«СЕГОДНЯ НИКТО НЕ СНИМАЕТ ХРОНИКУ И НЕ ВЕДЕТ КИНОЛЕТОПИСЬ»

— Виктор Алексеевич, в киношных кругах вас знают, а для широкого круга читателей прошу рассказать о себе.

— Родился я в 1955 году в городе Шумерля. По окончании школы приехал в Казань и пошел работать на КАПО. После года работы по направлению завода поступил в КАИ, но быстро понял, что это не мое. Поступил на работу на Казанскую киностудию и отработал там 38 лет звукорежиссером. Работая, заочно учился в ЛИКИ — Ленинградском институте киноинженеров.

— На Казанской киностудии снимали в основном документальное кино?

— Мы снимали документальные, научно-популярные и технико-пропагандистские фильмы, а также делали дубляж игрового кино — до 100 фильмов в год переводили на разные языки. Наша студия была региональной на пять республик: Татарстан, Башкортостан, Чувашию, Марий Эл и Мордовию, и везде были наши корпункты. Работой мы были завалены!

Я обслуживал Башкортостан, часто бывал там в командировках. Башкиры всегда завидовали тому, что в Казани есть своя киностудия, да еще имеет свой корпункт в Уфе. А сегодня там создали свою киностудию, союз кинематографистов, организовали международный кинофестиваль этнического кино «Акбузат», снимают фильмы на гранты своего президента. Даже музей кино у них есть!

Наша же студия с почти вековым историческим опытом, архивом и хроникой ушла в «небытие». Значит, кому-то это надо было! Сегодня никто не снимает хронику и не ведет кинолетопись, а ведь это очень нужно будет будущему поколению, судя по тому, как часто обращаются к нашим архивам. Помню, как-то были в кабинете у президента РТ Минтимера Шаймиева, и председатель Госкомитета РТ по кинематографии Зуфар Бухараев задал ему вопрос: «Вы знаете, что лет через 20 вас будут забывать в республике?» «Почему?» — удивился Шаймиев. Да потому что никто не снимает хронику на кинопленку, кроме нас. Пленка более 100 лет хранит изображение, а телевидение — это в основном новостные передачи, хранятся недолго, и никто не знает, как поведет себя современная «цифра» в будущем... После этого вопроса отношение президента к кино заметно изменилось.

«ОБРАЩАЛИСЬ ДАЖЕ К ЖИРИНОВСКОМУ, ВСЕ ОБЕЩАЛИ ПОМОЧЬ, НО...»

— На интернет-конференцию министру культуры РТ вы прислали вопрос, почему пошла с молотка Казанская киностудия... А когда начался разлад на киностудии?

— Как только рухнул Советский Союз. А особенно студию стало лихорадить с 2008 года. В 2010-м Москва окончательно прекратила финансировать регионы, и работники студии остались без зарплаты. Когда нас незаконно сократили с января 2013 года, обещали все выплатить. И тут начались хождения по судам и прокуратурам, параллельно писались письма руководству республики и страны...

Вся студия по кадастровой стоимости стоила 150 миллионов рублей. Ее разделили на три части и выставили на торги первую из них: пять боксов гаражей с землей в 25 соток оценили в 3,7 миллиона. Нас это возмутило, и мы коллективно написали письмо в СК РФ и в Росимущество. И к кому мы только не обращались! Даже к Жириновскому... Все обещали помочь, но... Понятно, почему так произошло...

— И почему?

— Сама студия никому не мешала, но место, на котором она стоит, ключевое. Первые торги отменила ФАС, так как было много нарушений. Лот повисел на торгах сутки, и его убрали, чтобы не купил кто-то «левый»!

На сегодня все долги по зарплате выплатили, студию кто-то купил (кажется, «Химград»), но ни о каких торгах мы не слышали. Это случилось в ноябре 2014 года. СМИ сообщили, что Казанскую киностудию продали: 1,2 гектара земли и все строения (а это здание студии — 2,5 тысячи квадратных метров, гаражи, архив, бомбоубежище) ушли за 12 миллионов рублей. Сегодняшние хозяева здания приходят к бухгалтерам (на студии числятся только два бухгалтера) и просят освободить все помещения от оборудования...

— Надеетесь спасти киностудию?

— Очень хочется спасти студию! В Казани много мелких кинокомпаний, а базовой студии нет. Можно было бы объединить всех для спасения кинематографа. Я думаю, это возможно. Сегодня у нас «Татаркино» есть, Институт кино есть, союз кинематографистов есть, международный фестиваль кино есть. И желание снимать свое кино тоже есть. А киностудию загасили! Это же нелогично! Я понимаю, что она была в федеральном подчинении, но неужели нельзя было договориться? Думаю, вполне можно было бы. Просто нужна политическая воля.

Кстати, сегодня только татарстанский из всех союзов кинематографистов не имеет своего помещения. Раньше союз базировался на киностудии, потом приютили в «Татаркино». А в 90-х годах планировали построить Дом кино рядом с «Пирамидой», и даже было начато строительство. Сейчас там гостиница. Потом была выделена земля под новую киностудию. На этом месте сегодня — Деревня Универсиады. Все осталось на бумаге...

— Как вы считаете, Татарстану надо снимать свое игровое кино?

— Я считаю, что надо. У нас найдутся и сценаристы, и режиссеры, и актеры, и операторы. А для чего вообще или для чьих регионов готовит специалистов Институт кино в Казани?!

— Газету «БИЗНЕС Online» часто читаете?

— Не могу сказать, что часто, но читаю. В принципе, мне у вас нравится все. Может быть, еще остроты добавить...

— Виктор Алексеевич, спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам!