БУНТАРСКИЙ ПОДХОД

Пресс-конференция по запуску в РТ сотовой связи нового мобильного оператора-дискаунтера Tele2 прошла вчера в Казани. Сегодня продажа его услуг начнется в 17 фирменных салонах (7 в Казани, по 3 — в Набережных Челнах и Нижнекамске, еще несколько в Альметьевске, Чистополе и Елабуге). Как сообщил директор по операциям Теле2 Дмитрий Лопатухин, объединенная база абонентов (Tele2 и «Ростелекома», об объединении их мобильных активов стало известно в феврале 2014 года) составляет на сегодня 35 млн. номеров, а своим присутствием компания покрывает более 60 регионов России. Татарстан стал 8-м из 23 регионов, в которых компания начинает работу в этом году.

Tele2 делает акцент на низких ценах при заявленном качественном обслуживании. Невысокую стоимость Лопатухин объяснил низкой себестоимостью производства услуг. «У нас нет скрытых условий, разорванных тарификаций — цены понятны, а весь тарифный план умещается в пяти строчках», — заверял директор по операциям компании. Он сообщил, что по итогам 2014 года абоненты оператора тратят на связь меньше, чем подключенные к другим операторам. По данным агентства AC&M Consulting, средняя цена минуты у оператора самая низкая среди, так скажем, «большой четверки» — 90 копеек. Правда, разница с ближайшим преследователем — МТС — всего 1 копейка. У «Мегафона» цена — 96 копеек, у «Билайн» — 1,07 рубля. Кроме того, агентство подсчитало в прошлом году, сколько составляет средняя плата за месяц с одного абонента: Tele2 — 247 рублей, МТС — 339, «Мегафон» — 321 рубль и «Билайн» — 325 рублей.

Успешным примером запуска Tele2 Лопатухин назвал работу в Томске (июнь 2009 года). Там за первые 40 дней деятельности было продано 111 тыс. sim-карт, а через 13 месяцев компания достигла точки безубыточности. Данных о прогнозируемых достижениях компании в Татарстане пока нет — представители оператора вчера отказались сделать прогноз тому, сколько абонентов удастся привлечь до конца года. Лопатухин уточнил, что в республике за полтора месяца подготовки к запуску более 90 тыс. жителей на специальных стендах проголосовали за политику низких цен, и что это-то количество оператор и хотел бы превратить в реальных абонентов. Напомним, согласно данным министерства информатизации и связи РТ, в 2014 году количество абонентов сотовой связи в Татарстане возросло до 6,5 миллионов. Уровень проникновения сотовой связи — 172%.

ПЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Генеральный директор макрорегиона Tele2 «Волга» Равиль Хайбуллин назвал рекламную кампанию оператора в Татарстане «бунтарской». За его спиной в этот момент появился слайд с изображением трех толстяков и надписью «Хватит жирных мобильных цен». Очевидно, под тремя толстяками подразумеваются операторы «большой тройки». «У нас две группы тарифов — с абонентской платой и без нее, — рассказал Хайбуллин. — Думаем, тариф «Оранжевый» будет наиболее востребованным у татарстанцев». Второй тариф, ориентированный на голосовое общение, — «Синий». Также оператор предлагает три пакетных тарифа для мобильного интернета и линейку для корпоративных клиентов. По словам Хайбуллина, сеть оператора покрывает Татарстан по 2G на 97%, а 3G есть в крупнейших городах. Для «БИЗНЕС Online» он уточнил, что Казань покрыта 3G на 100%. Представители компании сообщили, что до 2018 года Tele2 планирует построить в России 80 тыс. базовых станций 3G и 4G. «В Татарстан попадает большая доля из этого числа, но точно не скажем, сколько именно», — отметил Лопатухин.

Отметим, что в ответ на вопросы журналистов представители компании давали весьма туманную информацию. Так, не сумев сказать, сколько планируется привлечь абонентов, представители Tele2 заверили, что это будет «такое количество абонентов, которое позволит нам стать лидерами». Не уточняется и срок воплощения амбициозного плана. Напомним, сегодня по абсолютному показателю выручки лидером в России остается МТС. Данных по Татарстану нет, но в неформальных разговорах представители операторов большой тройки соглашаются с лидерством МТС... По словам Лопатухина, сумма инвестиций в Татарстан составила «сотни миллионов рублей».

ОБЪЕДИНЕНИЕ АКТИВОВ

О том, что альтернативный оператор мобильной связи Tele2 и национальный оператор связи «Ростелеком» объявили об объединении мобильных активов на базе Tele2 и создании нового федерального оператора, стало известно в феврале 2014 года. РБК писал, что после окончательной интеграции всех передаваемых сотовых активов структуры группы ВТБ и ее партнеры будут владеть не менее 55% нового оператора, доля «Ростелекома» составит до 45%, а новая компания будет оказывать услуги связи совокупно в более чем 60 регионах России с абонентской базой более 38 млн. человек.

Сделка завершилась в августе 2014 года, когда сотовые активы «Ростелекома» были переданы Tele2. В рамках завершения второго этапа сделки «Ростелеком» передал в капитал создаваемого на базе Tele2 нового оператора 100% акций ЗАО «РТ-Мобайл». Ранее этой компании были выделены интегрированные мобильные активы, включающие в себя широкий набор лицензий 2G/3G и федеральную 4G-лицензию. В рамках первого этапа сделки «Ростелеком» в конце марта 2014 года передал под операционный и финансовый контроль Tele2 7 дочерних сотовых компаний: «СкайЛинк», «Нижегородскую сотовую связь», «Байкалвестком», «БИТ», «Волгоград GSM», «Енисейтелеком» и «АКОС». Кроме того, Tele2 также было передано имущество в регионах, включая Москву и Санкт-Петербург. Таким образом, «Ростелеком» передал новому оператору все свои мобильные активы, оценивающиеся в $3,5 миллиарда. Говорилось, что новый федеральный сотовый оператор воспользуется клиентской базой Tele2, который уже оказывает услуги связи более чем 38 млн. абонентов в 64 регионах РФ и ранее получил лицензии 2G/3G во всех федеральных округах и 4G-лицензию на всю территорию России. По данным газеты федеральных СМИ, запуск оператора в Москве запланирован на 15 августа. Гендиректор сотового оператора Джери Калмис в интервью СМИ в 2014 году говорил, что СП «Ростелекома» и Tele2 рассчитывает к 2018 году занять третье место по абонентской базе в России.

В мае этого года стало известно, что убыток «Ростелекома» от долевого участия в других компаниях составил в первом квартале почти 900 млн. рублей. Большая его часть приходится на 45-процентную долю «Ростелекома» в мобильном операторе Tele2. При этом за весь прошлый год убытки «Ростелекома» по этой статье составили 517 млн. рублей. Убыток в компании назвали плановым.

«СЛИШКОМ АМБИЦИОЗНЫЕ ПЛАНЫ»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался мнением экспертов о перспективах нового оператора в Татарстане.

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик (macroeconomics, IT&consumer) ИХ «Финам»:

— Выход Теле2 на рынок региона отчасти носит технический характер. Напомню, что в регионе до недавнего времени были мобильные активы аффилированного с Теле2 «Ростелекома». Они впоследствии были переданы мобильному оператору в рамках M&A сделки с «Ростелекомом». Таким образом, абоненты «Ростелекома» просто будут учитываться как абоненты Теле2. Судя по всему, после выхода на рынок региона абонентская база Теле2 будет четвертой по размеру в регионе, уступая МТС, «Мегафону» и «ВымпелКому», но опережая «Таттелеком»... Не думаю, что у Теле2 тарифы существенно дешевле, чем у «большой тройки». Столь заметная разница в ARPU (средняя выручка — обычно за месяц — в расчете на одного абонентаприм. авт.) формируется за счет того, что Теле2 не ведет деятельность в московском регионе. При этом у «большой тройки», на мой взгляд, лучше развита инфраструктура, в том числе 3G/4G. Думаю, что в долгосрочной перспективе доли операторов на местном рынке не будут существенно меняться... Сейчас рынок мобильной связи переживает не лучшие времена. Судя по всему, российские абоненты стали больше экономить на услугах связи из-за падения реальных доходов. Напомню, что в текущем году минэкономразвития из-за резкого увеличения инфляционного давления и негативной экономической конъюнктуры прогнозирует падение реальных зарплат в РФ на 9,6 процента. Одновременно, в виду девальвации рубля, в последние месяцы наблюдается отъезд трудящихся-мигрантов, экспатов.

Денис Кусков — генеральный директор ИАА TelecomDaily:

— Стать лидером — слишком амбициозные планы. При выходе компании на местный рынок можно заявлять что угодно, но стать лидером на таком высококонкурентном рынке достаточно проблематично. С другой стороны, наличие возможности предоставления услуг не только голосовой связи, но и мобильного интернета делает предложения Tele2 интересными и выгодными по цене. Качество, думаю, будет на уровне других операторов. Чем больше конкуренция, тем лучше абонентам. Что касается лидерства, в среднесрочной перспективе о нем говорить не приходится. Сначала оператору надо потеснить хотя бы третьего игрока «большой тройки». В долгосрочной перспективе — от 5 до 10 лет — уже можно рассматривать вопрос о лидерстве... Tele2 всегда выходит на рынки последним из операторов, поэтому брать абонентов может только более выгодными ценами. Многие абоненты, особенно корпоративной рынок — очень неповоротливый сегмент, и просто ценами их не завлечь, поэтому очевидно, что конкуренция будет жестче. Чтобы стать номером один, Tele2 надо собрать более 40 процентов абонентов, что очень трудно сделать, выходя на рынок последними... Люди экономят на связи — это понятно. ARPU у Tele2 ниже, чем у операторов «большой тройки». «Живых» абонентов не так много, идет постоянное перетекание из одной абонентской базы в другую.