555.jpg
Мунир Хабибуллин скрывался в Чувашии, жил по поддельным документам на имя Василия Михайлова. Руководил компанией по переработке нефтепродуктов

ЗАЧТУТ ДВА ГОДА В СИЗО

Сегодня Верховный суд Татарстана огласил приговор 43-летнему лидеру нижнекамской ОПС «Татары» Муниру Хабибуллину. Перед Новым годом коллегия присяжных вынесла обвинительный вердикт, подсудимый единогласно признан виновным по всем пунктам обвинения. Сам Хабибуллин признал вину частично.

В зале суда в основном сидели потерпевшие и родственники подсудимого. Сам Хабибуллин держался тихо, лицо не скрывал. Впрочем, журналистов в зале было немного. Судья, выйдя из совещательной комнаты, сообщил, что уголовное преследование Хабибуллина по ст. 327 УК РФ («Подделка документов») прекращено. Так как в подделке паспорта подсудимый был уличен в 2009 году, а это деяние является преступлением небольшой тяжести, срок давности уже истек.

Зачитывая приговор, судья сообщил, что Хабибуллин признан виновным в бандитизме, в создании организованного преступного сообщества и руководстве им, а также в похищениях людей и двух убийствах. В итоге судья, опираясь на обвинительный вердикт присяжных, назначил Хабибуллину наказание — 20 лет колонии строгого режима. Ему зачтут срок пребывания в СИЗО — он был задержан в ноябре 2012 года. Гособвинение просило 22 года лишения свободы. При назначении наказания судья учел состояние здоровья подсудимого, положительные характеристики, частичное признание вины, наличие на иждивении малолетнего ребенка. Отягчающих обстоятельств суд не обнаружил.

01.jpg

Напомним, еще в 2006 году Верховный суд РТ счел доказанными практически все эпизоды обвинений по делу в отношении других участников ОПС «Татары». Хабибуллину же долгое время удавалось скрываться в Чувашской Республике по поддельному паспорту. За это время он не только успел стать бизнесменом, но и по поддельному документу оформил себе водительские права и получил разрешение на управление маломерными судами.

В 2006 году 26 человек были признаны виновными либо в организации преступного сообщества, либо в участии в нем. Лидеры ОПС Ильдар Ахметов (Сухой) и Александр Мирошниченко (Мирон) получили самые большие сроки наказания — по 24,5 года лишения свободы. Причем, согласно приговору, первые 10 лет заключения они будут отбывать в тюрьме, а остальные — в колонии строгого режима. Оба были признаны виновными в организации преступного сообщества, банды, незаконном обороте оружия, убийствах и других преступлениях.

В ходе судебного следствия суд допросил ранее осужденных по делу ОПС «Татары» — они пришли в суд в качестве свидетелей обвинения. Преступное сообщество «Татары» образовалось в Нижнекамске в начале 80-х годов. Дворовая группировка в духе того времени создавалась по территориальному признаку — в районе двух нижнекамских улиц: Студенческой и 30-летия Победы. Изначально она называлась «Биши» или «Пятаки» и в основном защищалась от других молодежных банд. Затем, уже в 90-е годы, появились и финансовые интересы, а «татары» стали весьма многочисленной группировкой и позиционировали себя как лидирующая «бригада» города. Группировка состояла из нескольких бригад: «Тридцатовские», «Лазаревские», «Аровские», «Десятники», «Хановские», каждая из которых, согласно обвинительному заключению, имела своего лидера, была хорошо вооружена огнестрельным оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами.

В борьбе за власть в Нижнекамске их конкурентами стали еще несколько ОПГ — «Аляшевские» и «Бродвей». Однако главными соперниками «татар» на протяжении всего времени была группировка «Мамшовские» (в конце прошлого года «мамшовских» приговорили к длительному лишению свободы — в совокупности 5 участников группировки и ее лидер проведут в местах лишения свободы 100 лет). Именно с приспешниками Александра Мамшова, как полагает следствие, «татары» вели кровопролитную войну и делили сферу влияния как по частным бизнесменам, так и по нескольким бюджетообразующим предприятиям республики.

02.jpg
02.jpg

«КРЫША» БИЗНЕСМЕНОВ И ПУБЛИЧНЫЕ ДОМА НИЖНЕКАМСКА

Процесс стартовал 21 октября прошлого года. Хабибуллина обвиняли в совершении преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ («Создание преступного сообщества»), ст. 209 УК РФ («Бандитизм»), ст. 126 УК РФ («Похищение человека»), ст. 105 УК РФ («Убийство»), ст. 327 УК РФ («Использование заведомо подложного документа»).

Из выступления гособвинителя на первом заседании присяжные узнали о том, что первоначально нижнекамским ОПС единолично управлял некий Иван Стрелков, которого в 1998 году ликвидировали свои же бойцы. Причем попытки устранить бывшего лидера начались с лета 1997 года, когда его дачу сначала забросали гранатами, потом для верности расстреляли домик из пистолета ТТ. Тогда пострадала лишь его несовершеннолетняя дочь, а сам Стрелков был в отъезде.

Вторая попытка была предпринята в начале 1998 года: недалеко от городского автовокзала из пистолета и автомата расстреляли Mitsubishi Pajero, на котором передвигался Стрелков. Но и эта попытка провалилась. Убили его уже через три месяца — в мае 1998 года: вместе с охранником расстреляли прямо возле здания администрации одного из сел Менделеевского района. Причем в расстреле участвовал представитель известной казанской группировки «Жилка» Андрей Перевицких по прозвищу Арнольд. Раненый охранник выжил, а Стрелков, которому на тот момент было всего 28 лет, умер.

К тому времени лидерские позиции в банде прочно занял Равиль Тимершин по прозвищу Пузырь — именно на его годы правления приходится основная масса убийств.

04.jpg

Надо сказать, что ОПС «Татары» не отличалось особой изобретательностью в методах добывания денег. В отличие от челнинских «двадцатьдевятников», придумавших, например, аферу с захватом мясокомбината в Елабуге, «тагирьяновских», отмывавших деньги через московские банки, «татары» действовали примитивно: «крышевали» бизнесменов, держали несколько публичных домов в Нижнекамске, банально воровали, правда, весьма крупные партии продукции с местных предприятий.

Но бизнесменов «татары» убивали только в том случае, если не могли договориться. Так, в октябре 1998 года участники группировки бросили гранату РГД-5 в начальника отдела снабжения ОАО «Нижнекамский шинный завод», который получил при этом множественные осколочные ранения, но выжил. Осенью 2001 года бандиты сожгли Mercedes генерального директора ЗАО «Рамус», а год спустя нанесли жестокие побои одному из несговорчивых частных предпринимателей, предварительно отобрав у него крупную сумму денег.

— Хочу обратить внимание на то, что гособвинитель много говорил о группировке «Татары», начал с момента ее появления в 80-х, — обратился в тот день к присяжным адвокат подсудимого Айдар Ситдиков. — Но преступления, которые вменяются моему подзащитному, относятся к 2003 году!

17 января 2003 года подсудимый вместе с другими участниками преступного сообщества, по версии следствия, похитил 42-летнего Александра Пчелина, который стоял на оперативном учете как вор в законе, с целью выяснить у того местонахождение киллера, убившего их товарища. Вора в законе привезли в поселок Красный Ключ, на дачу коммерсанта, которого «татары» крышевали. Пытаясь узнать местонахождение киллера, бандиты били и пытали Пчелина, после чего удушили, обмотав голову скотчем. Труп обернули в полиэтиленовый мешок и на снегоходе вывезли на Каму, утопив в проруби.

Так и не получив никакой информации от Пчелина, группировщики решились еще на одно похищение — Валерия Самойлова по прозвищу Бобер. Его схватили средь бела дня — зеваки безразлично наблюдали за тем, как три человека, вооруженные автоматами Калашникова, похищают человека — со стороны происходящее выглядело как милицейская спецоперация.

Самойлова поместили в частном доме, в деревне недалеко от Нижнекамска, где, пытаясь получить информацию, били и пытали. Как говорили подследственные, убивать приказа не было, просто переборщили: жертве залепили скотчем рот и нос и не рассчитали, сколько человек может находиться без воздуха. А когда поняли, что Самойлов уже труп, увезли тело к проруби все на той же Каме.