РОСТЕХРЕГУЛИРОВАНИЯ УСТАНОВИЛО НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ НА РЫНКЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ

С 1 сентября вступили в силу новые правила размещения наружной рекламы, которые установило ростехрегулирования. Главное новшество – запрет на висящие над дорогами растяжки. Владельцы существующих рекламных конструкций такого типа смогут эксплуатировать их до 2012 года, установить же новые теперь нельзя. О том, как эти новшества повлияют на казанский рекламный рынок, в интервью газете "БИЗНЕС Online" рассказала начальник управления наружной рекламы и информации мэрии Казани Ирина Дябилкина.

- Ирина Витальевна, с 1 сентября 2009 года рекламные растяжки над проезжей частью запрещены, есть и другие изменения. Как в Казани проходит процесс приведения рекламных конструкций в соответствие с требованиями нового ГОСТа?

- Требования распространяются на вновь устанавливаемые конструкции. Это означает, что на сегодняшний день мы не можем разрешить установку перетяжек через дорогу, но те конструкции, которые ранее получили разрешения, до конца действия этих документов, будут стоять. Сегодня у нас в городе 57 коммерческих конструкций (растяжек), сам город для размещения социальной рекламы имеет около 40 мест. Как можете видеть, социальной рекламы в Казани много.

Мы в принципе ожидали такого развития событий. Правда, полагали, что изменения будут с другой стороны. Сейчас кабинет министров рассматривает проект закона об охране памятников, который предусматривает ограничение размещения рекламы. В документе четко прописано, что в исторической застройке будет запрещено размещение перетяжек. Поэтому мы в любом случае ожидаем, что этот рекламоноситель уйдет. Наше управление тоже не очень приветствует этот носитель. Знаете почему? Потому что крепления к жилым домам вызывали частые жалобы со стороны населения. Мы тоже для себя решили, что не надо плодить этот вид рекламы.

- Как казанские компании отнеслись к новшеству?

- Вы знаете, особой реакции не было. Никто из рекламных компаний в рамках нынешней финансовой ситуации не рассматривает увеличение активов. В связи с этим у нас нет аукционов на их установку. Все изменения касаются только вновь устанавливаемых конструкций. Будь то реклама на железнодорожных мостах, на транспортных развязках.

- Когда истекут сроки действия нынешних растяжек?

- Они истекают в одно время – 1 июля 2012 года. Пятилетние договора на размещение рекламных конструкций заключались одномоментно, были получены до 1 июля 2006 года. Уже к Универсиаде в городе растяжек не останется.

- Много ли потеряют владельцы этих рекламных площадей?

- У нас в городе 2,5 тысячи рекламоносителей, растяжки составляют очень маленький процент. Вы сами можете подсчитать. Они всегда не приветствовались ни ГИБДД, ни органами архитектуры в силу своей повышенной аварийности. Когда мы создали управление по наружной рекламе и информации, первое, что сделали – мы заставили владельцев их все застраховать. На эти растяжки в Казани приходится достаточно сильная ветровая нагрузка. Понимаете, если происходит обрыв троса, страдают машины. И второе – мы заставили всех повесить третий страховочный трос на случай обрыва.

- Какие еще документы из области регулирования рекламы готовятся органами власти? К чему нужно быть готовыми участникам рынка?

- Ждем закона по охране памятников культуры. Возможно, он появится к концу года. И следующий документ, который способен изменить все рекламное сообщество, - это техрегламент ["Требования безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения"]. Было уже шесть прочтений в Госдуме России, и его никак не могут принять. Предлагались очень жесткие меры, которые отвергаются. Этот документ мы все ждем, потому что технический регламент может создать совершенно другие правила игры на рынке. К примеру, одним из проектов предлагалось вынести все рекламные конструкции за "красные линии" [участки, отделяющие улицы от предназначенных под застройку территорий]. Это значит, что рекламные щиты будут располагаться не вдоль дорог, а ближе к жилой застройке, т.е. далеко от дороги, и никому не видны.

В КРИЗИС НОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ НЕ НУЖНЫ

Газета «БИЗНЕС Online» предложила казанским участникам рынка высказать свое мнение по поводу новшеств.

Марина Егорова – генеральный директор РА Headline:

- У нас были планы по расширению бизнеса, увеличению числа рекламных растяжек, но ни одних торгов по ним в Казани не проводилось. При креплении на жилые дома возникают проблемы с собственностью, а почему не проводят аукционы на установку растяжек на отдельно стоящих столбах – загадка.

Рекламные растяжки над улицами органами власти не приветствуются. Много говорят об их высокой аварийности, но у нас с 2004 года не было подобных происшествий. Только однажды слетела с растяжки табличка с номером и упала на проезжавшую машину. Все конструкции застрахованы, как автомобили, поэтому проблемы я не вижу.

Изменения на рынке произойдут в 2012 году, когда истечет срок разрешений на размещение рекламоносителей. Не могу утверждать, что нам необходимо будет демонтировать конструкции, так как процедура пролонгации разрешений пока не озвучена. Если все же придется, то это будет существенной потерей для нашей компании, поскольку растяжки являются основным направлением специализации РА Headline. У нас один из самых больших парков в Казани. Растяжки пользуются спросом у клиентов, несмотря на их относительную дороговизну, поскольку это более эффективный способ распространения рекламы, чем щиты.

Татьяна Гаврилова – начальник юридического отдела агентства "Неон-арт":

-  У нас есть сеть растяжек, но не очень широкая. Для нас это не самый распространенный формат рекламы. Хотя, конечно, потеря любого актива всегда болезненна.

Любой ГОСТ носит рекомендательный характер. Новые требования касаются только вновь устанавливаемых конструкций, поэтому серьезно поменять ситуацию на рынке, вряд ли, смогут. Если говорить о новых конструкциях, то они сейчас в городе и не устанавливаются. Ситуация на рынке такова, что вся отрасль находится в кризисе, и компании не имеют возможности для расширения.

Торги на установку новых конструкций в Казани давно не проводятся. Если новые рекламные носители и появляются, то точечно, для конкретного заказчика, а не так, как раньше - целыми сетями. Так что, думаю, в пределах срока действия нынешних договоров в городе существенных изменений не будет.

Лилия Хабибуллина