460.jpg

«В КАЖДОМ РЕГИОНЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОИ ПРОЕКТЫ, СРАВНИМЫЕ С ИННОПОЛИСОМ»

Первые итоги мероприятия вчера на пресс-конференции подвели президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин, вице-президент и руководитель татарстанского отделения Азат Газизов и председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов.

Напомним, как уже сообщал «БИЗНЕС Online», в работе форума, организованного министерством экономики РТ и всероссийской общественной организацией «ОПОРА России», приняли участие около 400 предпринимателей из 50 регионов России. В Иннополисе они обсуждали довольно редкую для площадок подобного рода тему бизнес-миграции и конкуренции между регионами за предпринимательский ресурс. По словам Калинина, успехи Татарстана в развитии инфраструктуры бизнеса вызывают неподдельный интерес у предпринимателей из других регионов. В каждом регионе должны быть свои комплексные проекты, сравнимые с Иннополисом, а у руководства регионов должно четкое быть понимание стратегии развития. «Во время форума мы узнали, что Татарстан ставит амбициозную цель на 2 миллиона увеличить число жителей. Этого невозможно добиться экстенсивным методами. Нужно искать интенсивные комплексные способы развития — привлечение извне новых людей, новых инвестиций, технологий и идей, — отметил Калинин. — Поэтому так необходимо выработать ясные экономические и социальные критерии того, что может сподвигнуть предпринимателя перебраться со своим бизнесом и семьей из одного региона в другой».

«Речь идет даже не о конкретно нашей республике. На форуме мы рассматривали критерии, которым должен отвечать любой регион, заинтересованный в развитии предпринимательства на своей территории», — пояснил Газизов. Он также рассказал о первых практических результатах форума. Про его словам, уже прошли успешные переговоры о поставках в Татарстан карельского щебня для строительства дорог, один из членов «ОПОРЫ России» выразил желание построить в Татарстане завод по производству модульных домов, появились общие интересы по сотрудничеству в рамках общенациональных проектов по здравоохранению, а представители чеченского бизнеса с пользой пообщались с татарстанскими коллегами, которые развивают тему исламского банкинга.

«СТАТИСТИКИ НЕТ, НО КОНКРЕТНЫХ СЛУЧАЕВ БИЗНЕС-МИГРАЦИИ СКОЛЬКО УГОДНО»

Впрочем, после вопроса корреспондента «БИЗНЕС Online» выяснилось, что какой-то более-менее правдоподобной статистики миграции предпринимателей в разные субъекты Федерации пока не существует. «Статистики нет, но конкретных случаев бизнес-миграции сколько угодно», — отметил Сазонов. «Система на этот вопрос внимания не обращает. Мы как раз и хотели с помощью нашего форума привлечь внимание к теме бизнес-миграции. И речь не только о конкуренции между регионами России. Идет глобальная конкуренция за предпринимательские ресурсы. Мы хотим, чтобы появились статистические данные», — добавил Газизов. По его словам, по итогам форума «Татарстан — опора для бизнеса» будут определен список социально-бытовых критериев, описывающих привлекательность региона для бизнес-миграции, которые необходимо учитывать в рейтингах инвестиционной привлекательности регионов.

ELG_0333.jpg
Александр Калинин

«БИЗНЕС-МИГРАЦИЯ — ЭТО ЭКСПАНСИЯ, ЗАХВАТ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ, НОВЫХ РЫНКОВ. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ — ЭТО ИГРА В ПЕСОЧНИЦЕ»

Участники пресс-конференции ответили на вопрос журналистов о том, есть ли какие-то гарантии для предпринимателя, который решится перебазировать свой бизнес на новую территорию. Они напомнили, что по определению предприниматель действует на свой страх и риск, никто не может дать ему гарантии успеха. Но чем больше развит местный рынок, тем легче предпринимателю будет найти свою нишу. «Я 20 лет проработал в бизнесе и за это время несколько раз менял сферу деятельности, — рассказал свою историю президент «ОПОРЫ России». — Бизнесмен всегда должен быть морально готов к этому, у каждого дела есть свой жизненный цикл. В этот момент надо либо избрать другую бизнес-модель, либо сменить сферу деятельности. Если в регионе много денег, много возможностей, то он более привлекателен с точки зрения перспектив бизнеса».

Оказалось, что когда участники пресс-конференции рассуждают о бизнес-мигрантах, то они имеют ввиду не беженца, который все у себя в регионе потерял из-за плохого инвестклимата и вынужден податься в поисках счастья в более привлекательные регионы. «Это не бизнесмен, это лузер, — хором отмели они предположение корреспондента «БИЗНЕС Online». — Бизнес-миграция — это экспансия, захват новых территорий, новых рынков. Все остальное — это игра в песочнице».

ELG_0343.jpg
Азат Газизов

НА ТАТАРСТАНЕ СВЕТ КЛИНОМ НЕ СОШЕЛСЯ

Впрочем, у журналистов все равно осталось сомнение, что успешный у себя в регионе бизнесмен захочет добровольно покинуть насиженное место в поисках призрачного журавля в небе. Жизненный опыт подсказывает, что для этого нужны веские причины. «Есть много факторов, которые толкают успешного предпринимателя к миграции, например, плохая экология, плохие условия жизни, — попытался пояснить Газизов. — Мы как раз и попытались понять, какие критерии его толкают на миграцию».

Также участники пресс-конференции постарались развеять опасения, что желаемая массовая миграция бизнесменов в Татарстан негативно отразится на местных предпринимателях за счет роста конкуренции. «Если бизнесмен не будет видеть здесь для себя свободных рыночных ниш, то он просто не захочет мигрировать в Татарстан. А в конкурентной борьбе нет значения — приезжий бизнесмен или местный», — отметил Газизов. Президент «ОПОРЫ России» окончательно успокоил журналистов тем, что на Татарстане свет клином не сошелся. «Ваша республика — не единственный регион, который привлекателен для миграции бизнеса. Есть еще Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Сочи, Калужская, Тульская, Белгородская области», — перечислил он конкурентов. Так что вавилонское столпотворение нам не грозит. По крайней мере в ближайшее время.