ЧЕЛНЫ И ЕЛАБУГА ТЕРЯЮТ ПРОИЗВОДСТВО ДЖИПОВ, ГРУЗОВИКОВ И НАДЕЖДУ СТАТЬ ЦЕНТРОМ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В РФ

Владелец Sollers Вадим Швецов сделал заявление о том, что компания выводит часть своего бизнеса из Татарстана на Дальний Восток. Мол, там льготы, другая логистика плюс кредит ВЭБа. Республике, оказывавшей компании массированную поддержку в течение нескольких лет и  связывавшей с Sollers большие надежды, Швецов милостиво пообещал оставить производство Fiat. Но обольщаться по этому поводу, видимо, не нужно: компания обременена такими долгами (25 млрд. рублей), что происходящее с ней похоже на агонию.  

ПРОБЛЕМЫ  НА ВСЕХ ФРОНТАХ

О том, что компания Вадима Швецова собирается открывать  свои производства на Дальнем Востоке, стало известно еще в начале лета. Проект по созданию сборочных производств, как известно, организуется с подачи российского правительства, которое хочет пересадить Дальний Восток с подержанных японских праворульных автомобилей на машины, собираемые в России. 

На эти цели Sollers получил в июле кредит в 5 млрд. рублей в ВЭБе, имея, кстати, и без того гигантскую долговую нагрузку в 25 млрд. рублей. Компания рассчитывает, что в год на Дальнем Востоке может продаваться 1,5-2 тыс. автомобилей Ssang Yong,  а основными покупателями грузовиков Isuzu (15 тысяч в год) станут госкомпании, которые занимаются инфраструктурными проектами на Дальнем Востоке.

Однако до сих пор широкой публике не сообщалось, что речь идет о выводе значительной части бизнеса Sollers из Татарстана – создавалось впечатление, что Швецов хочет лишь расширить его за счет создания новых производств в Приморье. В поступившем в редакцию «БИЗНЕС Online» сообщении пресс-службы Sollres недвусмысленно было сказано, что речь идет об уходе марок SsangYong и Isuzu из Татарстана. Приводим текст пресс-релиза: 

"SOLLERS планирует перенести на Дальний Восток производство внедорожников SsangYong, профилировав завод SOLLERS-Набережные Челны целиком на производство легковых автомобилей Fiat. 

Об  этом заявил сегодня  генеральный директор ОАО "SOLLERS" Вадим Швецов. По словам Вадима Швецова, в перспективе SOLLERS-Набережные Челны будут производить только легковые автомобили Fiat – в дополнении к уже производимым моделям Fiat Albea и Fiat Doblo будет также запущено серийное производство Fiat Linea. Что касается внедорожников SsangYong, то их производство будет постепенно перенесено на новый завод компании, строящийся во Владивостоке – Швецов объяснил это тем, что выпуск корейских внедорожников SsangYong на Дальнем Востоке позволит значительно снизить логистические затраты при производстве и сделает эти автомобили еще более конкурентоспособными по цене на российском рынке. Также на дальневосточном заводе SOLLERS будет налажен выпуск грузовиков ISUZU  тяжелой серии. Вместе с тем, производство среднетоннажных грузовиков ISUZU NQR и ISUZU NLR  будет продолжаться на площадях СП "SOLLERS -ИСУЗУ"  в Особой экономической зоне "АЛАБУГА".

Таким образом, как отметил  Вадим Швецов, на заводах SOLLERS в Республике Татарстан будут производиться легкие коммерческие автомобили Fiat Ducato, широкая линейка легковых автомобилей Fiat, а также среднетоннажные грузовики ISUZU".

ХОРОШАЯ МИНА ПРИ ПЛОХОЙ ИГРЕ

Надо сказать, информация пресс-службы Sollers оставляет немало вопросов. Конечно же, компания преподносит свое решение как стремление расширить производство. Однако, в условиях обвального падения продаж автомобилей в кризис очень трудно поверить, что такие планы могут реализоваться. Ведь, как известно, Sollers сталкивается с серьезнейшими проблемами по загрузке мощностей как в Челнах, так и в Елабуге.

Так, летом Северстальавто -Исузу, совместное предприятие Sollres и Isuzu Motors, на неопределенное время приостановило выпуск грузовиков под маркой Isuzu. В июне 2009 г. СП Sollers и Isuzu выпустило всего 213 автомобилей, что на 77,3% меньше, чем в июне прошлого года. Между тем завод, который был запущен в 2008 г., рассчитан на выпуск 25 000 легких и тяжелых грузовиков. Предприятие выпускало две модели Isuzu — NQR 75 и NLR 85. Сотрудников пришлось перевести на Sollers-Елабуга, которое выпускает Fiat Ducato.

В Челнах Sollers летом сократил около 130 сотрудников, работающих на сборке SsangYong. Продажи этих машин в кризис также идут неважно. В августе было продано по всей России всего 656 машин. Скидки в автосалонах на них достигали 150 тыс. рублей, а ряд дилеров отказываются от их реализации. Например, такое решение приняла татарстанская сеть автосалонов "Сапсан", а также дилеры SsangYong в Омске, Красноярске и Новосибирске.

Кстати, на Дальнем Востоке компании, торгующие  автомобилями, пока довольно сдержанно относятся к идее продаж этой марки в регионе. "Этот проект не выгоден с экономической точки зрения. Найти какую-то одну модель, которая сможет быть интересна большинству автолюбителей, невозможно. Тем более, не приходится рассчитывать, что завод сможет окупиться в регионе, где всего проживает около 3 млн. человек", - отмечают в агентства "Авинтер" из Владивостока (занимается продажей автомобилей из Японии и Кореи).

Одним словом, перспективы  марок, чье производство переносится  на Дальний Восток, довольно туманны.

Может быть, дела идут лучше у Fiat, на производстве которого Sollers планирует сосредоточиться в Татарстане? Продажи этой марки в России также невелики – за 8 месяцев этого года реализовано было всего немногим более 10 тыс. машин. При этом следует учитывать, что речь идет обо всех Fiat: не только производимых Sollers, но и ввезенных из-за рубежа.

Надо заметить, что у Sollers возникают проблемы и на других принадлежащих компании заводах. Так, в Ульяновске в этом году будет выпущено вдвое меньше машин УАЗ, чем в 2008 году. Заволжский моторный завод потерял своего основного заказчика в лице ГАЗа, который оснащает теперь ГАЗели другими двигателями. На ЗМЗ в результате ожидается падение производства в 4 раза. 

Иначе говоря, у Sollers в связи с колоссальным спадом на авторынке проблемы на всех фронтах. Об этом свидетельствуют и финансовые отчеты компании. Так, чистый убыток ОАО "Sollers" по МСФО за 2008 год составил $38 млн. против прибыли в размере $102 млн. годом ранее. Показатели 2009 года, скорее всего, будут гораздо хуже.

При этом компания имеет долг в 25 млрд. рублей – немногим меньше, чем КАМАЗ, с которым она просто несопоставима по своим масштабам. Конечно, руководство Sollers заверяет, что долг будет сокращен до конца года на 5 млрд. рублей (но при этом берет новый кредит в 5 млрд. на дальневосточные проекты!), но состояние авторынка в РФ таково, что поверить в необходимый для этого рост продаж можно с трудом.

РЕСПУБЛИКА ПОЛУЧИЛА ХОРОШИЙ УРОК

Перенос производств  и гигантские инвестиции в дальневосточные проекты в этой ситуации выглядят как хорошая мина при плохой игре. Честно говоря, все это в контексте происходящего с компанией похоже на прожектерство.

Если говорить о Татарстане, то расширение производства Fiat в РТ также подразумевает большие затраты. Поэтому в реалистичность этих планов пока поверить сложно. Очевидно, планы по развертыванию производств в Челнах на самом деле являются лишь политическим жестом в адрес руководства Татарстана. Все-таки Sollers получил в республике очень много: всевозможные налоговые и прочие преференции в ОЭЗ "Алабуга", самый современный завод  КАМАЗа в Челнах (ЗМА, где ради организации выпуска SsangYong было свернуто производство "Оки").

Более того, самый разгар кризиса Татарстан, имея огромные проблемы с  бюджетом, закупал для МВД, минздрава и других госструктур автомобили, выпущенные Sollers. Дело доходило до того, что корейско -татарстанские джипы SsangYong приобретались даже для чемпионского состава хоккейного "Ак Барса". Чему, видимо, избалованные профи были немало удивлены...

Но, как видим, несмотря на все эти преференции в кризис Sollers, по всей видимости, считает исчерпанными возможности союза с татарстанскими властями, и надеется на спасение бизнеса с помощью госвливаний на Дальнем Востоке. Для республики это хороший урок...        

Ринат Билалов

Справка

Sollers (ранее  ОАО "Северсталь-авто") объединяет  Ульяновский автомобильный завод,  Заволжский моторный завод, Sollers-Набережные Челны (ранее завод микролитражных автомобилей), а также ряд других производственных активов, которые выпускают корейские внедорожники - SsangYong, легковые и коммерческие автомобили Fiat, японские грузовики Isuzu. Кроме того, компания развивает сеть дилерских центров и имеет собственное лизинговое подразделение. Продажи Sollers в 2008 году составили 128,2 тыс. автомобилей марок УАЗ, Fiat, SsangYong и Isuzu.

Компания  создана в 2002 году для управления автомобильными активами основных владельцев Северстали. Сегодня мажоритарным акционером Sollers (58% акций) является Newdeal Investments, которая  контролируется гендиректором автокомпании Швецовым. Free float автокомпании составляет 42% акций. Уставный капитал составляет 428,38 млн. рублей и разделен на 34270159 обыкновенных акций номиналом 12,5 рублей.

Автопроизводитель намерен продать в этом году 11,5 тыс. автомобилей SsangYong (на 37% меньше, чем в 2008 году) и 11 тыс. фургонов Fiat Ducato (в 2,4 раза больше, чем в прошлом году).