КРЫМ, ДНЕПР, ДОН ИСПОКОН ВЕКОВ БЫЛ ЗАСЕЛЕН ТЮРКАМИ

Поля черны, поля темны
Влеки влеки шипящим паром.
Прижмись доскам гробовым нарам —
Часы протяжны и грустны.

Какой угрюмый полустанок
Проклятый остров средь морей,
Несчастный каторжник приманок,
Бегущий зоркости дверей.

Плывет коптящий стеарин,
Вокруг безмерная Россия,
Необозначенный Мессия
Еще не сознанных годин.

Давид Бурлюк

Даже в трактовке собственно русской истории ученые разошлись во мнениях, не говоря уже о роли татаро-монгол. Настойчивая попытка начать историю страны только с западных рубежей и только со славян, только с православия оставляет историю восточных рубежей нашей родины на откуп ученым Китая, Монголии и Казахстана. Прохладное отношение к восточному крылу истории Российской державы приводит к тому, что вместо освещения событий мирового масштаба (например, Великое переселение народов) демонстрируется поход сомнительной шайки авантюриста Ермака, на чьем примере трудно воспитывать законопослушных граждан.

Привязка к какому-то этнониму, имени вождя, отдельному факту хотя и любопытна для историка, но ничего не дает для понимания сегодняшнего состояния народа или страны. Что можно извлечь из факта крещения Владимира в Корсуне? Ясно, что Владимир сделал набег на греческий город Херсонес, вынудив отдать в жены принцессу Анну, чем укрепил свои связи с Византией. Из летописи под названием «Житие князя Владимира» становится ясно, что князь для похода на Корсунь собрал своих воевод и «варяг, и словен, и кривичей, и болгар с черными Людьми». На арене мы видим не собственно русских, а викингов и славян, есть и болгары — предки нынешних болгар, татар и чуваш. Условием женитьбы на Анне стал переход Владимира в православие: «По крещеньи же приведе царицю на браченье...» Для Владимира это была хорошая сделка, он приобретал сильного союзника, а удержать Херсонес он так и так не смог бы: «Владимир же... забрал царицу, и Настаса, и священников корсунских и мощами святого Климента и Фива, ученика его, взял сосуды церковные и иконы на благословенье себе... Взял же и двух идолов медных, и четырех коней медных, которые и ныне стоят за Святою Богородицей, о которых несведущие думают, будто они мраморные. Корсунь же возвратил обратно грекам в качестве вена, ради царицы; сам же пришел к Киеву». Для Владимира не стоял вопрос присоединения полуострова к Руси, главное было остаться живым на пути в Киев, поэтому он возвращался не по Днепру, а кружным, более «счастливым» путем через Керчь, Тмутаракань, оттуда до устья Дона и вверх по Северному Донцу. Он помнил, что его отец Святослав был убит печенегами на Днепровских порогах в 972 году. Воевода Свенельд тогда говорил Святославу: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но тот не послушался и поплатился жизнью. Владимир не случайно боялся степняков, ведь Крым, Днепр, Дон испокон веку был заселен тюрками — предками современных татар. Если русские могут претендовать на Крым, ссылаясь на походы русов в Корсунь, то потомки крымских татар тем более могут говорить о полуострове как своей отчине, ведь многочисленные тюркские племена населяли эти земли начиная с гуннов, болгар, кипчаков.

В летописях существует не менее пяти версий крещения Владимира, называют семь различных корсуньских церквей, при том, что произошло, казалось бы, важнейшее для судеб Руси событие. Значит, не столь уж значимым был факт крещения, хотя он говорит о смене идеологии, т.е. отказе как от традиций викингов, так и славянского язычества. Шел поиск общих для викингов и славян ценностей. Если Вещий Олег (Одд), Игорь (Ингор), Святослав (Сфендослав) об этом не задумывались, то Владимир (Вальдемар) должен был считаться со славянизацией варягов. Ситуация, когда викинги (viking — обозначение и морского грабительского похода, и его участника) занимались исключительно грабежами, а славяне были только данниками, не могла продолжаться бесконечно. У Константина Багрянородного читаем: «Приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы [челны однодеревки] являются одни из Немогарда [Новгорода], в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски [Смоленск], из Телиуцы [Любич], Чернигоги [Чернигов] и из Вусеграда [Вышгород]. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава [Киев], называемой Самватас. Славяне же их пактиоты [данники]». С ноября месяца росы кормились у славян, а с апреля снова выходили на Днепр для новых набегов. Одним из ходких товаров на византийском рынке были рабы, в том числе славяне. Разбой был главным промыслом русов. Не случайно Святослав вообще редко появлялся в Киеве. Игорь попал в руки к половцам, поскольку решил пограбить Степь и не рассчитал свои силы. Такой образ жизни многие исследователи приписывают диким кочевникам, хотя взаимный грабеж для средневековья был обычным делом. Важно различать грабеж как средство давления или обогащения от образа жизни. Для кочевников важно было иметь пастбища для скота, при этом угон скота и коней жестоко карался, но они ради приобретения зерна, дерева, других товаров, могли устраивать грабежи, или же набегами вынуждали к свободной торговле на границе.

Викинги поклонялись жестокому Богу войны Одину, они разбой считали не только богоугодным делом, но и воспевали свою жестокость в многочисленных сагах. Об их походах шведский историк Андерс Стриннгольм пишет: «Они уводили скот, неистовствовали в грабежах и убийствах, никогда не щадили ни священников, ни монахов, ни монахинь». Свои походы викинги прославляли в сагах. Один из них по имени Рагнар Лодброк, умирая, пел песню: «Мы поражали мечами в пятьдесят одной битве. Сомневаюсь, есть ли между людьми король славнее меня. С молодых лет я проливал кровь и желал такой смерти. Валькирии, посланницы Одина, называют мое имя, манят меня; иду пировать с богами на почетном месте. Часы моей жизни на исходе, но умру с улыбкой». Он был пойман и умер как разбойник, при этом пел песню о своей жестокости с улыбкой на устах.

Крещения Владимира
Крещение Владимира

Святой Владимир жил в период завершения славянизации викингов, он пытался отойди от традиций своих предков и одновременно реформировать пантеон славянских божеств, состоявший из Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла, Мокоши, Велеса, совершенно не похожий на веру викингов в Одина. Владимир, действительно, стоял перед выбором религии, а его образ жизни был далеко не святым. В «Повести временных лет» читаем: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены..., а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Принятие Владимиром православия ломало как традиции викингов, так и язычество славян, привнося цивилизацию в Киевскую Русь, ведь вместе с православием пришла и древнеславянская письменность, система образования, культура Византии. Как пишет Алексей Карпов: «И если в точном, церковном значении этого слова крещение Владимира в Корсуни — все же, вероятно, не более чем исторический миф, легенда, то в более широком, символическом смысле — несомненная истина». Истина крещения заключается не в самом ритуале, а в приобщении Руси к цивилизации и, конечно же, это не имеет никакого отношения к «возвращению» Крыма в 2014 году или началу истории России.

ЗА 100 ЛЕТ СОТНИ ПЕРЕМЕН

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

Анатоль Франс

Если начало истории России у западных границ можно увязывать с викингами, славянами и рядом тюркских племен (печенегов в качестве противников; половцев, торков, черных клобуков, берендеев как союзников), то на востоке складывалась не менее сложная картина, связанная со взаимоотношениями тюрков и монгол с Китаем, Тибетом и Средней Азией. К сожалению, эта история разрабатывается без координации со стороны академических институтов, тем не менее обозначается общий контур исторических событий: Великое переселение народов, образование кочевых империй гуннов, Тюркский каганат, Золотая Орда. Все эти события органично соединяют восточную линию истории России с западной. Задача такого встречного движения заключается в формировании общегражданского сознания, когда не просто население, а целые народы начинают понимать свое место в формировании российской государственности и сознавать, что цивилизация пришла отнюдь не с Ермаком, а сформировалась задолго до его появления. Достаточно вспомнить принятие тюркской письменности в Тюркском каганате, что обозначило переход от периода дикости к цивилизации. Это событие произошло много раньше принятия славянами своей письменности в виде глаголицы Кирилла и Мефодия.

Задача изучения истории России с восточного крыла в некотором смысле облегчается тем, что народы, живущие за Уралом в своем большинстве тюркской и отчасти монгольской группы, и все они имели общую линию происхождения. Трудности начинаются, когда мы пытаемся максимально углубиться в историю, при этом оказываемся привязанными или к самоназванию, или языку. Например, хроники в связи с завоеваниями хуннов во главе со знаменитым шаньюем Модэ, упоминают и татар. У Никиты Бичурина читаем: «Модэ приучил своих подданных к безусловному себе повиновению. Хан восточных монголов, по азиятским историкам, потомок Татар-ханов, незамеченный в китайской истории по имени, но сильный в то время государь, пренебрегал южным [т.е. жившим на юге или южной группой] Модэ и делал ему разные оскорбления. Модэ быстрым и неожиданным нападением поразил восточного хана и овладел землями его. Вслед за сим он, устремившись на запад, поразил юечжыского хана и покорил хухэнорских тангутов. После сего Модэ обратился на Китай и обратно завоевал земли, отнятые китайцами у его отца. Став повелителем Монголии во всей тогдашней обширности ее, в 202 году до Р. Х. он вступил чрез Великую стену в пределы Китая, и без сражения принудил императора к платежу дани под названием подарков, что в 198 году вторично было утверждено письменным договором. В 176 году Модэ сам писал к китайскому Двору, что он покорил Тюркистан, Чжуньгарию и Мауре-эн-нягяр [Мавераннахр], т.е. все оседлые владения от Пичана до Персии. В 174 году он умер. Повествования азиятских историков о подвигах Огуз-хана даже в порядке времени сходствуют с китайскою историею. Остается недоумение в определении, кто был Татар-хан: Хан ли восточных монголов, или Хан юечжыский? Оба кочевали в смежности с Китаем; первый владел землями, лежащими за границею губернии Чжи-ли; второй кочевал на землях, составляющих ныне северо-западный угол Китайской империи. Но сие недоумение поясняется разделом Монголии на восточную и западную половины, из коих первая отдана Татару, а вторая Монголу, от которых народы получили названия». Примерно в это же время, т.е. в начале Новой эры в Приамурье жили племена шивэй (по-китайски), самоназвание которых было отуз-татар (тридцать татарских племен). Считается, что они говорили на сяньбийском языке. О них трудно что-то сказать сверх этого. На политической арене отуз-татары появляются только в эпоху Тюркского каганата, а затем о них пишут как соперниках Чингизхана.

Принятие тюркской письменности в Тюркском каганате
Принятие тюркской письменности в Тюркском каганате

Даже в более поздние века уже новой эры самоназвание, язык и династические роды представляли из себя сложную (чтобы не сказать запутанную) картину. Бичурин так разъясняет китайские хроники: «Тюрки, иначе татары, суть коренные жители, а монголы суть их повелители, известные прежде под названием хуннов, а в сию эпоху назывались они хойхусцами [уйгурами — Р.Х.]. В переговорах с китайским посольством при Дворе хягасов [кыргызов — Р.Х.], вероятно, употребляли хойхуский язык, как господствующего народа, известный китайцам; и потому посланник написал, что хягасы говорят хойхуским языком; в самом же деле хягасы говорили татарским языком, что доказывают слова: Аи месяц, Вэй титул министра. Что касается до хойхуского письма, оно, по-видимому, в IX столетии уже распространилось в Монголии, и, судя по названию, введено самими монголами, в неизвестное время; потому что тукюесцы [тюркюты — Р.Х.]., господствовавшие в Монголии прежде хойхусцев, также имели свое письмо». Здесь, чтобы не запутаться, надо иметь в виду, что Бичурин под монголами имел в виду не халха-монгол, а тех, кого относили к черным татарам. Что можно извлечь из подобных сведений? Только то, что самоназвание, язык и политический вес — различные факторы, чье соотношение менялось с веками, ведь всего за столетие могла произойти смена самоназвания и даже языка, появится письменность, тем более события Средневековья развивались столь стремительно, что начался калейдоскоп этнонимов, в которых не могут до конца разобраться даже именитые ученые. А потому, отыскивая корни современных татар, мы не можем полностью полагаться на самоназвание или язык, которые не всегда совпадают с этничностью, и не можем привлечь антропологию, ибо как писал Лев Гумилев: «Расовый принцип был чужд культуре древних тюрок». А что касается генетических анализов, то они пока что ставят больше загадок, нежели дают разгадки. Не вступая в горячие споры генетиков, приведем один поучительный пример.

Шаньюй Модэ
Шаньюй Модэ

ГЕНЕТИКА В ИСТОРИИ

Последние исследования Y хромосомы показывают, что так называемая «славянская» или «восточно-европейская» гаплогруппа R1а, которую пытались использовать в качестве характеристики русской нации (ее доля составляет 47%), весьма распространена и среди других, причем неславянских народов. У татар она составляет примерно 32% (цифры колеблются в силу используемой выборки, поэтому даны округленно). Случай с татарами можно было бы объяснить влиянием Европы, но эта цифра не уменьшается по мере движения на восток. По логике вместо «европейских» признаков должны были появиться какие-нибудь «азиатские» гаплогруппы, но нет же, у башкир R1а составляет более 26%, а «западно-европейская» гаплогруппа R1b просто зашкаливает за 40%, «финская» N3 (N1с по новой классификации) — 17% (у татар — 20%), «монгольская» С составляет всего 2,3% (у татар практически отсутствует). У узбеков R1а составляет 30%, киргизов — более 55% (больше, чем у русских), правда и гаплогруппа С представлена достаточно весомо — более 25%. У алтайцев R1а составляет более 40%, а в отдельных группах превышает 60%, у куманцев Алтая R1b составляет 49%. Такой долей «европейских» гаплогрупп могут похвастать далеко не все европейские нации (для сравнения: у немцев R1а составляет 14,5%, R1b — 44%). Если обратиться к уйгурам, живущим в далеком Китае, то и у них R1а составляет 30%, а R1b около 20%. Получается, что тюрки по отцовской Y хромосоме настоящие «европейцы», а потому прародину русских надо искать на Алтае, там же, где и у татар. Здесь невозможно вступать в дискуссию по поводу маршрута исторической миграции народов из Южной Сибири на Балканы, она слишком специальная и противоречивая из-за нехватки данных, но мы уже сегодня можем сделать вывод о сходстве гаплогрупп русских и татар: R1а — 47%/32%; R1b — 6%/7%; N3 (N1с) — 19%/20% соответственно. Наиболее существенное различие наблюдается по гаплогруппе J2: у русских 2%, татар — 11%. Здесь, видимо, сказалось различие в выборке: среди русских тестирование проводилось выборочно, только в сугубо русских областях в отличие от татар. Трудно поверить, чтобы среди русских было так мало J2, характерное для евреев доставшееся, скорее всего, от Хазарского каганата. Если расширить круг тестирования русских на всю страну, то их сетка ДНК даже может в основных чертах совпасть с татарской.

ДНК генеалогия пока что находится в стадии становления и на нее нельзя возлагать слишком больших надежд, но она ставит серьезные вопросы и тем уже себя оправдывает. Для нас остается загадкой наличие значительной доли гаплогруппы N1с среди татар. Если у русских эта доля однозначно объясняется ассимиляцией финно-угорских племен, то для татар такой подход слишком прямолинеен. Например, со времен Золотой Орды, Казанского ханства, марийцы, удмурты, мордва жили бок о бок с татарами, сохраняя свои традиции. Более того, сама гаплогруппа N1с не может трактоваться только как «финская», ибо наибольшая ее доля приходится не на финнов (68%) или удмуртов (56%), а на якутов (более 80%), которые однозначно тюркского происхождения и не жили в контактной зоне с финно-угорскими племенами, но, видимо, имели общих предков.

ТЮРОК ЗНАЧИТ ТАТАРИН

Невроз — это неспособность переносить неопределенность.

Зигмунд Фрейд

Западные историки при освещении событий Евразии отталкивались от политических событий и ориентировались на Золотую Орду, откуда исходила для них реальная угроза. Поэтому они не только ордынские времена называли татарскими, но также, освещая древние периоды истории, предпочитали обобщенно говорить о Татарах, нежели различать народы по этническому принципу. Для них Чингизхан был императором всех татар, а на европейских картах земли восточнее Европы обозначались как «Великая Тартария». Характерно высказывание Шарля Луи де Монтескье в «Персидских письмах» (1721): «Из всех народов мира ни один не превзошел татар славою и величием завоеваний. Этот народ — настоящий повелитель вселенной: все другие как будто созданы, чтобы служить ему. Он в равной мере и основатель и разрушитель империй. Татары дважды завоевали Китай и до сих пор еще держат его в повиновении. Они властвуют над обширными пространствами, составляющими империю Великого Могола. Они владыки Персии, они восседают на троне Кира и Гистаспа. Они покорили Московию. Под именем тюрок они произвели огромные завоевания в Европе, Азии и Африке и господствуют над тремя частями света. А если говорить о временах более отдаленных, то именно от татар произошли некоторые из народов, разгромивших Римскую империю. Что представляют собою завоевания Александра по сравнению с завоеваниями Чингисхана? Этому победоносному народу не хватало только историков, которые бы прославили память о его чудесных подвигах. Сколько бессмертных деяний погребено в забвении! Этот воинственный народ, занятый только своей сегодняшней славой, уверенный в вечной своей непобедимости, нимало не позаботился о том, чтобы увековечить память о своих прошлых завоеваниях». Нас не устраивает столь обобщенный подход к истории тюркских и монгольских народов. Действительно, тюркские народы очень близки по языку и культуре, тем не менее важны и различия, которые складывались веками. Не случайно они и сегодня имеют собственные государственные и административные образования как в России, так и вне ее.

Для современных татар исходной нулевой точкой отсчета, влияющей на сегодняшнюю жизнь, является, конечно же, Золотая Орда. Вместе с тем интересно узнать и более глубокие корни. Такая потребность связана не только с обычным любопытством, но и такими важными вещами, как время принятие своей письменности, особенности ментальности, доставшиеся от кочевого периода, близость тюркских языков и те преимущества, которые можно извлечь из этого и других обстоятельств. Пока что достаточно надежно можно утверждать некоторые важные для нас вещи. Остановимся на них.

Золотая орда
Золотая Орда

До первых упоминаний о татарах в китайских источниках, они уже существовали в зародыше как часть хуннских племен, распавшихся со временем на несколько течений восточного и западного крыла. Традиции хуннов/гуннов продолжили, в частности, болгарские племена в европейской части России, и собственно татары — на востоке. Затем они воссоединились на берегах Волги, заселенные с начала новой эры финно-угорскими и тюркскими племенами. Известный лингвист Сергей Малов, опираясь на анализ 30 - 40 тюркских наречий, пишет: «Я не могу ответить, где впервые появились, образовались и жили тюрки: на востоке — в Центральной или Средней Азии и Сибири или на западе — в южнорусских степях, или в Волжско-Уральском бассейне. Могу только сказать, что и за 5 веков до н.э. тюрки жили там же, где они живут главным образом (с малыми исключениями) и теперь. В Европе древнейшими местами обитания тюрков были: река Дунай, нижнее и среднее Течение Волги, бассейн Урала. В Средней Азии они жили около культурных стран Хорезма, Согда и др. Тюрки проникали и на Кавказ, и в Малую Азию. В юго-западных частях Сибири места тюрков — Алтай, Хакасия, в Монголии и около оазисов древних культурных очагов Китайского Туркестана. У меня остается без ответа вопрос: кто древнее — болгары-чуваши на западе (Дунай и Волга) или уйгуры на востоке — в Центральной Азии, или они одновременны?» Ответ на этот вопрос могут дать новейшие достижения генетиков и археологов. Пока же можно утверждать, что тюрки и до новой эры жили там же, где они живут и теперь. На эту же мысль наводит не только лингвистика, но ДНК-анализ. Для нас также важно отметить, что восточные и западные гунны через ряд ступеней воссоединились на Волге в ХIII веке, образовав новую народность — ордынских татар, как этнической и культурной основы современных татар. Эта часть нашей истории среди ученых не вызывает особых споров, хотя течение так называемых «булгаристов» как порождение сталинской идеологии остается в качестве экзотического рудимента. Если исходить не из политонима «булгары», а по языковой принадлежности сохранившихся письменных источников, то булгарский язык — основа современного чувашского языка, хотя это нельзя однозначно перенести на этническое происхождение. Население Волжско-Камской Болгарии было весьма пестрым, и чуваш можно более уверенно связывать с суварами, хотя и это требует своего подтверждения.

(Продолжение следует)

Желтые реки текут к бесконечности
Где то созрели унылые льды
Рухнули скалы младыя беспечности
Воплями буйно летящей орды
Созданы сломаны снова столетия
Тянется жуткий плакучий пустырь
Речь низвелась к хрипоте междуметия
Мечется гладный-озябший упырь.
Там в нищете в неизвестности каменной
Спелого ветра не зная черты
Области огненной кротости пламенной
Сердцем тоскующим тянешься ты.

Давид Бурлюк. Грусть. Op. 62.