ВЫПЛАТЫ ОБОГНАЛИ СБОРЫ

Первое полугодие для страховщиков ОСАГО выдалось бурным: на это время пришлись и повышение тарифов, и показательная порка Центробанком зарвавшихся, по его мнению, компаний. На днях регулятор подвел финансовые итоги шести месяцев, и вот что выяснилось. Во-первых, сборы по «автогражданке» в Татарстане по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 41,9% до 3,08 млрд. рублей.

Без-имени-1.jpg

Для сравнения: по России в целом сборы ОСАГО увеличились только на 28,3% до 93,9 млрд. рублей. Казалось бы, можно порадоваться за татарстанские филиалы компаний, вот если бы не одно важное «но».

Без-имени-2.jpg

Выплаты по обязательному автострахованию в республике за это же время увеличились на 53,7% до 2,09 млрд. рублей. Заметим, что в целом по РФ выплаты компаний водителям, угодившим в аварию, подросли на 36,6% до 55,26 млрд. рублей.

Без-имени-3.jpg

Таким образом, если по России после апрельского повышения тарифов соотношение выплат и сборов улучшилось на 1 п. п. до 59%, то в Татарстане ситуация для страховщиков стала только хуже. Этот баланс изменился в пользу выплат на 5 п. п. до 68%, и можно констатировать, что республика полностью «оправдала» опасения компаний и в очередной раз подтвердила статус высокорискованного и убыточного региона.

Эксперты традиционно называют ряд причин: низкая культура вождения, большое число весьма предприимчивых автоюристов и часто обновляемый и относительно дорогой автопарк. Ведь, согласно данным агентства «Автостат», средний возраст автомобиля в Татарстане составляет 8,9 года, в то время как средний возраст «железного коня» по России — 12,4 года.

Возникла и новая проблема: повышенный спрос на поддельные полисы. По оценке президента союза страховщиков Татарстана Рустэма Сабирова, фиктивными являются около 10% (!) полисов ОСАГО у автовладельцев. При этом ГИБДД за полгода удалось поймать с поличным всего пять владельцев таких своеобразных «документов». Для сравнения: за отсутствие страховки и езду без полиса за 7 месяцев под раздачу в республике попали более 16 тыс. водителей.

Есть и еще более удивительные факты. Как заявила «БИЗНЕС Online» генеральный директор СК «Итиль Армеец» Елена Тодорова, граждане умудряются получать через суд возмещение по поддельным страховым полисам. «Ни один гражданин, попытавшись расплатиться фальшивой купюрой в магазине, не пойдет в суд доказывать свою правоту, ведь в нашей стране имеется соответствующее законодательство и уголовная ответственность за данное правонарушение. Однако идти в суд с поддельным полисом готовы многие. Проблема требует решения, в том числе и на законодательном уровне, что повысит ответственность за использование поддельных бланков всеми участниками страхового рынка», — говорит она.

Как сообщил в начале сентября российский союз автостраховщиков, на данный момент на руках у водителей находятся около 1 млн. «липовых» документов (всего в стране, по данным РСА, оформляется 42 млн. полисов ОСАГО). Президент союза Игорь Юргенс уже заявил по этому поводу, что борьба с незаконными продажами полисов ОСАГО и диагностических карт станет одним из приоритетов на ближайшую перспективу.

Проблема в том, считает директор филиала компании «Росгосстрах» в РТ Альберт Ишбулатов, что правоохранительные органы не занимаются поиском граждан, распространяющих поддельные документы (полис ОСАГО является бланком строгой отчетности, и его подделка преследуется по закону), а службы безопасности страховых компаний не имеют для этого ни ресурсов, ни необходимых полномочий. «Единственное, что мы можем посоветовать добросовестным гражданам, — приобретать полис ОСАГО непосредственно в страховой компании либо у агента, который обязан иметь доверенность от страховой компании. Отличить поддельный полис от настоящего вы сами не сможете (зачастую это трудно сделать даже специалистам), но вы должны понимать, что настоящий полис не может стоить дешевле, чем вам назвали в офисе страховой компании. Проверить полис по номеру можно на сайте российского союза автостраховщиков», — говорит он.

В то же время крупнейший игрок на рынке призывает не преувеличивать масштаб проблемы. «Рост числа поддельных полисов, конечно, заметен, однако на сборах страховщиков это практически не отражается, общая доля поддельных полисов на рынке находится в пределах погрешности. Страдают от роста числа подделок прежде всего автовладельцы, ведь по поддельному полису страховая компания платить не будет, то есть потерпевшему придется либо взыскивать ущерб с виновника через суд, либо восстанавливать автомобиль за свой счет», — заявил Ишбулатов.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ВСК И ВЗЛЕТ «ИТИЛЬ АРМЕЙЦА»

Обратимся к персональным достижениям компаний, начав с того, на какие суммы они сумели «раскрутить» водителей. Здесь пальма первенства по-прежнему принадлежит лидеру сектора — «Росгосстраху». Компания в январе-июне увеличила сборы на 50,1% до 804 млн. рублей, при этом ее рыночная доля выросла на 1,6 п. п. до 26,1%. Напомним, что Альберт Ишбулатов стал новым руководителем татарстанского филиала РГС в феврале, сменив на этом посту Фарида Хамадеева.

«Безусловно, существенную роль сыграло увеличение тарифов по ОСАГО, однако не надо забывать, что, во-первых, тарифы были установлены ЦБ для всех игроков рынка. А во-вторых, в первом полугодии «Росгосстрах» в Татарстане реализовывал полисы ОСАГО по нижней границе установленного ЦБ РФ тарифного коридора. То есть приведенные цифры свидетельствуют об увеличении числа страхователей по ОСАГО, которые отдали предпочтение нашей компании. Количество заключенных компанией договоров ОСАГО увеличилось на 6 тысяч по отношению к аналогичному периоду прошлого года», — рассказал нашему изданию Ишбулатов.

«Серебро» нашего рейтинга остается за крупным местным игроком, страховой компанией «НАСКО», сборы которой выросли на 56,1% до 514 млн. рублей. Битву за «бронзу» без особого труда выиграл «Итиль Армеец», оставив позади «Аско» (та уступила третье место уже по итогам первого квартала, но тогда разрыв еще не был так очевиден). Теперь же «Аско» еще сильнее сбавила обороты и отминусовала 16,1% от суммы сборов до 246 млн. рублей, а «Итиль Армеец» несся на всех парах, увеличив премии в 2,4 раза до 370,5 млн. рублей. Такой темп «Итиль Армеец» сохраняет уже второй год подряд, не обращая внимания на все трудности, о которых заявляют представители страховых компаний. Злые языки могут сказать, что сформировать портфель бывает легче, чем добросовестно рассчитаться по нему, а главное, получить прибыль, но об этом мы поговорим ниже.

Успехи же «Итиль Армейца» гендиректор компании объяснила несколькими факторами. «Прежде всего внедрением новых технологий в продажи ОСАГО. Уже более двух лет работает единая автоматизированная информационная система РСА, которая позволяет точно определить коэффициент «бонус-малус» для каждого водителя при расчете страховой премии по договору ОСАГО. Не менее важно и стабильное финансовое состояние компании, которое привлекает потенциальных клиентов. Также мы не проводим селекцию клиентов и заключаем договоры со всеми клиентами, которые обращаются к нам. Кроме того, не секрет, что многие компании занимали выжидательную позицию до введения новых тарифов в апреле 2015 года», — сказала Тодорова.

Добавим, что не теряли времени аффилированная с группой «Татнефть» компания «Чулпан» и страховой актив братьев Хайруллиных «Талисман», которые также заметно увеличили сборы — на 75,8% и 88,8% соответственно.

Без-имени-4.jpg

Из показателей других серьезных игроков можно отметить удвоение портфеля одного из крупнейших страховщиков РФ — СОГАЗа. С результатом 53,6 млн. рублей компания по итогам полугодия замыкает Топ-10 игроков на рынке ОСАГО в Татарстане.

Отдельно хочется сказать про феноменальный рывок ВСК. После затяжного падения в предыдущие годы до своего дна в 2014 году компания, похоже, решила вернуть утраченные позиции на местном рынке. За 6 месяцев она продемонстрировала феноменальный рост страховых премий в 4,1 раза до 156,5 млн. рублей. Эта динамика перекликается с ростом у страховщика сборов ОСАГО на 86% до 7,465 млрд. рублей в целом по России. Словом, ВСК пошла в массированную атаку на этом фронте, а одним из ее ключевых плацдармов стал Татарстан.

СТРАХОВОЙ ПОЛИС ПЛАТЕЖЕМ КРАСЕН

Теперь рассмотрим обратную сторону медали. Как мы уже отметили выше, в целом выплаты росли в Татарстане быстрее сборов, что привело лишь к ухудшению баланса у страховщиков.

Самые большие выплаты в первом полугодии 2015 года ожидаемо пришлись на РГС (620 млн. рублей, рост в 2,2 раза) и НАСКО (276,4 млн. рублей), увеличившей объем компенсаций на 50%.

Третье место по выплатам за челнинской «Аско» с показателем 241,7 млн. рублей, что на 45,5% превышает показатель первого полугодия 2014 года.

У активно собирающего премии «Итиль-Армейца» компенсаций водителям набралось пока только на 201,1 млн. рублей, но это в 2,5 раза больше, чем в январе-июне прошлого года. Раскошелиться пришлось и компании «Талисман», где выплаты выросли в 1,6 раза до 116,6 млн. рублей.

Высокими темпами росли компенсации у СОГАЗа (2,2 раза) и «БСК Резонанс» (5,5 раз), но их суммы в денежном выражении не дотянули до включения страховщиков в первую десятку.

65971.jpg
По итогам полугодия СОГАЗ замыкает Топ-10 игроков на рынке ОСАГО в Татарстане

«ДАР» И «БИН СТРАХОВАНИЕ» «ДЕЛАЮТ НОГИ»

И, наконец, перейдем к тому разделу рейтинга, в котором компании хотели бы оказаться как можно ниже. Все разумные отметки границы по отношению выплат к сборам перешла компания «Бин Страхование»: у нее дисбаланс вырос в 13,9 раза до 1255%! Конечно, в денежном выражении сумма потерь — 19,5 млн. рублей — не впечатляет, но возникает вопрос: насколько вообще интересен сегмент ОСАГО Татарстана для одного из ключевых игроков российского рынка? За 6 месяцев компания умудрилась продать в республике полисов «автогражданки» всего на 1,6 млн. рублей.

Впрочем, при детальном рассмотрении выясняется, что в целом по России «Бин Страхование» сокращает портфель: сборы ОСАГО упали на 7,6% до 139 млн. рублей. И процесс этот идет не первый год: в первом полугодии 2014 года сумма страховых премий уменьшилась на 36,5%. При этом выплаченные компанией компенсации в январе-июне выросли на 30,6% до 265 млн. рублей. В общем, уход куда-то на периферию рынка ОСАГО — не какое-то упущение регионального отделения, а целенаправленная политика центра на среднесрочную перспективу. Что, собственно, нам подтвердили в компании.

«Сокращение сборов — это сознательная политика, позволяющая компании формировать высококачественный портфель. Но при этом важно, что любой клиент, обратившийся в офис компании за полисом ОСАГО, сможет приобрести его в соответствии с законом», — заявил «БИЗНЕС Online» руководитель направления андеррайтинга по моторным видам страхования «БИН Страхование» Олег Шебанов.

У страховщика «Дар» в РТ диспропорция выплат и сборов увеличилась в 11,4 раза до 512%. И отрицательное сальдо выплат и сборов в компании более ощутимое — 50,1 млн. рублей. При этом общероссийские сборы по ОСАГО «Дара» упали на 11,6% до 152,6 млн. рублей, а выплаты выросли на три четверти до 181,4 млн. рублей (хотя еще год назад компания увеличила премии на 50%). Как следствие, давление выплат на сборы по РФ в январе-июне удвоилось до 119%, но все же это не запредельные 500% с хвостиком в Татарстане.

Резюмируя сказанное, отметим, что у двух компаний — «Бин Страхование» и «Дар» — темпы падения сборов в Татарстане оказались значительно выше, чем в целом по России. Похоже, уносить ноги они решили в первую очередь именно из нашей республики.

Если же углубиться в недавнее прошлое «Дара», то придется констатировать: последние несколько кварталов у страховщика явно не задались — по крайней мере, в сегменте ОСАГО. Еще в декабре 2014 года сотрудники казанской прокуратуры в ходе проверки уличили его «смежников» в незаконном навязывании клиентам дополнительных услуг. Менеджеры автосалона ООО «Барс-авто» на проспекте Ямашева (на многоуровневой парковке торгового комплекса XL), где ведется торговля подержанными автомобилями, заключали с клиентами договоры «автогражданки» лишь при условии обязательной покупки полисов страхования от несчастных случаев «В дорогу» компании «Дар» стоимостью 909 рублей. Проверяющим сотрудники «Барс-авто» объяснили, что действуют согласно указаниям страховщика.

Справедливости ради, сигналы о навязывании допуслуг поступали и в отношении других компаний. Что уж там говорить, если даже у лидера рынка, «Росгосстраха», Центробанк в мае за подобные шалости ограничил действие лицензии. А на местном уровне и. о. руководителя агентства «Дербышкинский» (филиала РГС) Султанию Закирову оштрафовали на 50 тыс. рублей за навязывание дополнительных услуг клиентам.

Можно добавить, что 17 июня рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») понизило рейтинг надежности СК «Дар» до уровня B+ «Невысокий уровень надежности» и установило «развивающийся» прогноз. «Пересмотр рейтинга прежде всего связан с сохранением высокой доли фондовых инструментов в структуре инвестиционного портфеля (47,0% на 15 мая 2015 года), а также отзывом лицензии у депозитария, осуществлявшего хранение и учет ценных бумаг компании на 31 марта 2015 года (ИК «Вертикаль»)», — пояснил эксперт по страховым рейтингам RAEX («Эксперт РА») Артем Афонин. Хотя как раз в этом вряд ли стоит серьезно винить компанию: если фондовые операции помогли компенсировать ей потери в ОСАГО, то это, скорее, плюс менеджменту. Тем не менее 25 июня RAEX подтвердило рейтинг надежности СК «Дар» и отозвало его в связи с отказом компании от поддержания рейтинга.

Возвращаясь к пропорциям выплат и сборов, можно отметить, что целая группа серьезных игроков сохраняет политику прошлого года и расчищает портфели ОСАГО, вовсе не стремясь наращивать рыночные доли в нынешних условиях. Сюда, например, входят «Страховая группа МСК», «Ингосстрах», «Зетта Страхование» (бывший «Цюрих»). Как мы уже отмечали выше, от «консерваторов» на сей раз решила отпочковаться ВСК.

Разумеется, нельзя не сказать пару слов и о лидере рынка ОСАГО. У «Россгостраха» соотношение выплат и сборов подросло на 32 п. п. до 77%, что на 9 п. п. выше среднего показателя в Татарстане. В целом по России давление выплат на сборы у РГС подросло на 19 п. п. до 65% — на 6 п. п. выше среднего по российскому рынку. Таким образом, региональное отделение компании движется синхронно с «центром», с поправкой на повышенную убыточность республиканского рынка.

Целая группа серьезных игроков сохраняет политику прошлого года и расчищает портфели ОСАГО, вовсе не стремясь наращивать рыночные доли в нынешних условиях (фото: volinauto.ru)

«ЦЕЛАЯ ПРОСЛОЙКА ГРАЖДАН СТЕЗЮ «АВТОМОШЕННИКОВ» ИЗБРАЛА»

Елена Тодорова — генеральный директор СК «Итиль Армеец»:

— На протяжении всего времени действия закона ОСАГО происходит изменение парка транспортных средств в РФ. Благосостояние наших граждан растет, и мы видим, что предпочтения в выборе транспортных средств отдаются в пользу иностранного производителя. Наложив ситуацию с курсом рубля, можно сделать вывод, что изменения в тарифах не отображают реальную действительность в изменении стоимости запасных частей. И, соответственно, стоимость среднего убытка растет значительно быстрее тарифов. Настройка тарифов жизненно необходима, но не стоит их повышать одновременно с увеличением лимитов ответственности.

Что касается субсидирования тарифов, то на сегодняшний день, согласно действующему законодательству, государством предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями. В связи с ростом средней страховой премии по ОСАГО, возможно, следует расширить категорию граждан, которые могли бы получать такую компенсацию.

Тем не менее ситуация в страховой отрасли на сегодня намного прозрачнее. Наш мегарегулятор ЦБ РФ приложил много усилий для очистки страхового рынка, в особенности после июля месяца, когда все страховщики начали направлять информацию о своих резервах в спецдепозитарии.

Однако, видя развитие страхового рынка ОСАГО, приходится констатировать имеющиеся на сегодня проблемы: неадекватное поведение и где-то даже страховой экстремизм в действиях клиентов в связи с их низким уровнем страхового образования. Зачастую автоюристы ими просто манипулируют. Массово появляются поддельные полисы ОСАГО, при этом в наших судах по ним взыскивают страховое возмещение. И такие факты не единичны: хочется выделить наличие целой прослойки граждан, которые избрали своей профессией стезю «автомошенников». Процедура проверки подлинности полисов по базе страховщиков помогает, но, к сожалению, не решает всех возникающих проблем.

На сегодняшний день мы не заключаем электронные полисы ОСАГО, но считаем такой сервис очень перспективным и работаем в данном направлении. Минимизация расходов на заключение договора ОСАГО и удобство для наших клиентов при этом, несомненно, являются очень положительными моментами.

«ВОПРОС ПОДДЕЛЬНЫХ ПОЛИСОВ РЕШАТЬ ДОЛЖНЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

Альберт Ишбулатов — директор филиала компании «Росгосстрах» в Республике Татарстан:

— Подводить какие-либо промежуточные итоги и говорить о сбалансированности рынка ОСАГО пока преждевременно. Делать какие-либо выводы можно только на основе полноценной статистики, а такую статистику рынок сможет получить не раньше чем через год после последней корректировки тарифа. Необходимо понимать, что, во-первых, сейчас одновременно действуют полисы со старыми и с новыми лимитами покрытия как по железу, так и по жизни. Естественно, средняя убыточность по этим договорам разная.

Кроме того, за последний год в связи с колебаниями валютного курса существенно выросла стоимость запчастей и комплектующих, что оказывает серьезное влияние на убыточность ОСАГО. Как и ранее, мы очень внимательно отслеживаем рост убыточности ОСАГО как по Татарстану, так и по стране в целом. Поэтому давайте подождем и будем в своих выводах опираться прежде всего на статистику.

Вопрос поддельных полисов требует скорейшего решения, и решать его должны правоохранительные органы. Уголовное законодательство в полной мере предоставляет для этого все необходимые инструменты.

РГС в июне этого года приступил к работе по реализации плана мероприятий, направленных на выработку отраслевых стандартов качества обслуживания клиентов на рынке ОСАГО. Этот план действий, как основа серьезных изменений в страховой отрасли в части повышения уровня качества сервиса при продаже полисов и урегулировании убытков, получил одобрение в Центробанке и был рекомендован для масштабирования на всю страховую индустрию.

Кроме того, РГС одним из первых в РТ внедрил возможность приобретения электронного полиса ОСАГО. С начала продаж (1 июля 2015 года) в республике было приобретено 146 электронных полисов ОСАГО, по стране в целом — 3147. Наш филиал в Татарстане находится на четвертом месте по количеству реализованных «е-ОСАГО» среди всех филиалов РГС.

«КЛИЕНТЫ И ЮРИСТЫ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮТ ПРАВОМ»

Олег Шебанов — руководитель направления андеррайтинга по моторным видам страхования «БИН Страхование»:

— В целом ситуация в секторе ОСАГО достаточно сложная по причине того, что клиенты и юристы злоупотребляют правом. Однако нововведения, которые были сделаны РСА и ЦБ, должны положительно повлиять на ситуацию в секторе ОСАГО.

==table726==

==table727==

==table728==