С республиканскими министерствами же вот что. В соответствии со ст. 46 названного закона РТ их полномочия определяются на основе целого сонма актов, а затем закрепляются в положениях о них. Эва как! Полномочия министерств не проистекают из полномочий кабинета министров, а существуют вне зависимости от таковых полномочий. Министерства созданы не для реализации конкретных задач, возложенных на кабмин, а имеют полномочия собственные. Система сдержек и противовесов там, где ее не должно быть. Там, где должно быть единоначалие и вертикаль – горизонталь и дурное множество самостоятельных игроков с неясной субординацией и не указанным в законе ритуалом взаимоотношений.

Нами управляет, получается, не коллективный орган государственной власти, отношения внутри которого по поводу решения тех или иных задач распределены, иерархизированы и систематизированы нормативно, а совокупность индивидуальностей, которые решают отраслевые вопросы автономно. Хорошая среда для конфликтов, которые, похоже, сдерживаются только фигурой президента. В условиях кризиса противоречия только будут нарастать. Да и уже нарастают.

То обстоятельство, что руководство органов управления занимается политической карьерой, гонками на машинах и прочим приятным времяпрепровождением, свидетельствует об излишнем их досуге, возникшем благодаря недозагруженности конкретным делом тех людей, чье время исключительно дорого обходится всем нам.

Образ, приведенный Путиным – пахал как "раб на галерах" - мною не воспринимается как шутливое преувеличение. Именно так. Четырнадцатичасовой рабочий день, два выходных в месяц, жизнь под увеличительным стеклом общественного контроля, СМИ и оппозиции, вдобавок молодой инфаркт для тех, кто покрепче и ранний алкоголизм для тех, кто послабее – вот удел государственного управленца. И вместе с тем – полное гособеспечение, огромная пенсия себе и пожизненная пенсия близким по потере кормильца, возможности карьерного роста для детей в силу приобретенных связей и прочие привилегии. Однако, в российских условиях существующие привилегии не уравновешиваются тяготами и лишениями. За исключением алкоголизма, пожалуй.   

В ситуации, когда республиканские органы власти не имеют внятной юридизации действительно сложившихся отношений, отстранены от решения задач действительно республиканского (то бишь государственного) уровня, отдалились от повседневной суеты реальной жизни и не несут никакой ответственности ни перед кем (не за что), так вот в этих условиях таковые органы, являющиеся по сути пережитком прежней политической реальности, нуждаются в своем упразднении как единственно возможном пути своего реформирования. На пути этой реформы нас не может остановить ни полная пустых деклараций Конституция, ни жалость потерять мозолистые мозги управленцев, так некстати начавших клевать носом у государственного руля в тихую погоду дорогой нефти.

Ей-ей, никто и не почувствует исчезновения республиканских органов власти, кроме родственников и их бизнес-партнеров.

Решение реальных задач, если таковые отыщутся, необходимо передать муниципальным органам. Пост высшего должностного лица республики вообще упразднить – тем самым покажем фигу Москве, которая потеряет возможность величественно присылать нам удобную ей кандидатуру. Должность президента сделать пожизненной и почетной, лишенной всех, кроме представительских, полномочий. Избирать всенародно. Результат выборов уже ясен всем, полагаю. Парламент сделать двухпалатным. Верхняя палата – палата представителей районов и городов республиканского значения. От каждого такого субъекта (штата) – по одному депутату. Депутат до своего избрания должен не менее 10 лет проживать в соответствующем субъекте. Установить имущественный ценз: размер (цена) совокупного имущества, принадлежащего семье депутата, не должна отклоняться более, чем на 10 процентов от среднего размера имущества средней семьи по его району. Нижняя палата –  50 депутатов, избираемых по обычным округам, делящим республику на соответствующее число частей, исходя из равенства количества избирателей. Правительство, человек пятьдесят, не больше, включая аппарат и личного фотографа, формируется парламентским большинством нижней палаты на каждый финансовый год одновременно с проектом бюджета, который суть воплощение программы кандидата на должность премьера.

И всем гарантировано хотя бы кратковременное счастье. Группы, алчущие перемен – их получат. Группы, жаждущие шоу – насладятся сполна. Весь остальной народ отвлечется от осязательного и опасливого изучения своих пустеющих карманов. Журналисты напишут горы статей. Вздохнет рекламный рынок, вспомнится им, что такое есть политическая реклама. Наши строители…

Да что там строители, шут с ними, не до них, пусть сами себе тоже что-нибудь придумают, не маленькие!

11.09.09

Эмиль Гатауллин

Родился в 1967 году. Окончил юридический факультет Казанского Государственного Университета (КГУ) в 1995 году. С 1996 года по настоящее время занимается адвокатской деятельностью. Профессиональная специализация - хозяйственно-правовые вопросы деятельности предприятий.
Автор публикаций на правовые темы и на темы юридических аспектов политической действительности в местной и федеральной печати.
В последнее время своим предметом творческого осмысления определил республиканскую и местную политику в ее самых разных проявлениях.