«БЕЗ СПЛЕТЕН БУДЕТ СКУЧНО»

Сегодня в Петербурге впервые за 10 дней на публике появился президент РФ Владимир Путин. Произошло это на переговорах с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым. Характерно, что встречу, которую в другое время сочли бы «проходной» и «дежурной», освещало огромное количество российских СМИ, которых тут же цитировали западные коллеги. Основной смысл всех новостей, транслировавшихся со встречи в Константиновском дворце, скользил мимо российско-киргизских отношений и сводился лишь к одному: «Путин нашелся!»

Российский президент, как известно, таинственно выпал из публичного пространства после 5 марта, предварительно обсудив с премьер-министром Италии Маттео Ренци отношения двух стран. И с тех пор его судьба, лишенная всепроникающего света телевизионных софитов, оставалась загадкой, хотя сайт Кремля и сам личный пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков не уставали твердить, что с национальным лидером все в порядке. Но страна, не привыкшая терять Путина из виду (за все время своего президентства он «пропадал» не более чем на день-два, да и то в самом начале своей карьеры), предполагала, что с президентом могло случиться что-то ужасное.

Наиболее одиозные слухи суммировал в своей сегодняшней реплике, обращенной к журналистам, Песков. «Все разбитого параличом президента, захваченного генералами, увидели? Только что прилетел из Швейцарии, где принимал роды, как известно», — заявил пресс-секретарь Путина сразу после окончания встречи с президентом Киргизии.

Сам Путин, вышедший к СМИ вместе со своим киргизским коллегой, был лаконичен относительно разговоров о своем «исчезновении», заметив лишь, что «без сплетен будет скучно».

Зато Атамбаев, к радости прессы, оказался более разговорчивым и рассказал, что лидеры стран не сразу перешли к официальному протоколу, а перед этим покатались по территории Стрельны на автомобиле, причем Владимир Владимирович «сам сидел за рулем». «Это чтобы меньше было сплетен. Я часто про себя разные сплетни слышу, но вы видите, это, конечно, не совсем правильно», — философски рассудил киргизский президент.

Журналисты тем временем рассматривали Путина едва ли не через увеличительное стекло, но так и не приметили никаких следов «усталости» или «болезни». Разглядели лишь сочный галстук и английский пиджак, а также отсутствие грима на лице президента, что тоже свидетельствовало, скорее, о здоровье национального лидера и его хорошей форме.

Что касается насущной повестки встречи с Атамбаевым, то Путин оценил ее с точки зрения перспектив плавного вхождения Кыргызстана в Евразийский экономический союз. Глава государства отметил: «Мы знаем и много раз об этом говорили, что конечная цель заключается в том, чтобы экономика Кыргызстана была адаптирована к экономике России, Казахстана, Беларуси, Армении. Безусловно, все это — решаемые задачи...»

«И ПОЗВОНИТЕ НАВАЛЬНОМУ»

О том, где в течение 10 дней находился российский президент, на встрече в Стрельне не было сказано ни слова. К примеру, телеканал «Дождь» со ссылкой на свои источники предполагает, что это время глава государства мог провести в своей резиденции на Валдае в Новгородской области. Впрочем, это самая невинная из версий, курсировавших в медиапространстве последнее время. Тем более что всего за день до этого тот же телеканал сообщал, что президент болен гриппом, что и явилось причиной отмены саммита 12 - 13 марта в Астане с участием глав Беларуси и Казахстана.

Но и насморк, как известно, не был основной гипотезой, с которой многочисленные СМИ, российские и западные, связывали длительное отсутствие президента. Самые одиозные слухи спрессовал в своем Facebook оппозиционный журналист Аркадий Бабченко: «Собрались Шойгу, Сечин, Бастрыкин, Патрушев, Якунин, Кадыров и Ротенберги, сели в кружочек и говорят: «Ну все, ушел тиран. Теперь нам не надо больше совершать преступления, воевать, воровать, убивать несогласных и узурпировать власть. Все, шабаш, братва. А, и да — позвоните Навальному...»

Напомним, что первым о какой-то загадочной болезни Путина сообщило агентство Reuters, после чего снежная лавина слухов стала обрастать все новыми и новыми подробностями. Западные СМИ, в частности австрийская газета Kurier, рассказали о том, что у Путина «сильные боли в спине», и о том, что он «отстранен от власти сторонниками жестких мер при поддержке русской православной церкви», если вообще жив.

Другая версия приписывала Путину «рождение второго ребенка» от гимнастки Алины Кабаевой, которая якобы именно в эти дни, по уверению таблоида Blick, прибыла для родов в швейцарскую клинику Святой Анны. Эта гипотеза восходила к давней (2008 год) публикации «Московского корреспондента» о якобы состоявшейся свадьбе российского президента и известной олимпийской чемпионки. Данная статья была неоднократно опровергнута, хотя до суда между героями материала и изданием дело так и не дошло: вместо этого газета просто была закрыта ее учредителем Александром Лебедевым.

Звучали и еще более экстравагантные версии: президент удалился в монастырь, он похищен «врагами России» и пр. Такое впечатление, что больше всех доволен итогами сегодняшней «киргизской» встречи Песков, выдержавший за минувшие 10 дней беспрецедентную атаку СМИ. Исчерпав все аргументы (от утверждения, что у Путина «встречи идут постоянно, но не все встречи публичные», до высказывания о том, Путин «абсолютно» здоров, а его рукопожатие настолько крепкое, что «ломает руки»), он в итоге совсем отказался от комментариев на болезненную тему «исчезновения» своего шефа. Теперь Песков может праздновать победу: все его слова, по всей видимости, оказались чистой правдой.

Путин вернулся из «политического небытия» аккурат к началу празднования годовщины воссоединения Крыма с Россией. Год назад его рейтинг удивительно вырос на фоне крымских событий и продолжал оставаться высоким вплоть до последнего времени. Не исключено, что «исчезновение» тоже прибавит президенту несколько очков в его отношениях с народом.

«ЕСЛИ ПУТИН ЗАХОЧЕТ, САМ ОБО ВСЕМ РАССКАЖЕТ»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» расспросили экспертов о том, как следует относиться к многочисленным экстравагантным слухам, возникшим вокруг 10-дневного отсутствия президента:

Александр Минкин — журналист, обозреватель газеты «Московский комсомолец»:

— Я бы не стал свысока называть разговоры об «исчезновении» Владимира Путина инсинуациями. Здоровый или нездоровый это интерес, зависит от личных вкусов. На мой взгляд, интерес к здоровью и судьбе президента страны абсолютно понятный и оправданный.

В бурном обсуждении своего отсутствия Путин в значительной степени виноват сам. Люди привыкли на протяжении 15 лет видеть его каждый день в новостях. И теперь у них была «ломка»: естественная реакция, когда лишают чего-то привычного.

Недоброжелатели президента, конечно же, истолковали это в неприятную для него сторону. Что касается доброжелателей, то они просто кричали: «Не лезьте! Не лезьте в чужую жизнь!» Хотя они тоже могли бы, наверное, вести себя поспокойнее. Зачем реагировать так остро и болезненно?

В народном сознании Путин полностью отождествился с Россией. Он тот, кто определяет всю политику и держит в руках ядерный чемоданчик, от него зависит, кто станет губернатором, какой будет Госдума следующего созыва и пр...

Представьте, вы летите в самолете и вдруг узнаете, что командира экипажа нет, он исчез. Час его нет, два нет... Какой будет ваша реакция? Скорее, паническая.

Кремль несет большую долю ответственности за то, как публика реагирует на отсутствие государственного лидера. Есть своего рода шлейф, условный рефлекс, сформировавшийся еще в позднее советское время и в 90-е годы. Если генсек или президент исчез, значит, он либо заболел, либо умер, твердит молва. Когда Ельцин исчезал, люди понимали, что это, скорее всего, связано с его «слабостями». А Кремль все равно продолжал врать, что у него крепкое рукопожатие, что он проводит встречи... А у него был либо инсульт, либо запой. Разве это недоверие полностью исчезло?

Что до меня, я был бы только рад, если бы подтвердилась «швейцарская версия» и Путин, к примеру, летал на рождение своего ребенка. Мне кажется, все бы этому только обрадовались. И никаким слухам не осталось бы места. Иначе получается, что при той конспирации, которой Путин окружил свою личную жизнь, слухи — это норма.

Александр Невзоров — журналист, телеведущий:

— Мне кажется, это было чистой воды хулиганство. И надо сказать, очаровательное хулиганство. Вот так взять, поставить такой эксперимент и издалека смотреть, как бегают чиновники, закапывают партийные значки «Единой России», вообще вот так полюбоваться на свою империю — это большое удовольствие, я его понимаю.

Оппозиция радостно принялась его хоронить и, мало того, обсуждать глубину захоронения. А вот все дрессированные слуги президента, надо сказать, напугались куда сильнее. Может быть, Путину просто стало скучно?

Александр Шатилов — декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ:

— Конечно, распространение такого рода слухов связано с тем, что Владимир Путин является ключевой фигурой в нашей стране. Его противники возбудились в предвкушении возможности смены главы государства. Его сторонники забеспокоились и попытались прояснить ситуацию с лидером России. Поэтому в средствах массовой информации и пошла такая волна, при этом никто не подумал, что такая персона, как Владимир Путин, после напряженных месяцев, в общем-то, имеет право и на отдых, и на личную жизнь.

Но когда президент появился на людях, его противники были посрамлены, эта информационная буря улеглась. Тем не менее стало совершенно ясно, что подобные события с государственным лидером будут способствовать некоторому брожению как внутри элиты, так и среди населения. Конечно, подобными «исчезновениями» можно интриговать своих сторонников и противников, но надеюсь, что они будут не столь частыми и будут вызваны действительно объективными причинами.

Версии вокруг «исчезновения» Путина выдвигались в том числе со стороны либерального лагеря, а также украинской общественности. Первые считают его главным источником власти, другие надеялись на то, что на место Путина пришел более сговорчивый и менее последовательный лидер, который бы пошел на определенные уступки — как по части Донбасса, так и по части Крыма. Но здесь оппоненты президента России просчитались.

Алексей Мухин — директор центра политических технологий:

— Думаю, что такая зависимость нашей оппозиции от присутствия Владимира Путина в информационном поле оказалась для нее губительной. Они себя сами накрутили, выстроили чудовищные, фантасмагорические версии его отсутствия и, видимо, получили от этого удовольствие. Другое дело, что кремлевские политтехнологи, понимая специфику момента, в какой-то степени даже дразнили нашу несистемную оппозицию, подпуская то один, то другой информационный повод, которые тех все больше раззадоривали.

И своей цели политтехнологи добились. Оппозиционеры выглядят полными дураками, и вряд ли в ближайшее время их будут воспринимать всерьез. Оппозиция сейчас похожа на унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла, с чем ее можно поздравить.

С чем связано «исчезновение» Путина, я не хочу даже предполагать. Если Владимир Владимирович захочет, он сам обо всем расскажет.