«ПУСТЬ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ В КАЗАНИ ГОТОВЯТСЯ: ПРИДЕТСЯ МНОГО РАБОТАТЬ»

В администрации Ульяновской области митрополита Феофана (Ашуркова) называли просто — митрополитрук. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказали сразу несколько человек в Ульяновске, который сам владыка настойчиво предпочитает именовать Симбирском. В этом — тоже часть его незаурядной личности: большинство ульяновцев до сих пор живут в городе, носящем родовую фамилию пролетарского вождя, но сам Феофан год провел не где-нибудь, а в старом добром Симбирске (что в переводе с монгольского звучит примерно как «священная гора»).

Этот волжский город, судя по всему, пришелся ему по нраву. Когда он появлялся в здешней администрации: мягкой и в то же время стремительной походкой, с митрополичьим посохом в руке, все мгновенно понимали — вот идет владыка, в полный рост этого слова. Или, по крайней мере, митрополитрук, в цепких руках которого не только хозяйственные вопросы церкви, но и идеология всего региона. Потому что кому же еще в Ульяновске следовало быть носителем самых смелых идей, как не главе митрополии?

Деловые связи, которые Феофан выстроил с ульяновским губернатором Сергеем Морозовым, все хвалят как образец сотрудничества светской и духовной властей. Сам митрополит называет это соработничеством. Действительно, новостные сюжеты из Ульяновской области часто упоминают имена митрополита и губернатора вместе. То они проводят общественный собор в рабочем поселке Тереньга и критикуют наших западных соседей («Россия никогда не променяет свободу, честь и совесть на покровительство сытого Запада», — говорит при этом Морозов), то осматривают сельские храмы и высказывают заботу о «восстановлении порушенных святынь», то посещают суперфинал всероссийского чемпионата школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ»... Неудивительно, что при таком тесном общении вопросы церкви решались как бы автоматически и с такой скоростью, с которой при прежнем симбирском митрополите Прокле они никогда не решались.

«За один год владыка Феофан всех здесь всколыхнул и взбудоражил, — признался в разговоре с «БИЗНЕС Online» один из симбирских священников. — Все пришло в движение. И сейчас нам остается только гадать, сохранится ли в Симбирской епархии вектор, заданный владыкой, или будет утрачен. Мы вот вам, казанцам, улыбаемся, а на самом деле про себя плачем, что от нас такой митрополит уходит. Вам повезло. Но пусть священнослужители в Казани готовятся: им наверняка придется много работать...»

(фото: eparhia.ru)

КАК МИТРОПОЛИТ НА КАРТЕ УЧАСТВОВАЛ В ГОНКАХ И ЗАЩИЩАЛ ЦЕРКОВЬ ОТ «МАФИИ»

О своем теперь уже бывшем митрополите в Ульяновске рассказывают охотно. Здесь он — не только церковная, но и медийная персона, практически персонаж светской хроники. К примеру, в ноябре прошлого года ульяновские власти пригласили Феофана на открытие «Картинг-холла» — крытого картодрома с самой большой в России гоночной зоной. На церемонии он не просто стоял со своим неизменным посохом, но и сам вызвался сесть за руль карта, чтобы поучаствовать в гоночном заезде. Номером первым в этом соревновании значился губернатор Ульяновской области Морозов, номером вторым — бывший гонщик «Формулы 1» Виталий Петров (специально приглашенный на мероприятие), а четвертый номер достался Феофану. Правда, гонку митрополит проиграл — пришел к финишу седьмым, то есть последним, но зато приветливо махал зрителям рукой прямо на ходу и достойно принял свое поражение.

Впрочем, проигрыши у Феофана случаются, судя по всему, нечасто. В Ульяновске ходят легенды о том, как симбирский митрополит защитил здешний храм Трех Святителей от «наезда» предпринимателей. Действительно, некий бизнесмен по фамилии Рыжевский решил расширить площади своего кафе и буквально «наехал» новенькой летней верандой на соседнюю церковь. Как смогли убедиться корреспонденты «БИЗНЕС Online», от общепита до стены храма оставался зазор в 5 - 10 метров. Переговоры настоятеля церкви отца Николая с Рыжевским ни к чему не привели. Курьез заключался еще и в том, что кафе носило звучное название «Купола». Но тут в дело вмешался Феофан. Строительство тут же застопорилось, в здешний суд поступил иск, а в прокуратуру — обращение. Недостроенная веранда опустела: ее покинули даже рабочие, нанятые собственником общепита.

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» побывали на месте «схватки» митрополита Феофана с ульяновскими акулами бизнеса, которых здесь почему-то именуют мафией. Веранда пока еще не демонтирована, но найти ее хозяина на месте сложно. Из служебного хода «Куполов» нам навстречу шагнул какой-то смущенный кавказец, который на вопросы о свернутом строительстве только пожимал плечами, зато приглашал «на шашлык» и вообще всячески демонстрировал готовность пойти на мировую. Пожалуй, это еще одно маленькое достижение дипломатии Феофана...

ПАТРИАРХА В СИМБИРСКЕ НЕ БЫЛО 400 ЛЕТ. НО ФЕОФАН ОРГАНИЗОВАЛ «ЛУЧШИЙ ВИЗИТ»

«До революции в Симбирске насчитывалось 280 храмов, сегодня — около 30, — констатировал «БИЗНЕС Online» Святогор Богданов, сотрудник пресс-службы Симбирской митрополии. — Представьте себе, какое еще поле деятельности».

На этом поле митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан, судя по всему, только начинал разворачиваться. Когда в мае 2014 года он пришел на смену почившему митрополиту Проклу (Хазову), в центре старого Ульяновска уже стоял, сверкая новыми золочеными главами, нынешний Спасо-Вознесенский кафедральный собор. Но внутри он был совершенно пустым: белые своды, безликие стены, полное отсутствие иконостаса. Храм строили без малого 20 лет и после внешнего завершения никак не могли найти средства, чтобы осуществить внутреннюю отделку и создать убранство. Так что Феофан подоспел вовремя. Теперь здесь — «благолепие и великолепие», для обустройства храма были привлечены мастера со всей России. Интересен бордюр, который идет по всему периметру храма. Он сделан из гранитной мозаики, камень для которой доставляли в епархию из тех частей света, где Феофану в свое время доводилось работать, — Африки, Северного Кавказа и пр.

Для корреспондентов «БИЗНЕС Online» синий новенький храм в старом городе послужил маяком: ориентируясь на него, мы вынырнули из паутины ульяновских улиц. «Владыка уже здесь», — заговорщически сообщили в епархиальной пресс-службе, подразумевая, что Феофан уже вернулся из Москвы, где, как можно догадаться, принимал из рук иерархов Московской патриархии свое новое назначение в Казань. Но на территории храмового комплекса митрополита не оказалось: после приезда он отдыхал в своей резиденции.

Резиденция главы епархии — еще одна восстановленная страница из истории православного Симбирска. По словам самого Феофана, вначале здание было настолько плохим, что владыке советовали лучше поселиться в гостинице. «Рядом ходили четвероногие, что-то трещало», — вспоминает митрополит. Но не прошло и года, и резиденция стала «лучшим отреставрированным старинным зданием в городе».

Владыка Феофан — человек слова. Он говорил: «Мой принцип — декларировать то, что я сделаю. Если продекларировал — обязательно исполнять». Но с этой стороны в Ульяновске до 2014 года его никто не знал, как не знают сейчас и в Казани. Поэтому от щедрых обещаний новоназначенного митрополита запросто отмахнулись. Особенно не поверили тому, что Феофан привезет сюда патриарха: ведь главы РПЦ не было в Симбирске за всю 400-летнюю историю митрополии. И напрасно: бывшему заместителю председателя отдела внешнецерковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (каковым Феофан был в 90-е годы) оказалось несложно договориться со своим бывшим «шефом» о визите. В мае 2015 года Святейший патриарх Кирилл на два дня приехал в Ульяновск.

«Оценка патриарха была такова: «Это был мой лучший визит по организации, по приему, по общению с симбирянами за всю мою патриаршую жизнь», — рассказал Феофан журналистам на своей прощальной пресс-конференции в Ульяновске.

КУПОЛ ТОРГОВОГО ЦЕНТРА, ПОСТРОЕННОГО НА КОСТЯХ МОНАХИНЬ, ДАЛ ТРЕЩИНУ И ОБРУШИЛСЯ

В чудеса на родине Ленина до сих пор не очень верили. К примеру, не особенно верили, что в «атеистическом, красного пояса Симбирске» начнется возрождение церквей и монастырей. Но пришел Феофан, и сразу несколько объектов вернулись в распоряжение РПЦ. Причем один из них ранее был закреплен за региональным отделением МВД.

К бывшим полицейским зданиям нас сопровождает Елена Гончарова — ульяновская тележурналистка, сотрудница пресс-службы Симбирской митрополии. Теперь здесь — Спасский женский монастырь. Правда, пока за ним числятся только два корпуса, освобожденные МВД после «дипломатических» переговоров с Феофаном. В одном из них идет гулкий ремонт, рабочие меняют крышу, а в другом — тихая служба: несколько пожилых сестер слушают вечернюю литургию, которую проводит настоятельница монастыря матушка Сергия.

В комнатах монастыря, расположенного в самом центре Ульяновска, безлюдно, в одном из помещений на столах сушатся травы, которые собирают монахини. Предыдущие обитательницы Спасской обители были расстреляны еще в 1938 году. На стеле, установленной неподалеку в память погибших, — 31 имя. Все монахини похоронены здесь же, неподалеку, но в нулевые годы на их костях возвели многоэтажный торговый центр, который теперь успешно работает.

— Неужели здание даже не дало трещины? — удивляюсь я. — Ведь стоит буквально на кладбище...

— Правильно, так и было, — неожиданно соглашается Елена. — Стеклянный купол центра во время строительных работ треснул и обрушился. Пришлось делать заново. А когда рыли фундамент, под ковшом экскаватора оказались сплошные могилы.

Предотвратить строительство ТЦ церковь не смогла: в Ульяновске тогда еще не было Феофана. Зато сейчас храмовый комплекс восстановлен в правах. «Тоже мне говорили: ничего у тебя не получится, ты не лезь, — вспоминает владыка. — Сегодня монастырь уже функционирует, а у нас на руках — свидетельство о собственности».

СТАТУЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА — КАК ХРИСТОС В РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО

За короткое время правления Феофана в распоряжение РПЦ перешло еще одно здание — дом купчих Соколовых в районном поселке Сурское.

«Это здание — рядом со знаменитыми источниками и Николиной горой, на которой было единственное в России явление Николая Чудотворца, — рассказывает Богданов. — Исторический факт, который был зафиксирован в летописях: враги обратились в бегство, не переходя через реку Суру, потому что увидели на горе «величественного старца в необыкновенном сиянии», который держал в одной руке меч, а в другой — изображение храма. Сегодня на горе установлена часовня. Планируем, что здесь будут монастырь и православный паломнический центр, места очень красивые».

Места здесь и вправду живописные: Николина гора возвышается над равниной с полями и реками примерно на 80 метров. Возможно, именно высота этого природного пьедестала и подтолкнула митрополита Феофана к мысли поставить на горе огромную статую явившегося здесь некогда Николая Чудотворца — по образцу аналогичной статуи Христа-Искупителя в бразильском Рио-де-Жанейро. Только габариты скульптуры владыка предложил более скромные: примерно в пять-шесть человеческих ростов.

Инициатива Феофана, разумеется, нашла одобрение у Морозова, который вместе с митрополитом выезжал на место. Гора и ее окрестности, которые ежегодно посещают тысячи паломников, кроме статуи должны пополниться православным храмом, монастырским корпусом и пасекой, трапезной, детским лагерем, фруктовым садом, теплицами и скитским корпусом.

«На Николиной горе проект готов, дома должны быть шикарные, — вздыхает Феофан. — Но это уж как новый владыка (новоназначенный митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасийприм. ред.) распорядится».

Напомним, что в будущий понедельник, 20 июля, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан планирует быть в столице РТ, где в 12 часов дня откроет в Казанском кремле в храме Всех Святых Благовещенского собора выставку икон «Казанская в судьбах России».