за этот год зафиксировано порядка тысячи фактов правонарушений. Из них дошла до суда лишь часть в связи с тем, что приоритетной, по словам представителей компании, является работа по пресечению нарушений, а не наказанию нарушителей.

«Если продавец добросовестный и надлежащим образом оформляет документы на поставку товара, то он всегда сможет возместить свои убытки регрессным требованием к недобросовестному поставщику. Досудебный порядок — распространенная практика. Многие предприниматели охотно идут на заключение соглашения с правообладателем, понимая бессмысленность и неоправданные затраты на судебный процесс. Общая статистика по РФ: около 30 - 40 процентов всех дел решается в досудебном, мировом порядке и приводит практически к нулевому проценту повторных нарушений», — уверяет представитель компании Smeshariki.

Отвечая на вопрос о том, какова средняя стоимость компенсации, которую требуют в свою пользу правообладатели, в компании Smeshariki сослались на Гражданский кодекс, которым предусмотрена компенсация в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей за каждое нарушение. «Однако обычно стоимость компенсации в наших исках минимальная — 10 тысяч рублей за каждый факт незаконного использования объекта интеллектуальной собственности. В некоторых случаях (нарушитель — крупная организация, производитель, оптовик) размер запрашиваемой компенсации больше. Тем не менее размер компенсации все равно значительно меньше упущенной выгоды правообладателя, поэтому говорить о возмещении не приходится. Наша основная задача — пресечь дальнейшее нарушение», — еще раз напомнили в компании. Там подчеркнули, что чаще всего на рынке контрафакта по бренду «Смешарики» встречаются мягконабивные игрушки, детская одежда (текстильная), различная сувенирная продукция (копилки, например).

НЮША И КАР-КАРЫЧ «КОШМАРЯТ» МАЛЫЙ БИЗНЕС?

Предприниматели, попавшиеся на продаже контрафактных товаров с символикой смешариков, разумеется, с мнением правообладателей совершенно не согласны и чаще всего считают, что компания Smeshariki просто «кошмарит» малый бизнес. Однако, как правило, дальше молчаливого согласия и оплаты штрафов с их стороны дело не идет — жалуются в суды высших инстанций лишь единицы. А приобретать лицензию и вовсе невыгодное дело — проще забыть Бараша и Копатыча как страшный сон и переключиться на другой товар.

«Мой совет такой: просто всех мультяшек нужно с прилавков убирать, — говорит Лариса Дроздова – супруга индивидуального предпринимателя Игоря Дроздова — владельца магазинов «ТРИ-КОТАж» в Набережных Челнах, где еще в прошлом году представители компании купили детский костюм с изображением Кар-Карыча. — Нас никто об этом не предупреждал, что это нельзя продавать. Хотя бы в первый раз предупреждали как-то, а уж потом штрафовали. После этого инцидента мы теперь ко всем брендам очень настороженно относимся, наверное, и правообладатели товарных знаков Angry Birds, и мультфильма «Ну, погоди!» тоже могут за свои права начать судиться».

Как рассказала Дроздова, злосчастный костюм, за который выплатили более 50 тыс. рублей штрафа, стоил всего 200 рублей. Правда, предпринимателю еще повезло: за него штраф заплатил производитель — отечественная компания, а вот тем, кто «возит Китай», наверное, сложнее, призналась она. «Пришли к нам в магазин 3 человека лет 40, — вспоминает Дроздова, как раз в этот день находившаяся в магазине. — Сам костюмчик был совершенно неприглядный, а покупатели были заметными персонами, и это вызвало у меня удивление. Потом они товарный чек попросили выписать. А далее выяснилось, что они весь процесс покупки записали на видеокамеру. Наш юрист сказала, что лучше не связываться — все равно ничего не докажешь. Насколько мне известно, нет ни одного выигранного дела. Если картинка немного отличается от оригинала — на голове у смешарика, например, что-то дорисовано, то еще можно поспорить. А у нас Кар-Карыч был в точности как зарегистрированный товарный знак — даже одежка такая же. Причем и костюм-то был отечественный, от крупного российского производителя одежды. Однако даже наш партнер признал, что дела о товарных знаках очень дорого обходятся, и не решился ввязываться в судебные тяжбы. Дело в том, что этого персонажа на костюме рисовал новый художник и как-то вот проглядел, видимо».

Еще один челнинский предприниматель — ИП Шигапова А.Г., привлеченная к ответственности за продажу товара со мультяшными героями, имеет киоск по продаже дисков в одном из торговых центров. Правда, сама предпринимательница на контакт с корреспондентом газеты не пошла, но продавец киоска оказался более словоохотливым и поделился своим мнением о работе защитников товарного знака «Смешарики». «Нет у нас больше смешариков, пусть немцы их и смотрят. Они же их придумали», — с досадой сказал он.

Как рассказал киоскер, действуют они якобы незаконно, из-под полы. После контрольной закупки компанией-правообладателем иск был подан только спустя полтора года. По электронной почте в доказательство от компании Smeshariki предпринимателю пришла подтверждающая видеозапись этой закупки, а также копия чека. «Как потом проконсультировали юристы, после закупки еще три года можно предъявлять иски. Мы решили пойти на мировую, потому что доказывать себе дороже — нужно все время ездить в Казань, в арбитраж, а это немаленькие деньги. В итоге за один-единственный диск со смешариками мы заплатили штраф в 50 тысяч рублей. Там ведь еще и платить нужно не за диск, а за каждого персонажа, который на диске указан, то есть по 10 тысяч рублей за каждого героя мультфильма».

ЗАПЛАТИВ РАЗ, НЕ ТОРГУЮ СЕЙЧАС?

К челнинской предпринимательнице Венере Фереферовой компания Smeshariki GmbH также предъявила иск совсем недавно — 8 октября. По словам Фереферовой, такой активности от защитников товарных знаков раньше ей наблюдать не приходилось, хотя в сфере торговли она уже не первый год. «В 2010 году я продала свою точку со всем товаром, — рассказала Фереферова. — В 2013 году там купили детский халатик, а у продавца не было печати на товарном чеке, и она взяла ценник с моими данными и написала на нем мои ОГРН и ИНН. В компании Smeshariki GmbH сверили их с базой и иск предъявили мне. Я им отправила договоры аренды, доказательства того, что я там в 2013 году уже не работала, пока ответа из арбитража не было. Юристы говорят, что ко мне у них ничего не должно быть, но интересно было бы узнать, чем заканчиваются подобные дела. Ведь по сути мы являемся всего лишь реализаторами продукции. До нас эту ткань произвели, потом из нее сшили и только затем мы купили изделие на оптовом рынке. А почему правовладельцы не идут к первоисточникам?» — вопрошает Фереферова.

С этим вопросом мы также обратились к компании Smeshariki GmbH. «В России, к сожалению, это один из наиболее эффективных способов относительно быстро пресечь распространение контрафактной продукции, — ответили нам в компании. — Основной объем контрафактной продукции производится на подпольных фабриках как в России, так и за рубежом, так как производители отлично знают о мере ответственности за совершение подобных действий, а для производителя она может доходить до уголовной. Отследить происхождение такой контрафактной продукции крайне сложно, так как на самих товарах отсутствует информация о производителе (импортере) или же она не соответствует реальности, также у абсолютного большинства розничных реализаторов отсутствует товаросопроводительная документация на поставки товаров, по которой можно было бы отследить цепочку продаж от производителя или хотя бы оптовика. Только по небольшому количеству товаров удалось достоверно выявить производителя и привлечь к ответственности».

С розницей же работа дает довольно быстро ощутимый результат, убеждают представители компании, так как один раз заплатив штраф, второй раз продавец уже не станет закупать повторно подобный товар. Многие ранее привлеченные к ответственности нарушители звонят с просьбой проконсультировать в отношении того или иного приобретаемого ими для продажи товара, просят помочь оценить, лицензионный ли он. «Мы всегда с радостью предоставляем подобную информацию, так как, на наш взгляд, крайне важно помочь рознице всеми способами переходить на продажи качественного, оригинального товара, который зачастую стоит столько же, а иногда и дешевле низкокачественных контрафактных аналогов», — резюмировали наши собеседники.

А вот сколько стоит лицензия, дающая право продавать настоящий товар от имени компании Smeshariki GmbH, нам не уточнили, так как она рассчитывается индивидуально и учитывает вид продукции, территорию и каналы сбыта, маркетинговую программу будущего лицензиата. Правда, намекнули, что за основу берется оптово-отпускная цена производителя, а вознаграждение будет составлять некий процент от этой суммы.

«НАДО НАЙТИ ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНИ, А НЕ ОТНИМАТЬ ГРАДУСНИК У БОЛЬНОГО»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online» дали свою оценку судебной кампании, проводимой немецкими правообладателями.

Олег Камалов — адвокат, член Адвокатской палаты РТ и коллегии адвокатов РТ:

— Любая компания вправе защищать свои интересы любым не запрещенным законом способом. И такая позиция — предъявлять иски именно к предпринимателям, занимающимся продажей товаров с символикой смешариков, а не к производителям — имеет право быть. И с таким подходом не поспоришь. Другое дело, в каком положении находятся предприниматели-торговцы: есть ли у них разрешительная документация, сертификация на данный продукт. В наше время, когда авторское право поставлено во главу угла, всегда и везде правообладатели стараются добиваться соблюдения закона. Тут уж каждый торговец или производитель должен сам смотреть, имеются ли у него права и полномочия пользоваться определенным товарным знаком, маркой и так далее. Каждый должен понимать, что за нарушение может наступить ответственность.

Но тут есть еще два момента. Во-первых, если компания-правообладатель предъявляет претензии к продавцу, тот, в свою очередь, должен ходатайствовать перед судом о привлечении к процессу и производителя в качестве третьего лица либо соответчика. В этом случае, ответственность в компенсации нанесенного ущерба будет возложена на обоих участников процесса. Во-вторых, нужно понимать, что найти производителя будет не всегда легко. Особенно если он находится в какой-то стране третьего мира.

На снижение популярности героев мультфильма политика правообладателя вряд ли повлияет. Есть же и легальные производители, которые заключили какие-либо соглашения на выпуск данного продукта. И если человек захочет купить товар с символикой смешариков, он его наверняка найдет. С экономической точки зрения оценить затратность судебной кампании довольно сложно. Но в любом случае я считаю, что имеет смысл бороться за свои права. Во всем цивилизованном мире это в порядке вещей. Если человек зарегистрировал свой товарный знак, бренд, марку, то он вправе получать от этого прибыль, дивиденды или бонусы.

Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ»:

— КАМАЗ тоже часто предъявляет претензии по поводу неправомерного использования нашего знака. Это десятки случаев в год. Но тут ситуация несколько иная. Для КАМАЗа защита авторских прав — это больше борьба с контрафактом продукции. Потому что она опасна для жизни эксплуатанта. Но в целом, раз у нас в стране действует закон об авторских правах, его надо соблюдать. Поэтому мы к своему бренду относимся очень внимательно. И даже если речь идет не о запчастях, а, например, игрушках с символикой КАМАЗа, мы с их продавцами тоже зачастую ведем борьбу. Потому что не всегда бренд ставится на качественную продукцию, не на ту, на которую мы бы, может, захотели поставить нашу символику. Но даже если товар качественный, мы считаем, что к правообладателю все-таки надо обращаться, а не нарушать закон.

Что касается экономической составляющей подобных судов, то могу сказать только по практике КАМАЗа. Как правило, мы лишь возвращаем судебные издержки. Но главное, чего мы добиваемся, – это изъятие некачественной продукции. А так, в большинстве постановлений суда по подобным делам компенсация составляет 10 тысяч рублей. Это достаточно смешные деньги, когда продано продукции с незаконным использованием нашего бренда на сотни тысяч или даже миллионы рублей.

Вениамин Чубаренко — руководитель коллегии адвокатов «Адвокат В.Н. Чубаренко и партнеры»:

— Тут надо исходить из той практики, которая существует в нашей стране. Если мы возьмем закон «О защите прав потребителей», то, согласно ему, ответственность за некачественно представленный товар несет продавец. Поскольку фактически именно он берет на себя функции представлять этот товар. Но тут есть двойное дно. С одной стороны, этот образ смешариков раскручен, он пользуется большим спросом. И естественно, продавцы, зарабатывая на этом деньги, получают прибыль. И поэтому они несут ответственность в том числе и перед производителем. Но с другой стороны, а почему именно продавцы должны отвечать за товар, на который кто-то неправильно поставил символику? Следовательно, здесь есть определенные лазейки, которыми пользуются производители, может быть, играя на юридической безграмотности торговцев.

И я считаю, что было бы правильнее не распространителей продукции привлекать к ответу, а поставщиков. Но у нас всегда виноват последний — крайний. А паровоз-то по этой ветке пустил кто-то другой. Но надо идти к причинам болезни, а не отнимать градусник у больного. Но компании Smeshariki так удобнее: они схватили этого продавца, бедного, беззащитного, оштрафовали, взыскали ущерб. Они пошли по легкому пути, возможность которого им дает сложившаяся в нашей стране практика. Но сути вопроса они не решают. А продавцам, которых привлекают к ответственности, я бы посоветовал привлекать производителя, чей товар они реализуют, в качестве соответчика либо третьего лица. Закон это позволяет, и, я думаю, эффект будет хороший.

Кроме того, есть такой момент, что наличие товара с данной символикой в максимально возможных точках продажи подогревает интерес к мультсериалу и бренду вообще. Живут в народе эти персонажи. А вынуждая предпринимателей избавляться от этого товара, компания Smeshariki сама себе вставляет палки в колеса, уменьшая рекламу собственного товарного знака. Я не думаю, что для компании Smeshariki судебные тяжбы обходятся дорого. Они же действуют по накатанной. Фабула дела же одна и та же. И забить все можно в компьютер. Поменял данные истца и одним кликом запустил процесс. Поэтому, я считаю, что штрафы и взыскания перекрывают эти затраты.