Равиль Зиганшин на встрече с журналистами в конце декабря, организованной в «Татмедиа» после череды скандалов
Равиль Зиганшин после череды скандалов прорвал информационную блокаду и в конце декабря прошлого года провел встречу с журналистами в «Татмедиа»

КАК РАВИЛЬ ЗИГАНШИН ПРЕСС-СЕКРЕТАРЯ ИСКАЛ

Как сообщают источники «БИЗНЕС Online», о необходимости нанять пресс-секретаря гендиректор ПСО «Казань» Равиль Зиганшин в очередной раз задумался после встречи с журналистами в конце декабря, организованной в «Татмедиа» в связи со скандалом вокруг засыпки акватории Волги. Идею подсказали сами журналисты. Получив упрек в том, что в последнее время в СМИ активно муссируют множество кривотолков о ПСО «Казань», представители «четвертой власти» объяснили: Зиганшин держит вокруг своей компании информационную блокаду.

И вот сегодня стало известно, что отвечать за позиционирование ПСО «Казань» и лично Зиганшина в медиапространстве отныне будет Шамиль Садыков, который последние 7 лет работал в медиахолдинге «Эфир» и стал своеобразным «анфан тэррибль» в хозяйстве Андрея Григорьева. Известно, что, будучи директором службы новостей в Казани, а потом работая в качестве исполнительного директора телекомпании в Набережных Челнах, Садыков порой доставлял немало хлопот руководству. Репортерский нюх и бескомпромиссный характер Садыкова — вот составные части его успеха и высоких рейтингов, которые однако нередко выливались в недовольные звонки «сверху».

Теперь Садыкову, покорившему вершины мастерства в создании громких скандалов, придется проявить сноровку в противоположном деле — их сглаживании. Чего-чего, а в острых сюжетах вокруг компании Зиганшина недостатка нет. Компания многократно подвергалась критике во время подготовки к Универсиаде за срыв сроков, субподрядчики не раз обвиняли ее в неисполнении обязательств. А однажды по вине ПСО «Казань» произошел канализационный коллапс в Ново-Савиновском районе, из-за которого сотни тысяч казанцев сидели без воды несколько дней. Зиганшин тогда был вынужден выступить по телевидению с извинениями. Раздражение общественности вызывали и спорные с эстетической точки зрения проекты компании, такие как, например, цепочка гостевых домиков вдоль моста «Миллениум».

Отвечать за позиционирование ПСО «Казань» и лично Зиганшина в медиапространстве будет Шамиль Садыков
Отвечать за позиционирование ПСО «Казань» и лично Зиганшина в медиапространстве будет Шамиль Садыков

В качестве вишенки на торте можно вспомнить скандал, произошедший на трассе М7 под Казанью в июне прошлого года — автовладелец Дмитрий Кукарекин (широкой публике известен как экс-директор «Нур-авто-2») прислал в редакцию нашей газеты запись со своего видеорегистратора, зафиксировавшего неоднозначное поведение Зиганшина на дороге. Вскоре комиссия по этике Госсовета РТ официально осудила действия своего депутата.

Ну а апогеем стал уже упомянутый выше скандал вокруг Волжских островов. В течение нескольких лет против ПСО «Казань» боролась целое общественное движение «SOS-Волга», которое в конце концов сумело привлечь на свою сторону минприроды РФ и добиться заморозки проекта. При этом, как выяснилось впоследствии, у Зиганшина были довольно сильные аргументы в его пользу, ведь речь шла о строительстве дороги-дублера перегруженного Горьковского шоссе. Но отсутствие желания и умения работать с общественностью все погубило.

61634.jpg
Черный BMW X5 с госзнаком Р528ВР 116RUS был остановлен экипажем ДПС за превышение скорости. В машине оказался генеральный директор ПСО «Казань», депутат Госсовета РТ Равиль Зиганшин

Помимо сглаживания острых углов Садыкову будет что продвигать и в качестве позитива. В работе у ПСО «Казань» находится еще много крупномасштабных проектов. К примеру, набережная Казанки от Кремля до моста «Миллениум», длина которой 3 км, будет достроена в этом году. Не будем забывать, что ПСО «Казань» ведет работы в Иннополисе, в «Салават Купере». Высока вероятность, что именно ему предстоит отстаивать обновленный казанский зоопарк.

Также Равиль Хабибуллович строит 45-тысячные стадионы в Саранске и Самаре к мундиалю-2018. Во время закладки первого камня в основание стадиона президент РФ Владимир Путин даже оказался с ним на одной сцене. Кстати, двоюродный брат Путина входит в совет директоров одного из проектов Зиганшина.

Словом, противоречивая и живая фигура Зиганшина — идеальный материал для создания яркого имиджа. Не случайно по итогам 2013 года именно его наша газета объявила «Бизнесменом года».

«УЧИТЫВАЯ СЛОЖНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ ЗАДАЧИ...»

Пока Садыков только-только входит в работу, однако нашел время, чтобы ответить на вопросы «БИЗНЕС Online». Предложение о работе он, как выяснилось, получил в начале года от самого Зиганшина.

— Учитывая сложность, но в то же время важность этой задачи я согласился на эту работу, — пояснил Садыков корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Моя задача — сделать ПСО «Казань» максимально прозрачной и понятной для СМИ и общественности. ПСО «Казань» — крупнейшая строительная компания Республики Татарстан, и к ней всегда был высок интерес, так как она ведет социально значимую деятельность. Поэтому постараюсь быть максимально полезным и оперативным.

Какими будут приоритеты в работе, пока сказать сложно, добавил Садыков. Сейчас только-только началось изучение поля деятельности. Не исключено, что штат пресс-службы будет и расширен — все это покажет время.

В ноябре прошлого года Шамиль Садыков занял кресло медиадиректора «Эфира»
Заслуги Шамиля Садыкова по достоинству оценены руководством республики

Садыков с теплотой отозвался о работе на телекомпании «Эфир», назвал ее своей альма-матер и поблагодарил коллег.

«В телекомпанию я пришел работать в 1996 году, будучи студентом 2 курса журфака КГУ. За три года я прошел здесь путь от корреспондента до редактора программы. Мне очень повезло — у меня были лучшие учителя: Андрей Григорьев, Ильшат Аминов и Андрей Кузьмин. Работа в телекомпании заложила хороший фундамент и задала хороший темп моей будущей карьере. Здесь я получил путевку в профессиональную жизнь».

После перерыва — Садыков работал пресс-секретарем в минтрансе РТ — он вернулся на «Эфир» в 2008 году, когда потребовалась помощь в перезагрузке службы новостей телекомпании. И вот теперь — снова уход в сферу PR.

WHO IS MR. САДЫКОВ?

В начале нулевых Садыков вел на «Эфире» программу на татарском «Адымнар», потом работал пресс-секретарем министерства транспорта Татарстана, был главным редактором ТРК «Казань». Вернувшись на казанский «Эфир», с 2008 года возглавил службу новостей. В августе 2013 года Садыков возглавил челнинский «Эфир», сменив 41-летнего Армандо Диамантэ. Для Казани и всего «Эфира» его перемещение стало отчасти сенсационным, так как именно с Садыковым многие связывали запредельные рейтинги программы «Город» — флагманской программы «Эфира», обеспечивающей как рекордное количество зрителей, так и кэша. Однако на второй половине весов, как говорят наши источники на «Эфире», была некая «неуправляемость героя», которая раздражала топ-менеджеров компании. В конце концов, это и привело к тому, что Садыков был отправлен в «почетную ссылку».

Однако в конце ноября телевизионный «Овидий» вернулся в Казань. Уступив место Олесе Белоус, он занял кресло заместителя гендиректора — медиадиректора «Эфира». По словам источников «БИЗНЕС Online», до ухода из медиахолдинга Садыков активно занимался развитием сайта, который должен объединить все подразделения холдинга. Возвращение топ-менеджера в столицу Татарстана источники «БИЗНЕС Online» оценили в следующей риторике: Садыков «реабилитировался, поэтому его вернули, мол, толковые ребята нужны «Эфиру» и в Казани».

Справедливости ради надо сказать, что государственные и бизнес-структуры Татарстана активно привлекают кадры Григорьева уже на протяжении многих лет. Так, бывший заместитель директора телевизионной службы по программе «Республика» телекомпании «Эфир» Андрей Кузьмин, покинув холдинг в 2004 году, спустя два года возглавил пресс-службу республиканского правительства, а в 2010 году стал пресс-секретарем президента Татарстана. Сергей Лобов, который до 2008 года был директором службы новостей ТК «Эфир», ныне — пресс-секретарь мэра Казани. Бывший репортер «Эфира» Денис Шишканов в настоящее время трудится в должности руководителя отдела по связям с общественностью «Просто молоко», а Айгуль Мирзаянова, которая в нулевые была настоящим брендом телекомпании, сегодня отвечает за продвижение Nefis Group. Не забудем и про Антона Райхштата — после ухода с «Эфира» он работает в должности заместителя директора музея-заповедника «Казанский Кремль».

Государственные и бизнес-структуры Татарстана активно привлекают кадры Андрея Григорьева уже на протяжении многих лет
Государственные и бизнес-структуры Татарстана активно привлекают кадры Андрея Григорьева уже на протяжении многих лет

«САДЫКОВ — ЯРКО ВЫРАЖЕННЫЙ НОВОСТНИК»

Как вы оцените профессионализм нового пиарщика ПСО «Казань»? На этот вопрос «БИЗНЕС Online» ответили эксперты.

Айгуль Мирзаянова — PR-директор компании Nefis Group:

— С Шамилем Садыковым мы вместе работали на «Эфире» достаточно долгое время, наверное, не меньше пяти лет. Он пришел к нам совсем молодым журналистом, у него был хороший нюх на сенсации. Безусловно, он из разряда профессиональных специалистов, за плечами которого не только журналистика и работа в «полях», но и организаторские навыки, а также знание рынка СМИ. Уход в сферу PR еще раз подтверждает востребованность таких людей.

В том, что Шамиль ушел именно в эту сферу, для меня нет ничего неожиданного. Будущее телевидения не очевидно, перспективы туманны. Для Садыкова, можно сказать, многие высоты на местном ТV уже покорены, и куда двигаться дальше, сейчас непонятно. Кроме того, региональное телевидение платит творческим работникам крайне мало, а ведь им надо кормить семьи, это уже не безусые юнцы. И то, что Шамиль ушел именно в PR, абсолютно логично. Многие известные журналисты сейчас трудятся в этой сфере.

Нужна ли сейчас пресс-служба строительной компании? Наверное, нужен PR-отдел. Кризисы приходят и уходят, мы их видели уже немало. И даже в кризис надо продавать. Успех бизнеса напрямую зависит от репутации, выстраивать и грамотно подать ее способны только специалисты. А хорошие специалисты в любой сфере без работы никогда не останутся. Профессиональный PR-отдел — это сильнейшее конкурентное преимущество, особенно сейчас. А рамки пресс-службы слишком узки, на мой взгляд.

Армандо Диамантэ — директор русского драматического театра (Набережные Челны), экс-директор «Эфира-Челны»:

— Шамиля Садыкова я знаю давно. Он всегда специализировался по новостям, он ярко выраженный новостник. Здесь к нему никаких вопросов нет. Что касается его способностей в других разделах телевидения, то они для меня под вопросом. Честно говоря, я немножко удивлен, что он ушел из «Эфира». Но это его личное дело. А в его работе пресс-секретарем очень многое будет зависеть от тех задач, которые перед ним будут поставлены. Если учитывать, что его специализацией были новости, то он, скорее всего, будет акцентировать внимание на каких-то новостных моментах. Вряд ли стоит ожидать от него каких-то неожиданных, креативных PR-ходов. Думаю, что он будет вести добросовестную работу в плане новостной поддержки компании.

Почему воспитанники «Эфира» находят себя именно в области PR? Потому что PR достаточно тесно связан с телевидением. Телевидение является одним из главных инструментов PR. Сейчас, может быть, в меньшей степени, потому что появился интернет, а раньше именно оно было лидером, как инструмент продвижения. И поэтому то, что люди идут в PR, мне кажется естественным. Между двумя этими службами идут постоянные контакты. И когда человек решает уйти с телевидения, то часто уходит именно в ту область, о которой мы говорим.

Нужна ли пресс-служба, пресс-секретарь строительной компании? Я думаю, да. Ведь любое производство очень сильно связано с маркетингом. То, что делается, нужно продавать. И здесь очень важны репутационные моменты. Когда человек покупает жилье, он всегда интересуется: кто застройщик? И если он не вызывает доверия, если за ним много скандальных историй, то покупка не состоится. А у застройщика с хорошей репутацией — купит. Следовательно, вопросы репутации нужно поддерживать. Можно просто работой, когда сарафанное радио и так разнесет, что ты строишь лучше всех. А можно и с помощью каких-то PR-технологий. Поэтому я думаю, что современной строительной компании очень важно выстраивание репутационной составляющей. Это не просто новости, это формирование имиджа. Это достаточно сложная вещь. И я могу только пожелать Шамилю на этой, может быть, не совсем хорошо известной ему стезе, чтобы у него все получилось.

«Почему воспитанники «Эфира» находят себя именно в области PR? Потому что PR достаточно тесно связан с телевидением»
«Почему воспитанники «Эфира» находят себя именно в области PR? Потому что PR достаточно тесно связан с телевидением»

Антон Райхштат — заместитель директора музея-заповедника «Казанский Кремль»:

— Шамиля я знаю давно, мне посчастливилось с ним работать достаточно долго. Это человек с неуемной энергией и очень большим желанием менять мир вокруг себя. Крепкий профессионал, который оставил свой след во многих сферах. Он возглавлял челнинский «Эфир», там сделал достаточно много полезного. Что касается его перехода на «ту сторону баррикад», то это именно возвращение, потому что он долгое время работал пресс-секретарем республиканского министерства транспорта. И это возвращение достаточно симптоматично для журналистики, ведь все больше журналистов уходят в PR, в пресс-службы. Я думаю, что это происходит потому, что поле для работы в современной журналистике достаточно сильно сужается и работать журналистом все труднее. Поэтому мы все чаще и видим подобные решения и выбор достаточно серьезных и крепких профессионалов.

Я думаю, что ПСО «Казань» очень сильно повезло получить такого пресс-секретаря. Для такой компании, как ПСО «Казань», которая создает вокруг себя очень много медийных поводов, необходимость в таком специалисте назрела достаточно давно.

Наиля Биктимирова — представитель татарстанского отделения социально-экологического союза:

— Появление пресс-секретаря в ПСО «Казань» вряд ли станет каким-то признаком открытости компании. Я не думаю, что эта компания может считаться открытой для общества. Мы не раз слышали в репортажах, что сам Равиль Хабибуллович не считает себя публичной фигурой. Может быть, появление пресс-секретаря как-то решит эту проблему: если сам глава компании некомфортно чувствует себя в общении с журналистами, то это своего рода решение этого неудобства. В принципе, наличие или отсутствие пресс-секретаря не решит проблем общества. Куда серьезнее ведь сам факт того, что компания (как бы она ни называлась) может вести какие-либо работы в отсутствие каких бы то ни было разрешений. Под их получение в будущем. И это не тот вопрос, который может решить появление пресс-секретаря.