Гендиректор ООО «Рабика-Энергосбережение» Николай Рагинов презентовал сити-менеджеру Челнов Наилю Магдееву добавки к моторным маслам «Мегос»

«ПРОВОДИМ ТЕСТЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕКРАСНЫЕ, А ДАЛЬШЕ ДЕЛО НЕ ИДЕТ»

Сегодня в автограде состоялось открытие нового производства компании «Рабика-Энергосбережение». Гендиректор ООО «Рабика-Энергосбережение» Николай Рагинов презентовал промплощадку сити-менеджеру Челнов Наилю Магдееву. Компания работает сразу по нескольким энерго- и ресурсосберегающим направлениям. Сегодня же основное внимание Магдеева привлекло производство добавки к моторным маслам «Мегос». «Уникальность этой композиции в ее свойствах, — начал Рагинов. — Если ее использовать для подшипников, вращающихся частей, то износ снижается многократно. Основной компонент — медь. Готовится в течение трех месяцев, но результат потрясающий». Магдеев заинтересовался технологией. Ему объяснили, что содержащиеся в добавке ионы меди осаживаются на трущихся частях, образуется медная пленка, которая выравнивает поверхность почти до идеального состояния. Благодаря этому трение существенно снижается, с этим уменьшается и износ.

А тем временем сити-менеджер автограда уже рассматривал упаковку продукции и цитировал напечатанное на ней: «Рекомендовано кафедрой технологии обработки металлов НГТУ имени Баумана, РГУ нефти и газа имени Губкина, запатентовано в России. Многофункциональная смазочная композиция». «Да, — подтвердил Рагинов, — мы специально обратились в ведущие вузы страны, чтобы получить их заключение. Мы подсчитали: если обработать один «КАМАЗ», то этой продукции нужно на 9 тысяч рублей. Но срок эксплуатации автомобиля увеличится в два раза. А подшипники, коробки передач, мосты будут служить практически вечно».

Магдеев поинтересовался: есть ли уже примеры использования «Мегоса» на предприятиях? Рагинов рассказал, что есть. «В «Домкоре» мы их компрессоры обработали, срок службы увеличился в три раза. Кирпичный наш завод — экономия электроэнергии на 14,2 процента, Заинский колесный завод — 8,5 процентов экономии электроэнергии, метизный завод «КАТТЕР» — срок службы инструмента возрос в 2,5 раза». В планах «Рабики» сотрудничество с ОАО «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», ЕлАЗом.

Однако, несмотря на такие результаты, существует проблема с продвижением данной инновационной добавки. Как признался Рагинов, его компания возлагает в этом плане огромные надежды на административный ресурс, который мог бы предоставить Магдеев. Проблема продвижения товара всплыла, когда начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Рафаиль Киямов спросил у гендиректора «Рабики»: не пробовали ли они работать с КАМАЗом. На что был получен довольно неожиданный ответ: «Мы испытания с ними провели. Вот такая кипа документов, — Рагинов широко раздвинул пальцы руки. — Результаты прекрасные, но дальше не идет. Это связано с тем, что как только начинаешь обрабатывать «КАМАЗы», продажи запчастей очень резко снижаются, в несколько раз. Это всех на КАМАЗе отпугивает».

«ПАТП, АТП, всем, у кого много транспорта, надо предлагать. Я, как инженер-механик, в первую очередь увидел бы вот это», — Магдеев ткнул пальцем в плакат, на котором были расписаны преимущества «Мегоса», в строчку «Снижает эксплуатационные расходы»

Впрочем, тему якобы сопротивляющегося инновациям автогиганта сити-менеджер Челнов развивать не стал. Перешел сразу в подведомственную ему область, спросив: «А к эксплуатантам почему не идешь? ПАТП, АТП, всем, у кого много транспорта, надо предлагать. Я, как инженер-механик, в первую очередь увидел бы вот это», — тут Магдеев ткнул пальцем в плакат, на котором были расписаны преимущества «Мегоса», в строчку «Снижает эксплуатационные расходы». «А они не хотят! — выкрикнул кто-то из представителей «Рабики». — У них все расходы уже заложены. Если экономить, меньше денег на запчасти получат». «Как это начальник гаража не хочет, чтобы у него экономия была? — искренне удивился Магдеев и дальше обратился к Рагинову. — Вот у меня 190 автобусов есть, которые я купил. Вот иди туда, обработай. Плюс МУП ПАД есть Киямова (Фарид Киямов, директор МУП ПАДприм. ред.). Давай начинай с ними работать».

Гендиректор же «Рабики» еще больше удивил Магдеева: «Я с Киямовым на эту тему разговаривал. Три раза к нему ездил. Он поручает главному инженеру, а тот говорит, что в армии уже испытывал нечто такое. Но в армии-то он служил лет 30 назад. Вот главный инженер и не дал... А мы за свой счет предлагали это сделать. Мы же денег не просим». Тут уж Магдеев от обсуждения перешел к действиям. И не отходя от места позвонил директору МУП ПАД: «Фарид, салям! Магдеев. Тебе скоро счастье привалит. Вот тут есть смазочная композиция у «Рабики». Они к тебе обращались по поводу использования. У тебя как до главного инженера доходит... Давай, встреться с ними еще раз. Возьмите три-четыре тестовые машины, попробуйте сделать с ними эксперимент. Посмотрите в течение полугода что получается: на самом деле это хорошо или нет? Только не перепоручай главному инженеру».

«Куда ни придешь, все говорят, что у них хорошие светильники. Пусть сторонние специалисты оценят»

КАК СНИЗИТЬ ЗАТРАТЫ НА ЭНЕРГИЮ ДО 1,5%

Далее довольный Рагинов презентовал Магдееву твердотопливные котлы собственной разработки и производства. «На любой органике работают, на мусоре — делаем для них топливные брикеты, — пояснил бизнесмен. — Изюминка в том, что в обычные морозы достаточно двух закладок дров в сутки. В сильные — ниже 20 градусов — три закладки. Сами отапливаемся такими котлами. Технология такая, что даже если битумные брикеты кидать, даже дым не идет. Около 200 наших котлов в Челнах уже используется, потому что газа на предприятиях нет, а электричеством «топить» дорого. Кроме того, тут в качестве топлива используется еще и вода. Никто так не применяет». «Вода?» — в очередной раз изумился сити-менеджер. Ему пояснили, что водяной пар пропускают через горячие угли, в результате чего она распадается на кислород и водород. Первый идет на поддержание горения, второй — как топливо. «И КПД котлов, когда заливаем воду, возрастает на 15 процентов, — похвастался Рагинов. — Кроме того, мы тут используем теплоизоляционную мастику, так что потери минимальные. И зимой люди в цехе работают в обычных спецовках. Мы тоже таким котлом отапливаем. У нас затраты на энергию всего 1,5 процента».

«Газ нас разбаловал, — резюмировал Магдеев как бывший глава минлесхоза. — Мы об экономике говорим, а в лесу запас дров, которые никому не нужны. Заезжай да бери».

Кстати, новое предприятие «Рабика» смогла построить и запустить благодаря в том числе и господдержке. Компания получила субсидии в размере 5 млн. рублей из бюджета РТ и столько же — из федерального центра. Впрочем, тут не обошлось без сложностей. «Первые два года мы вообще не могли попасть в программы, — посетовал Рагинов. — Появится где-то полторы копейки долга, и уже «слетаешь». «Но ты же в итоге победил матушку-бюрократию, — прокомментировал Магдеев. — Зато теперь ты «отшлифованный», дела идут, за 30 тысяч зарплату платишь. 10 миллионов получил от государства — вот реальная помощь малому бизнесу». К слову, всего инвестиции в производство составили более 20 млн. рублей, не считая оборудования, которое «Рабика» изготавливает для себя сама.

Устройства плавного запуска двигателей

Еще один продукт презентовал Рагинов Магдееву — устройства плавного запуска двигателей. Причем сказал, что «Рабика» является единственным в мире производителем подобной продукции. «Прям уж и единственным?» — удивился еще раз сити-менеджер. Рагинов настаивал — именно так: «Есть большие двигатели — на 1600 киловатт, на 3500, больше 6000 есть. Они ломаются, как правило, в момент пуска. Поэтому их не выключают — нужен он не нужен, работает днем и ночью, в будни и выходные. А это устройство позволяет их выключать. Экономия в России благодаря использованию этого оборудования составила более 3 миллиардов киловатт».

НАИЛЬ МАГДЕЕВ ПРОВЕДЕТ «КОНТРОЛЬНУЮ ЗАКУПКУ»

Еще один серьезный разговор состоялся, когда Магдееву представили люминисцентные светильники. По словам представителей «Рабики», освещение они дают лучше, чем светодиодные. Этими светильниками уже оборудованы несколько детских садов и школ, бассейны в Набережных Челнах. «У нас же немало производителей энергосберегающих светильников, — прокомментировал Магдеев. — А в следующем году планируется капитально отремонтировать 16 детсадов и школ. Надо бы провести какой-то семинар-совещание, пригласить специалистов центра энергосберегающих технологий РТ, тех, кто уже использует разные светильники. И пусть будет экспертная оценка, взгляд со стороны. Как есть же на телевидении «Контрольная закупка» — вот так же, не называя производителя, оценить продукцию по 5 - 10 - 15 показателям. А так куда ни придешь, все говорят, что у них хорошие светильники. Пусть сторонние специалисты оценят». Магдеев дал указание начальнику управления поддержки и развития предпринимательства Радмиру Беляеву организовать подобный конкурс местных производителей в ближайшее же время.

Линия по переработке битумно-кровельных отходов

Ну и последнее направление работы «Рабики» — линия по переработке битумно-кровельных отходов. Как заявил коммерческий директор компании Альберт Вахитов, аналогов этой технологии нет в России. Мощность линии — выплавка 100 т чистого битума в месяц. «Существующие линии лишь размалывают отходы битума, в итоге он получается некачественный, со многими включениями. А мы битум плавим, отделяем от него картон, улавливаем мелкие камешки. В итоге получаем битум, аналогичный нефтяному. Только у нас его себестоимость составляет в полтора раза меньше», — рассказал Вахитов. В свою очередь, полученный битум является сырьем для целого ряда продукции. Но самый востребованный — вязкий дорожный битум, который и планируют производить на «Рабике». А отходы его производства, опять же, брикетируются и используются для отопления этой же линии.

Магдеев, комментируя данную продукцию, сказал: «Битумно-кровельные отходы, которые использует «Рабика», по сути, сегодня вывозятся на свалку. Но это же ценность, кроме того, мы заполняем свой полигон ТБО. Так что это производство решает не только экономические, но и экологические задачи. И такое предприятие у нас находится под боком. Второе только в Калининграде. Так что этими технологиями надо воспользоваться».

В конце своего визита Магдеев вернулся к его началу. «Дорогу, конечно, на этой промплощадке ремонтировать надо. Я же сюда не по воздуху прилетел, по земле ехал, прочувствовал, что тут за дорога. В этом году мы получаем 840 миллионов рублей на 4 дороги в промзоне: улицы Моторная и Металлургическая, Производственный и Трубный проезды. Пока эта площадка туда не входит. Но не все сразу. В будущем году будем решать проблему и по остальным дорогам».