Я даже не знаю, есть ли у нашего футбольного клуба "Рубин" какой-нибудь специалист по PR. Может, есть, а может, и нет. Если и есть, то никак не светится. Сидит себе в сумраке и не показывается. А если и есть, то выполняет в "Рубине" лишь технические функции — пресс-конференцию организовать, пресс-релиз разослать или ещё что. Так, девчушка на побегушках. Потому что всю PR-работу делает другой человек — ас формирования репутации, мастер творения имиджа, выдающийся специалист создания общественного мнения. Звать этого мастера Курбан Бердыев.

Это благодаря ему к "Рубину" не прилипает грязь, в которой, как удовлетворённо хрюкающая свинья, купается российский футбол. Вот недавно после скандального матча "Терек" — "Крылья Советов" самарская команда была просто смыта потоком возмущения в Интернете.
Отмолчаться после той игры не удалось даже Виталию Мутко. Возмущение было всеобщим. Леонид   Слуцкий оказался на грани сердечного приступа. Игроки выпали в осадок и не могут толком оправиться до сих пор.

Почему "Крылья" попали под раздачу? Неужели потому что, кроме них, ни на кого подозрение в договорных играх не падает? Ерунда. Только в прошлом, нашем победном, году журналисты насчитали для одного "Рубина" 8 подозрительных матчей! Но "Рубину" как с гуся вода, а "Крылья" чуть воду не слили. Даже сейчас судьба команды не ясна, не говоря уж о Слуцком, который подавал такие большие надежды. В чём тут дело?

  В имидже. За несколько лет Бердыев со своей командой обеспечил ему такой запас прочности, что испортить его не так-то просто. Прямо броневой. Если бы не было Интернета, можно было бы говорить, что кто-то с кем-то о чём-то договорился, потому материалов в печати и нет. Но когда есть Сеть, такое невозможно. Матч "Терек" — "Крылья" вытащило за ушко да на солнышко сетевое сообщество. Официальное начальство молчало в тряпочку, пока его не припёрли к стенке. Даже Мутко и молчаливым журналистам деваться было некуда. Но то же сообщество с удивительным уважением и даже пиететом относится к "Рубину" и лично к Курбану Бердыеву. На чистых руках микробы не размножаются.

Всем своим клиентам я не устаю повторять: PR — это не заказные статьи в газетах, не репортажи по телевидению и даже не благотворительная деятельность начальства. Это всё хорошо и необходимо, но не это главное. Это — вторичное. Потому что общественное мнение формируется всей деятельностью предприятия и его руководства, будь то завод или футбольный клуб. Волны в общественном сознании от этой деятельности расходятся быстро и неотвратимо, от них ни за какой плотиной не спрячешься. Поэтому врать можно только относительно того, что находится где-то далеко, за тридевять земель, что нельзя никак проверить. Врать о том, что легко проверяемо, — нельзя. По этой причине на нашей памяти рухнул Советский Союз, и любое политическое, социальное или коммерческое предприятие, идущее тем же путём, неизбежно придёт к такому же концу. В нашем чемпионате тем же путём уверенно движутся пока "Крылья Советов", и если не остановятся — кончат плохо.

"Рубин" не врёт. Он просто молчит. Иногда, конечно, что-то умалчивает. Принцип, сформулированный   одним выдающимся представителем   западноевропейского PR — "правда, только правда, но не вся правда", — верен как для отдельного человека, так и для любой социальной или коммерческой единицы. Чтобы взять интервью у Курбана Бердыева, необходимы настойчивость и обаяние олимпийской чемпионки Елены Вайцеховской. И то — не с первой попытки, и скажет Бердыев только то, что сочтёт нужным сказать, и ни словом больше. А чтобы волны не расходились от других, он в какой-то момент вообще запретил игрокам давать интервью — потому что "увидел, что реакция на появление публикаций становится неадекватной". Когда всё пришло в норму, запрет был снят — "вы можете подойти к любому игроку, и я даже не подумаю возражать. Потому что они готовы к этому".

Не думаю, что Бердыев учился где-то искусству формирования репутации. Обыкновенный здравый смысл, даже мудрость, нажитая годами. Правильная постановка дела внутри обеспечивает и правильные волны, расходящиеся наружу. В команде нет группировок — в этом единодушны и капитан Семак, и ушедшие из команды Ребров и Адамов. Такое нечасто услышишь.

Для пущей наглядности и углублённого понимания пиаровской мудрости Бердыева можно вспомнить "Зенит", который за последний год растерял всё, завоёванное за предыдущие два. Дик Адвокаат выказал себя мастером личной рекламы, но PR команды — что внутренний, что внешний, — был ужасен: он оказался для "Зенита" разрушительным. Дошло до того, что лучшие игроки сочли за благо из команды сбежать. Домингес, например, с радостью вернулся в родной "Рубин", где команда, тренер и болельщики встретили его с распростёртыми объятиями.

Мастера тайцзи-цюань говорят: когда ты поймёшь суть тайцзи, тогда для тебя всё станет тайцзи. Бег по кругу, мытьё посуды, размышления — всё будет воплощать суть боевого искусства Великого Предела. Но для этого тренировки должны быть постоянными — иначе тело забудет необходимые ощущения. Так же и PR . С какого-то трудноопределимого уровня репутация становится настолько прочной, что всё, что бы ни делал человек, к этой репутации только прибавляет — хотя другого за то же самое по стенке бы размазали. "Рубин" до этого состояния дошёл, и пока признаков того, что Курбан Бердыев теряет навыки формирования общественного мнения, не усматривается.

Однако настоящие испытания впереди, а ведь достаточно всего лишь одной критической ситуации, какого-то неблагоприятного стечения обстоятельств (как с "Крыльями"), чтобы инерция развернулась и стала действовать в обратную сторону. Пока у "Рубина" всё хорошо, всё гладко, всё идёт как-то само собой. Посмотрим, как оно будет, когда начнутся игры Лиги чемпионов, когда к нам приедут "Барселона" или "Челси". Только тогда станет ясно, достаточен ли запас прочности, чтобы без потерь пережить поражения, которые неизбежны (ну, разве что чудо).

Но, независимо от дальнейшей судьбы "Рубина", я бы пригласил Бердыева преподавать PR в наши вузы. Это было бы для студентов куда полезнее, чем пересказ иностранных учебников преподавателями, которые в жизни не работали PR-директорами или хотя бы PR-менеджерами.

24.08.09

 

Владимир Марченко

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.
Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.
Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.
В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.