В Казани начала работу III республиканская конференция «Взаимодействие бизнеса и власти: современные вызовы и выбор пути развития предпринимательства в РТ», организованная ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса РТ и Общественной палатой РТ. По результатам конференции планируется подготовить конкретные рекомендации и предложения по сотрудничеству с органами муниципальной, республиканской и федеральной властей в вопросах развития предпринимательства в усложняющихся условиях. Корреспондент «БИЗНЕС Online» вчера побывал на жарких дискуссиях, которые сопровождали работу первого дня работы конференции, и обнаружил концептуальное расхождение во взглядах чиновников и бизнесменов в вопросах поддержки МСП.
Дилюс Шавалиев |
«В НАЧАЛЕ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА СТАВКИ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕСМОТРЕНЫ»
В первый день конференция работала в формате пяти экспертных групп, которые обсуждали существующую ситуацию и пути развития малого и среднего бизнеса в Татарстане, повышение роли общественных институтов в развитии предпринимательства, перспективные инструменты ресурсной поддержки МСП, повышение эффективности воздействия на развитие МСП со стороны органов государственной и муниципальной власти, а также налоговую и тарифную нагрузку на бизнес.
Одна из самых активных дискуссий развернулась в рабочей группе, которая рассматривала перспективные инструменты ресурсной поддержки МСП. Модератором выступил Дилюс Шавалиев, для которого мероприятие стало первым появлением на публике в ранге исполняющего обязанности директора центра поддержки предпринимательства при министерстве экономики РТ. До этого он долгое время возглавлял компанию «Капитал Менеджмент» — фактически структуру банка «БТА-Казань», занимавшуюся операциями с ценными бумагами. Для разминки он предложил участвующим в работе секции представителям Сбербанка и ВТБ24 рассказать о том, как отреагировали банки на повышение ключевой ставки ЦБ РФ с 10,5 до 17%. «У нас никаких ограничений нет, ликвидности хватит на всех, — сообщил начальник управления продаж малому бизнесу ОАО «Сбербанк России» Ирек Садыков. — За 10 месяцев 2014 года мы выдали кредитов малым и индивидуальным предпринимателям на 10 миллиардов рублей по сравнению с 7 миллиардами рублей за аналогичный период прошлого года. Среднемесячно мы выдавали по 900 - 920 миллионов рублей, однако за прошедшую неделю уже после повышения ключевой ставки ЦБ РФ мы выдали 496 миллионов рублей». По словам Садыкова, такой всплеск объясняется тем, что многие клиенты Сбербанка в условиях финансовой неопределенности прошедшей недели воспользовались траншами ранее одобренных возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий. После решения ЦБ ФР поднять ключевую ставку Сбербанк начал выдавать юрлицам кредиты по ставкам от 17 до 21% годовых. «В начале следующего года ставки могут быть пересмотрены», — отметил Садыков.
Начальник отдела малого бизнеса ВТБ24 в Татарстане Регина Хусаинова рассказала, что в ее банке сейчас действует не зависящая от объема и срока фиксированная ставка 19% годовых. Представитель ВТБ24 отметила, что в существующих тяжелых условиях крупные предприятия будут поддерживаться государством напрямую, в то время как поддержка МСБ целиком ляжет на банки. «Нам надо искать не пути противодействия, а пути соприкосновения, которые нам помогут пережить кризис», — сказала она, обращаясь к предпринимателям.
КАЗАХСКИЙ ОПЫТ
Начальник отдела экономического анализа и финансовых продуктов минэкономики РТ Екатерина Калимуллина рассказала о действующих в республике программах поддержки предпринимательства. По ее словам, в этом году ко всем хорошо известному «Лизинг-гранту» добавились еще две программы поддержки — субсидирование приобретения оборудования до 50% от его стоимости и субсидирование процентной ставки по кредитам. Впрочем, пока эти программы действуют для резидентов аккредитованных минэкономики РТ промплощадок. «Субсидируются расходы предпринимателей на уплату кредитов, — отметила Калимуллина. — Мы берем только действующие кредиты и субсидируем 2/3 ставки рефинансирования на момент получения кредита от общей стоимости уплачиваемых процентов. В среднем получается, что мы субсидируем около 5 процентов ставки кредита».
Также она предоставила краткую справку по тому, как решается задача поддержки предпринимателей в соседнем Казахстане: «Там все программы поддержки бизнеса завязаны на субсидировании процентной ставки по кредитам. Все программы реализуются в рамках «дорожной карты» развития бизнеса до 2020 года и включают в себя четыре направления: поддержка нового бизнеса и инициатив, стабилизация деятельности предпринимателей, попавших в сложную ситуацию, углубленное развитие успешных предпринимателей и поддержка экспортеров. Для поддержки новых бизнес-инициатив создана специальная программа субсидирования процентов. Здесь очень четко взаимодействуют органы исполнительной власти Казахстана, фонд поддержки предпринимательства и банки». По ее словам, участники программы — предприниматели, работающие в приоритетных для Казахстана секторах экономики — производстве, сельском хозяйстве и в сфере социально-бытовых услуг. Сумма субсидируемых кредитов не может превышать 3 млрд. тэнге (примерно 1 млрд. рублей). Это может быть как один кредит, так и несколько кредитных линий. Предприниматель может получать субсидии от 1 года до 3 лет. Размер субсидий — 5% — оплачивает государство, 7% платит по кредиту сам предприниматель. Таким образом, общая кредитная ставка по субсидированному кредиту составляет 12%. Она зафиксирована, и выше этой ставки кредиты выдаваться не могут.
«МЫ МНОГО ЧЕГО МОЖЕМ ПОЛУЧИТЬ ОТ ВЛАСТЕЙ, НО ПРИ ПРАВИЛЬНОМ ВЫСТРАИВАНИИ ОТНОШЕНИЙ С НИМИ»
Пока Калимуллина рассказывала о казахстанском опыте, участники рабочей группы с завистью вздыхали: и нам бы такую программу! Некоторые даже начали жаловаться на отечественные реалии — банки отказывают в выдаче кредитов без объяснения причин.
Впрочем, неожиданно у отечественных банков нашелся защитник.
— Если ты ответственный бизнес, если у тебя есть залоговое обеспечение, если ты правильно документы оформил, то ты должен быть первым кандидатом на получение субсидии от государства, — заявила женщина-предприниматель, работающая в сфере ЖКХ. — А все время государство только обвинять — это неправильно. Мы много чего можем получить от властей, но при правильном выстраивании отношений с ними. Ни откатов, ни взяток, как пытались обвинить чиновников, — этого нет! Если я заранее подготовилась, у меня документы проходят. Тот человек, который не получает кредит, он начинает будоражить, вот там такие отношения, такие схемы... Да нет там схем!
— Вы услуги оказываете, а я производством занимаюсь! Извините, но меня сейчас эти колебания на рынке так бьют, что, мама родная, не горюй! — ответил ей менее оптимистично настроенный бизнесмен с галерки.
— А что мешает нам воспользоваться казахским опытом? Мы знаем, что рост казахстанской экономики — 5 - 6 процентов в год. Прекрасный результат! Ведь хорошая схема? Давайте запишем в рекомендацию поддержку малого предпринимательства через субсидирование процентной ставки! — стали раздаваться голоса бизнесменов.
Шавалиев напомнил, что такая практика с этого года уже существует в Татарстане, и предложил обсудить, на какие отрасли можно распространить ее за пределами промплощадок.
Николай Иванов |
КАК ПОДНЯТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРЕДИТНЫХ СРЕДСТВ С 65% ДО 98%
Оказалось, что уже есть сформулированные предложения. Генеральный директор компании «Камский лес» Николай Иванов выступил с презентацией своей идеи того, как увеличить для бизнеса эффективность заемных средств: «Предположим, что бизнес получает 10 миллионов рублей под 15 процентов годовых на 5 лет. В первый год бизнес должен вернуть в банк 3,5 миллиона рублей, то есть 35 процентов от суммы кредита — проценты и тело кредита. Это не выдуманные цифры, а вполне реальные, по действующим до последнего времени условиям предоставления кредита, — начал рассказ Иванов. — Для того чтобы купить, привести, смонтировать, запустить новое оборудование и вывести его на проектную мощность, необходимо как минимум один год. Таким образом, когда я беру кредит в банке, то я могу использовать не все 10 миллионов рублей, а только на 6,5 миллионов, так как 3,5 миллиона я в течение года должен вернуть в банк. То есть эффективность денег в банковском секторе составляет 65 процентов».
Далее Иванов перешел к изложению сути своей идеи: «Она проста: государство из специально созданного фонда выделяет бизнесу беспроцентный заем на какой-то льготный период, например на один год. По истечении льготного периода аккредитованный банк гарантированно выкупает у государства этот заем, бизнес становится должен банку. Однако предварительно, еще до получения займа, банк должен проанализировать действующий бизнес предпринимателя на предмет устойчивости и выдать заключение, что он готов будет выкупить этот заем по истечении льготного периода. Причем все условия этой кредитной линии должны быть оговорены в самой начальной точке — в момент выдачи займа. Возврат денег банку происходит на условиях обычной кредитной линии. Предложенная нами схема позволяет поднять эффективность кредитных денег до уровня 98 процентов — беспроцентные займы облагаются налогом 2/3 ставки рефинансирования — 35 процентов, а это порядка 2 процентов от общей суммы займа (рассчитывали при ставке 10,5 процентов). Оставшиеся 98 процентов полученных денег предприниматель эффективно использует на развитие своего бизнеса и начинает платить по кредиту только через год, когда уже заработает новое производство. Я считаю, что программа может дать новый импульс развитию бизнеса в нашем регионе, республике и стране».
«РЕСУРСНАЯ ПОДДЕРЖКА ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ВРЕДИТ РОССИЙСКОМУ И ТАТАРСТАНСКОМУ ДЕЛОВОМУ КЛИМАТУ»
Шавалиев предложил банкирам оценить реальность предложенной схемы. Но тут неожиданно инициативу перехватила член ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ, председатель правления ЗАО «Юлдыз» Фарида Галеева.
— Можно я как юрист пару слов скажу по этому поводу? — предложила она. — Федеральное законодательство предполагает равные условия для всех субъектов предпринимательства. В этой схеме, когда кому-то выдается беспроцентный государственный займ, мы создаем когорту аффилированных предпринимателей. Если мы вам одному будем давать беспроцентные займы, то таким образом вы будете вне конкуренции. И федеральная антимонопольная служба должна будет предпринять против вас санкции, — отметила Галеева, предложив отказаться от принципа точечной поддержки избранных предпринимателей в пользу другого принципа — улучшения общего делового климата, снижения налоговой нагрузки на всех до одного предпринимателей...
— Вам надо в пятую секцию идти выступать, там вопросы налогообложения как раз обсуждают, — Шавалиев попытался вырулить дискуссию, которая явно свернула на опасную дорожку.
— Я считаю, что ресурсная поддержка отдельных предпринимателей вредит российскому и татарстанскому деловому климату в целом, — закончила свою мысль Галеева.
Сами же банковские служащие восприняли предложение Иванова довольно осторожно. Они отметили существование в данной схеме факторов риска: «Очень трудно предугадать, какие ставки будут через год. Вон за одну ночь ставка на 6,5 процентов возросла!» — отметил Садыков. На это Иванов предложил предусмотреть механизм субсидирования государством банкам разрыва между зафиксированной в договоре ставкой, по которой они год назад обещали предоставить кредит предпринимателю, и реальной ставкой. «Если это будет сделано, то банки намного охотнее пойдут на заключение таких договоров, — отметил он. — Эти риски надо разделить между государством и банком». «Сбербанк всегда за кредитование бизнеса. Но здесь много нюансов, которые необходимо тщательно изучить, посчитать, прежде чем говорить — да, мы готовы работать по этой схеме», — уклончиво ответил Садыков. «То есть в целом схема может работать, — подытожил Шавалиев. — Просто надо сесть и подсчитать».
Фарида Галеева |
«ОНИ ПРОСТО НЕ ПОНЯЛИ НАШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Однако обсуждение темы на этом не закончилась. Неожиданно оказалось, что у многих присутствующих идея вызывает отторжение.
— Сегодня не более 20 процентов малых и средних предпринимателей могут кредитоваться в банке, и половина из них берут кредиты для перекредитования ранее полученных кредитов, — заявил Рамиль Яруллин, который представился как частный инвестор, специализирующийся на альтернативном финансировании. — Вот почему идет рост кредитования у Сбербанка! При этом деньги не идут в реальный сектор экономики. На бумаге цифра красивая получается, но бизнес реально ничего не получает.
— У вас есть конкретные предложения? — попытался перебить его Шавалиев.
— Дойдет и до предложений! Мы 30 минут посвятили обсуждению какой-то схемы, которая затрагивает очень узкое направление. И я уверен, что она никогда не заработает. Понятно, что быть здоровым и богатым — очень хорошо. Но кто даст деньги без процентов?
— Предложите свой механизм, — попытался вставить слово модератор.
— Я предлагаю шире использовать альтернативные механизмы финансирования, когда деньги даются не под фиксированные проценты, а, как в исламских финансах, инвесторы становятся не кредиторами, а участниками бизнеса, разделяя все риски и прибыли. В кризисные моменты это позволяет выйти из трудной ситуации.
— Как ваше предложение относится к рассматриваемой сейчас схеме? — вопрос Шавалиева взорвал аудиторию, которая тихо закипала последние 10 минут.
— Эта схема неинтересна! Мы здесь собрались по другому вопросу! Сидящие в первых рядах — это лобби, понятно все! — стало доноситься из разных мест зала, в котором проходила работа секции.
— Я предлагаю системно подойти к решению вопроса! — пытался отбиться Иванов.
— Это не системное решение! Неужели 100 процентов предпринимателей будут получать безпроцентные госзаймы? Я в венчурном фонде не могу 400 тысяч получить! — с места крикнул кто-то на галерке.
— Предприниматель заранее вышел со своей инициативой, предложил обсудить этот вопрос на данном мероприятии. Мы с ним прорабатывали его предложение полтора месяца. Кто либо из вас подошел заранее, свои предложения обсуждал с нами? Такого не было. Я же не знаю, какие темы вы готовы поднять. Мы хотели эту тему гораздо продуктивнее проговорить, — обратился к «бузотерам» Шавалиев.
— Я думаю, что это вредная инициатива, — настаивала Галеева. — Бесплатные госденьги отдельным предпринимателям — это прямой путь к коррупции.
Чтобы как-то завершить неожиданно возникшую бучу, представитель Сбербанка предложил министерству экономики РТ создать на своем сайте краудсорсинговую площадку (от англ. crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов», предусматривает решение общественно значимых задач силами добровольцев, координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий), где каждый желающий сможет презентовать и обсудить с другими предпринимателями свои идеи по поддержке МСБ. И все смогут проголосовать за или против.
— Хорошая идея! — поддержали его многие участники рабочей группы, но, как оказалось, не все.
— Сколько можно обсуждать! — воскликнул один из предпринимателей. — Мы 21 год обсуждаем, ничего не меняется. Вы предлагаете механизмы, но у нас нет главного — хорошо отлаженной системы развития малого предпринимательства в России. Не будет системного подхода на уровне государства — ничего не получится. Система должна учитывать развитие инфраструктуры, людские ресурсы и т.д. Нужна привязка к каждому муниципалитету — кто что должен делать. Все должно быть прозрачно. Предложенная идея пытается решить локальную проблему. А нам нужно принципиальное изменение ситуации! Нам нужны нормальные законы.
— Они просто не поняли наше предложение, — с сожалением сказал Иванов, сходя с трибуны.
«СЛУШАТЬ ВСЕ ЭТО, ИЗВИНИТЕ, Я НЕ ГОТОВ»
Консультант консалтинговой компании «Маркетинг-сервис Бюро», специалист в области бизнес-планирования Николай Чекмеров призвал собравшихся с помощью мозгового штурма определить эффективные инструменты поддержки МСБ, в первую очередь не для уже состоявшегося бизнеса, а для начинающих предпринимателей или тех, кто попал в тяжелую ситуацию. Он пересказал слова одного из руководителей небольшой компании, работающей в сфере переработки нефтехимии, по поводу эффективности существующей системы господдержки МСБ, сразу заявив, что не разделяет их: «Мой знакомый работает на рынке уже 15 лет. За это время у него сложилась отработанная система взаимоотношений с поставщиками и с покупателями. И вот какой-то ухарь с помощью «Лизинг-гранта» берет оборудование, которое ему достается задешево. Он начинает «ломать» рынок, а через год, когда понимает, что не тянет, он продает оборудование и выходит из бизнеса. А моему знакомому бизнесмену еще год-два требуется для того, чтобы вернуться к первоначальному состоянию». Чекмеров предложил не зацикливаться только на финансовых инструментах, ведь ресурсы компании — это ее капитал, недвижимость, кадры, информация и технологии: «Финансовые ресурсы, как кровь, омывают все другие органы. И когда у предприятия возникают финансовые трудности, это не говорит, что у него проблема действительно здесь. Направляя средства на финансовую поддержку предприятия, мы лечим симптомы, а не причину. А причины могут быть в основных средствах, в кадрах и так далее».
«Я хочу отметить, что по отношению прироста валового регионального продукта к накопленным инвестициям Татарстан находится на 47-м месте в России, — отметил один из присутствующих. — Такие данные приводятся в разрабатываемой сейчас стратегии развития Татарстана до 2030 года. При этом наша республика является лидером по привлечению в экономику федеральных инвестиций. Это говорит о неэффективности проектов, в которые вкладываются большие средства. Может быть, нам отказаться от таких проектов и акцент сделать на поддержку предпринимателей — для всех на одинаковых условиях?»
Рустем Сибгатуллин |
Тут вступил в дискуссию заместитель министра экономики РТ Рустем Сибгатуллин.
— Если мне объяснят, как можно поддержку оказывать ровным слоем всем подряд, давайте это обсудим, — заявил он. — Вопрос справедливости решается тем, что господдержка осуществляется на конкурсной основе. В этом году мы начали программу субсидирования процентной ставки по кредитам. Пока мы распространили ее только на резидентов промплощадок. И я хотел услышать, нужно ли эту программу распространять на других субъектов предпринимательства, не связанных с промплощадками? Пока из той дискуссии, что идет в нашей рабочей группе, я однозначного ответа не получил.
— Очень нужно! — встрепенулись предприниматели.
— Я считаю, что компенсация процентной ставки как раз позволяет создать больший охват предпринимателей и меньшими деньгами обеспечить большее финансирование бизнеса, — подчеркнул замминистра.
Речь также зашла про гарантийный фонд, фонд финансовой поддержки, инжиниринговые центры и центры прототипирования, которые создаются сейчас в Татарстане и призваны бесплатно помогать переводить малые предприятия на новый технологический уровень, что увеличивает их кредитоспособность. Оказалось, что многие из присутствующих просто не знали об их существовании.
Итоги дискуссии подвел Садыков. Он предложил всем участникам рабочей группы сформулировать свои предложения на розданных листах бумаги.
— Слушать все это, извините, я не готов, — сказал он. — Все рассказывают одно и то же. Давайте конкретно: кто что предлагает по перспективным инструментам поддержки бизнеса. Отдайте секретарю, и завтра обобщенные предложения пойдут на стол президенту. — Президент разошлет банкам, в институты и муниципалитеты, минэкономики отпишет резолюцию. И дело сдвинется.
— Поддерживаем, — с облегчением вздохнул Шавалиев.
— Молодец! Надо было с самого начала так предложить, — сказал кто-то из первых рядов.
Сегодня конференция продолжит работу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.