Экономический спад в Набережные Челнах в первом полугодии оказался одним из самых сильных в России – индекс промпроизводства обвалился здесь более чем в два раза.Это привело к тому, что в городском бюджете образовалась огромная дефицитная дыра размеры которой к концу года могут достичь полумиллиарда рублей. Заткнуть ее своими силами власти города не в состоянии. Переговоры с банками пока ни к чему не приводят, вся надежда - на помощь правительства Татарстана. О том, какова сейчас ситуация в автограде и как его власти намерены выходить из создавшегося положения, в интервью газете "БИЗНЕС Online" рассказал мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков.

БАНКИ ДЕНЕГ ЧЕЛНАМ НЕ ДАЮТ

– Ильдар Шафкатович, по итогам первого полугодия 2009 года индекс промышленного производства в Набережных Челнах составил 44,3%. КАМАЗ выпустил 10807 грузовых автомобилей или в 2,6 раза меньше, чем за шесть месяцев 2008 года. Как сказывается такой огромный спад в экономике на бюджете Набережных Челнов и какие меры власти города планируют принять для улучшения обстановки?

– Этот вопрос мне сегодня задают очень многие, прекрасно понимая, что если в России и в Татарстане ситуация плохая, то в Набережных Челнах она очень плохая и, даже не побоюсь этого слова, катастрофическая. Я думаю, в России немного городов, где падение производства составило почти 56%. Но в любой сложной ситуации нельзя опускать руки, и надо находить пути решения.

Первая наша задача – тесная работа с предприятиями города и повышение налоговой базы, в первую очередь, за счет увеличения объемов НДФЛ. Руководители крупнейших челнинских предприятий – генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин и генеральный директор ОАО "КамГЭСэнергострой" Александр Евдокимов – делают сегодня даже больше того, что возможно в этот кризисный период. Несмотря на падение рынка грузовых автомобилей более чем на 70 процентов, спад объемов производства на КАМАЗе по итогам года ожидается на уровне 40 процентов. Благодаря поддержке правительства республики КамГЭСэнергострой получил новые заказы на строительстве нефтехимического комплекса в Нижнекамске, объектов Универсиады в Казани и других, что по итогам уже первого полугодия дало рост 160 процентов. Представьте, что было бы, если бы КАМАЗ просто плыл по течению, а объемы выполненных работ у наших крупнейших строительных компаний были бы в пределах общих тенденций российского рынка? Конечно, в таком случае пережить этот период было бы гораздо сложнее.

Вторая задача – сокращение расходов. В Набережных Челнов уже реализованы внутренние программы на сумму порядка 200 миллионов рублей. Но, несмотря на это, нам не удастся закрыть огромную дыру в бюджете, которая образовалась из-за падения объемов поступления налогов. Уже в первом полугодии 2009 года бюджет города недополучил почти 200 миллионов рублей. Это значит, что к концу года дефицит бюджета составит не менее 500 миллионов рублей, поскольку большая часть доходов всегда поступает во втором полугодии. Это значит, что не будет хватать средств на выплату зарплаты бюджетникам, оплату коммунальных платежей и на то минимальное финансирование работ по благоустройству города, которое нам удавалось проводить в прошлые годы. Задача не простая и без помощи правительства республики нам ее не решить. Мы уже обратились за такой помощью и очень надеемся, что сумеем ее получить.

– Власти Казани пытаются решить проблему дефицита бюджетных средств за счет привлечения кредитов. На минувшей неделе исполком столицы получил второй транш по кредиту Сбербанка России в объеме 2,2 миллиарда рублей…

– Мы сегодня ведем переговоры с целым рядом банков, но нужно понимать, что экономическая ситуация в Казани и Набережных Челнах отличается очень сильно. Если общеэкономические показатели Казани соответствуют требованиям банков, то наши цифры – пока нет. Но это один из путей решения проблемы дефицита бюджетных средств.

ЭКОНОМИКА ОЖИВИТСЯ ЧЕРЕЗ ДВА-ТРИ ГОДА

– Согласны ли вы с мнением тех экономистов, которые считают, что Набережные Челны должны, наконец, избавиться от излишней зависимости от КАМАЗа?

– Да, такая проблема действительно существует. Но надо понимать, что Набережные Челны в том виде, в котором они есть сегодня, – это город, в котором крупнейшим градообразующим предприятием был, есть и всегда будет КАМАЗ. Конечно, доля в общем объеме промышленного производства, которая была в 2008 году, то есть более 70% - это очень высокий социальный риск, который мы чувствуем и сегодня. Поэтому одним из векторов стратегии развития города является создание новых крупных производств, которые бы позволяли демпфировать этот неблагоприятный социальный баланс. Руководство КАМАЗа это тоже прекрасно понимает. Но это демпфирование должно происходить не за счет уменьшения производства на КАМАЗе, а счет появления новых производств в других отраслях.

– Если не учитывать показатели в автомобилестроении, насколько велик спад в среде малого и среднего бизнеса?

– Около 13процентов, то есть они работают так же, как в среднем по России и Татарстану. А если учесть, что более половины из них так или иначе связаны с КАМАЗом, то я эти 13процентов считаю позитивным показателем. Это говорит о том, что челнинские предприятия малого и среднего бизнеса достаточно сильные и показали свою устойчивость в условиях мирового кризиса.

Несмотря на всю сложность, по целому ряду проектов реализация продолжается без снижения темпов. В числе таких можно назвать компанию Leoni , расположенную на КИП "Мастер", и занимающуюся производством кабельных жгутов для легковых и грузовых автомобилей. На прошлой неделе открылся Камский лифтостроительный завод. Продолжается строительство завода совместного предприятия КАМАЗа и Cummins. Вчера начались переговоры между "АК БАРС" БАНКом и КАМАЗом о преобразовании грузового порта в большой жилой поселок с собственным яхт-клубом. Домостроительный комбинат готовит программу по технологическому обновлению.

Более того, нынешний этап большинство руководителей предприятий и крупных инвестиционных фондов используют для подготовки качественных новых проектов. Я считаю, что это абсолютно правильное решение. Пройдет короткий период, я имею в виду два-три года, и экономика оживится, а к этому моменту они будут иметь все необходимое – хорошую интеллектуальную и технологическую базу для старта новых проектов. Не скрою, что есть и приостановленные проекты, например, стекольный завод. Но пока нет ни одного проекта, от реализации которого бы отказались совсем.

ГОДЫ "ПЬЯНЫХ" ДЕНЕГ НАДО ЗАБЫТЬ

– Каковы прогнозы по третьему кварталу и в целом на 2009 год? Что ожидаете в 2010 году?

– Сегодня сложно что-либо прогнозировать, но все же, я думаю, во втором полугодии 2009 года и в 2010 году мы не будем наблюдать дальнейшего падения производства. Возможно, даже будет какой-то прирост. Естественно, он не будет в таких объемах, которые были в 2007-м и в 2008-м годах. Эти годы "пьяных" денег, я считаю, вообще надо забыть. Не может считаться нормальной ситуация, когда любой студент может прийти в автосалон и уехать оттуда на новой иномарке. Или когда объем инвестиций ежегодно увеличивается в полтора раза, а за три года в городе сдается столько торговых площадей, сколько было построено за предыдущие 30 лет. Чудес не бывает, такое не могло долго длиться. Мы это прекрасно понимали и видели свою задачу в том, чтобы попытаться использовать такую ситуацию во благо жителей Набережных Челнов.

Я считаю, что во многом это удалось. "Планета-Фитнес" останется в Челнах. Также никуда не денутся торговые центры, кинотеатры, развлекательные центры, кафе, рестораны, которые появились в нашем городе за последние три года. А их владельцы сделают все возможное для того, чтобы они были рентабельными. Хуже тем, кто этого не успел сделать - и таких городов достаточно много. Уверяю вас, в ближайшие как минимум пять лет в городах России таких крупных объектов никто строить не будет, поскольку некому будет их финансировать.

Я всем говорю: "Нужно забыть фразу "когда закончится кризис". Кризис уже прошел. Мы живем в сегодняшней конкретной ситуации, и если кто-то ждет, что вернется 2008-й год, то он глубоко заблуждается. Не вернется. Наступит 2010-й год со своими показателями. Кстати, 2009 год не хуже 2005 года, который мы считали очень неплохим. И есть большая надежда на то, что все-таки итоги 2010 года будут положительными.

Равиль Сабиров