История с Большими Красными Автобусами выползла за пределы Казани и республики. К тому же — на фоне яркого выступления президента Дмитрия Медведева насчет безопасности на дорогах.

Это плохо. Черный PR — всегда плохо. Или, лучше сказать — окунание головой в ведро с помоями. Но еще хуже, когда ты сам себе ведро с помоями подставляешь и сам же в него себя окунаешь.

Всякое действие власти, хочет она того или нет, — это PR. Установление связей с общественностью. Или, наоборот, их разрушение. Завоевание доверия или убивание оного. Приобретение популярности или потеря ея. Появление Больших Красных Автобусов, что бы за ним ни стояло, тоже было пиаровской акцией — "красивые, экологичные, удобные", "новые маршруты, разработанные с учетом пожеланий граждан компьютерным способом", "точнейшее соблюдение графика" и все прочее, что полагается.

А поскольку впереди — Универсиада и другие важные события, для которых крайне важен правильно выстроенный имидж властей, то процесс окунания в известное ведро именно сейчас совершенно ни к чему.

К сожалению, это произошло. По бессмертному выражению Черномырдина, "хотели как лучше, а получилось как всегда". Сами сделали себе черный PR. Человек так устроен, что он с удовольствием наблюдает, когда другой делает глупости или спотыкается и падает. На этом вся мировая комедиография построена.

История с Большими Красными Автобусами расползлась по Сети. Информационные агентства поторопились сообщить, что в Казани не все в порядке. Что растет количество ДТП с участием "драконов" и "хайгеров", которые "дымят, как керосинки" и портят внешний вид прекрасного древнего города. В форумах же полно намеков на разнообразные "финансовые схемы", "распилы" и "откаты".

Это уже целый черный наезд. И, что особенно обидно, даже не целенаправленный, а стихийный — сами дали повод, и вот теперь получаем. Желающих окунать других в упомянутое ведро хватает. И что же предпринимает городская власть, чтобы отпихнуть от себя сие ведро и, по возможности, окунуть в него окунающих ее?

В основном говорит, и нечто такое, что лучше бы молчала. Вот председатель комитета по транспорту и связи Айдар Абдулхаков и заместитель начальника УГИБДД по РТ Масхут Мифтахов убеждают, что все дело — в хитрых пассажирах, которые по сговору с травмпунктами наговаривают на бедных водителей, и еще к тому же целенаправленно травмируют левую руку и правое колено!

Предположим, что это так. Предположим, что злобные пассажиры жульничают и обманывают родное государство. Пусть так. Но если бы это был судебный процесс над Большими Красными Автобусами, то бремя доказательства лежало бы на обвинении в соответствии с принципом презумпции невиновности, и доказывать, что травмы действительно получены в автобусах, пришлось бы пассажирам и врачам. Но у нас не судебный процесс. У нас — PR-процесс, а у него другие законы. Бремя доказательств здесь лежит как раз на защищающихся (атакующие доказательствами себя часто вообще не утруждают). Есть сговор? Докажи! Предъяви такие аргументы, после которых атакующие засунут язык в одно место и стыдливо расползутся по норам. А доказательств что-то не видно. Если они есть — почему их не предъявили? Почему о них не осведомлена каждая казанская собака, что по законам информационной войны должно было случиться еще до того, как проблема сама вышла в медиа-пространство?

Что-то я не припомню, чтобы подобные аргументы звучали в отношении "ГАЗелей" и "ПАЗиков", которых изгнали с казанских улиц за ненадежность и аварийность.

Между прочим, в Петербурге, в котором Матвиенко три года назад тоже набросилась на "газели", обозвав их "ведрами с гвоздями", и заменила на китайские автобусы ("золотых драконов" у них больше, чем у нас), ничего подобного казанским событиям почему-то не происходит. А если и происходит, то шуму вокруг этого нет. Ну да, есть у автобусов недостатки, но ничего особенного, никаких таких ДТП и порчи экологии.

По-моему, это тот случай, когда обычный PR — а вернее сказать, на современном сленге, "отмазки" — уже не спасут. Даже если мэр города потратит пару дней, чтобы самолично проехаться в Больших Красных Автобусах и в утренний, и в вечерний час пик, и в спокойное время, и дожидаться на остановках, чтобы убедиться, что график движения действительно соблюдается, — это уже не поможет. Поздно. Здесь нужны радикальные меры, из которых, само собой, тоже нужно делать PR — иначе общественное мнение сформируется само по себе, и неизвестно, какое оно в итоге будет.

Большие Красные Автобусы, дымящие, огромные, неповоротливые, особенно на узких улицах исторического центра, ненадежные, неремонтопригодные и опасные для пассажиров и окружающих, все равно придется заменять, и чем быстрее, тем лучше. С точки зрения PR , вариант на нынешний момент есть только один: "Покупай наше!" Закупка любых других автобусов — хоть "мерседесов", хоть "икарусов", хоть KIA — вызовет один вопрос: "а почему нашими деньгами мы опять поддержали иностранного производителя, когда КАМАЗ стоит?!"

И это — уже политический вопрос, на который надо дать правильный ответ. Лучше всего спокойно заявить, что ничего страшного не происходит, все идет по плану, китайские автобусы в заранее предусмотренном порядке самоустраняются от перевозки пассажиров и целенаправленно заменяются отечественными машинами, которые несравненно надежнее, ремонтопригоднее, удобнее и безопаснее. Может быть, даже красивее. И вообще, так и было задумано. Китайские автобусы — это лишь пилотный проект, проба перед настоящей реформой общественного транспорта.

И если правильный ответ прозвучит, то вот это будет грамотная акция: "казанская мэрия, обустраивая город, спасает еще и отечественного производителя!" (Не стану говорить, какого — здесь могут варианты; главное — что отечественного). Это будет как раз то, что необходимо к Универсиаде. Ведь те автобусы, которые закупят после китайских, наверняка будут работать на Большой Студенческой Тусовке.

10.08.09