Среди шести десятков каналов нашего кабельного телевидения есть и индийский. И, понятное дело, на русском языке. Кто ж у нас будет смотреть новости из Индии и обучающие программы по йоге на хинди, кроме специалистов-филологов и переводчиков? Да и есть ли они у нас в Казани? Живьём не встречал. Может, где-нибудь в дебрях вузов и водятся.

Правильно индусы поступают. Мудрый народ. Если ты когда-то создал йогу, а теперь пишешь половину кода операционный системы Windows, сам кормишь свой миллиард с лишним населения, создал ядерное оружие и космический зонд "Чандраян" — ты точно не дурак. Если ты хочешь, чтобы тебя уважали за границей, говори с ней на её языке. А то ведь могут и не понять. Пожмут плечами и не станут о йоге слушать, хотя она очень нужна для развития физических и духовных сил.

Я всё удивлялся, чего это китайцы молчат. Ограничиваются кинофильмами с боевыми искусствами. Дело, конечно, великое — у индусов про йогов фильмов нет, а китайцы таким способом ой какой образ своей страны создали, монастырь Шаолинь стал национальным символом, — но почему же телевидением пренебрегают? Даже во времена Мао Цзэдуна было радиовещание на русском языке — весьма тупое, впрочем, начинавшееся, естественно, с цитат Великого Кормчего, вроде "Если на горизонте собрались тучи, значит, скоро будет дождь".

Оказывается, не пренебрегают. Просто готовятся — по-китайски неторопливо и основательно. Поднебесной некуда торопиться — всё преходит, а она вечна. "Если достаточно долго сидеть на берегу реки, ты увидишь, как мимо тебя проплывёт труп твоего врага". Так что с 10 сентября крупнейшая китайская телекомпания CCTV начнёт вещание на пяти иностранных языках — английском, французском, испанском, арабском и русском. Начало приурочено к 60-летней годовщине установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. Вещание будет вестись на Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток и Европу через китайские спутники Chinaset 6B и ЕВ-9А. Кроме того, недавно бизнесмен Е Маоси из Китая стал владельцем спутникового телеканала Propeller TV, работающего на территорию Европы.

"Это ж-ж-ж неспроста". Правительство Поднебесной выделило $6,6 млрд. на улучшение имиджа страны. Помимо телевидения, планируется запуск англоязычных версий многих китайских изданий.

Вообще-то, имидж у Китая и так лучше некуда. При таком экономическом росте, который имеет место в Китае, об имидже страны и заботиться-то особо нечего — цифры сами всё сделают. От попыток испортить Пекинскую Олимпиаду проблемой Тибета китайцы небрежно отмахнулись, как лошадь отмахивается хвостом от назойливой мухи, а само открытие Олимпиады европейцев и американцев просто шокировало своей эффектностью и мощью. Это в дополнение ко всему тому, что уже было сделано за все эти годы.

Но Поднебесной и этого мало. Период, когда американцы и европейцы переносили своё производство в Китай, прошли, — теперь Китай сам намеревается идти в Россию и Европу.   Для Поднебесной, понятно, Россия и Европа — не более чем недозавоёванные малонаселённые территории, которыми приятно было бы округлить границы Китайской Империи для дальнейшего расселения и развития народа хань. Посмотрим, как китайцы будут готовить почву для своего прихода — который, впрочем, давно уже происходит, совершенно по-китайски, в соответствии с принципами Дао, не торопясь, но неуклонно и беспощадно.

А теперь вспомним о родном Татарстане. Мы ведь тоже собираемся идти завоёвывать рынки России и других стран, привлекать инвестиции, занимать должное место в мировом сообществе культурных народов, а для этого надо формировать подходящий образ республики. Тут я полез на сайт телеканала ТНВ, который вещает через спутники не только на Россию, но и на многие другие страны, да ещё через Интернет — то есть по всему миру. Не считая Сети, потенциальная аудитория — 35 млн. человек. Когда я несколько лет назад интересовался ТНВ, не   помню уж, с какой стати, телеканал вещал только на двух языках — русском и татарском. С тех пор должно же было что-то измениться. Оказывается — нет, не изменилось. Только на двух государственных языках.

Тут самое время сесть в позе роденовского мыслителя и подумать: а на кого, собственно, рассчитаны передачи ТНВ? Какие задачи стоят перед каналом, который формирует имидж Татарстана не только в России, но и за его пределами? Помимо задач национального сохранения и возрождения — что телеканал делает ещё?

Понятно, что среди татар и русских, живущих за рубежом, есть немало богатых людей, которых надо убедить вкладывать средства в родную республику. Китайцы тоже так делали. Тем более что в китайском сознании гражданство не играет существенной роли для определения китайскости, и потому нет разницы между китайцем, живущим в родной стране, и хуацяо, которые воспринимаются как китайцы, по каким-то причинам живущие вне родины. Хуацяо немало вложили в экономику Китая и способствовали и инвестициям другого происхождения.

Но ни Ford , ни Intel , ни Adidas к китайцам отношения не имеют. Они пришли в Китай потому, что там выгодно производить. И кто-то им это сумел объяснить. Доходчиво и убедительно. Отчасти, конечно, хуацяо. Но без СМИ тоже не обошлось. Для начала — местных, а теперь вот встала задача и свои распространять. И я очень сильно подозреваю, что китайцы разговаривали и будут разговаривать с теми, с кем хотят поговорить, на их родном языке. Но никак не на китайском.

Так на кого же рассчитано вещание ТНВ и какие задачи перед ним стоят? Неужели вещание через спутники идёт только ради поддержки связей с соотечественниками? Неужели только для   формирования образа Татарстан среди татар и русских? Не дороговато ли, по Сеньке ли шапка? И ведь мы, кажется, хотим получить инвестиции не только из России и не только от татар и русских, живущих в Финляндии и Австралии?

Пустые вопросы. Воинствующий антиинтеллектуализм, сгубивший Советский Союз, угрожает и нам на каждом шагу. Вот для чего, например, заказывали москвичам из "Бауман Инновейшн" исследование Татарстана? Для того, чтобы отчитаться перед начальством и положить на полку? Ведь оно предназначено для того, чтобы на его основе сформировать PR -кампанию Татарстан за рубежом. Где это исследование? Разрабатывается ли на его основе PR -кампания? Кто и как собирается её вести? На каких ресурсах? На каком языке?

Нет ответа. В чём проблема? В кризисе, ужасном и всемогущем? Но ведь мы оплачиваем Универсиаду, которая, по всем признакам, будет затратным, а не доходным мероприятием. Это, понятно, тоже PR , и пока, кстати, совершенно неясно, чего и как мы хотим с помощью Универсиады добиться. Не только ответов нет — вопросы-то не поставлены. Некому? Некогда? Нет денег заплатить тем, кто может вопросы поставить и на них ответить?

Вот несколько лет назад был шанс хорошенько пропиарить Татарстан по всей Европе. Дидье Маруани, который приезжал в Казань с концертом, восхитился одной девушкой-певицей и захотел записать с ней диск. Из этого можно было очень много чего извлечь — если знать, как. Цена вопроса — максимум $ 200 тыс. Плёвая сумма по сравнению с расходами на ту же Универсиаду. Но денег не нашлось. Видимо, не нужно — ведь всё и так хорошо.

А пока у нас думают, что нужно и что не нужно, пока тяжко размышляют, не поискать ли деньги и людей, которые могут вопросы поставить и на них ответить, на нашем кабельном телевидении скоро появится китайский канал. На русском языке, естественно. А потом, может быть, и на татарском. И мы будем смотреть фильмы про кун-фу, учиться цигуну, восхищаться успехами китайской экономики, любоваться красотой китайских девушек "в платье из красных шелков, где золотом вышиты осы, цветы и драконы", и прикидывать, не поучиться ли нам чему-нибудь у мудрых китайцев? Может, пиарщика какого нанять?

08.09.09.

Владимир Марченко

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.
Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.
Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.
В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.