Владимир Канторович
Владимир Канторович (фото: tour.hist.msu.ru)

«В ПРОШЛОМ ГОДУ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК ИЗ РОССИИ В ТУРЦИЮ ПРЕВЫСИЛ 3 МЛН. ЧЕЛОВЕК»

— Владимир, что означают рекомендации МИДа и Ростуризма воздержаться от поездок в Турцию? Эта страна по-прежнему открыта для наших туристов или уже нет?

— Удар нанесен прежде всего по турбизнесу. Российские туроператоры сегодня просто не имеют права продавать путевки для поездок в Турцию. Это запрет именно для туроператоров. Для граждан запрета посещать Турцию не было: хотите — летите. Вы можете полететь в Турцию частным порядком или приобрести путевку у турецкого туроператора. Однако надо учитывать, что подавляющее большинство наших отдыхающих ездили в Турцию, пользуясь услугами российских турфирм.

— Вице-спикер Госдумы от «Справедливой России» Николай Левичев отправил письмо в Росавиацию, в котором призвал ведомство ввести запрет на полеты российских авиакомпаний в Турцию по примеру Египта. Насколько вероятен сценарий полной туристической блокады главного места заграничного отдыха россиян?

— Это вопрос к властям, у меня ответа на него нет. Пока туристы могут пользоваться на турецком направлении как регулярными рейсами, так и чартерами.

— Сколько сейчас наших туристов находится в Турции?

— Российских туристов за границей сейчас вообще гораздо меньше, чем обычно. Впрочем, часть из тех, у кого пропадали путевки в Египет, отправилась как раз в Турцию. Однако там сейчас совсем низкий сезон.

— Высокий сезон отдыха в Турции начинается в апреле-мае? Если запрет продавать туры сохранится до этого времени, какими могут быть потери туристического рынка?

— В прошлом году туристический поток из России в Турцию превысил 3 миллиона человек. По крайней мере именно такие данные приводит Ростуризм. Закрытие турецкого направления драматически сократит число вариантов пляжного отдыха для жителей европейской части России.

— Какие-то варианты все-таки останутся. Куда поедем отдыхать весной-летом?

— Остается еще вариант некоторых стран Средиземноморья и в меньшей степени побережье Черного моря. Причем в данном случае я говорю не про российские курорты. На Черном море «отдуваться» за Турцию будет Болгария, в Средиземноморье — Греция. Хотя вряд ли они смогут поглотить весь поток наших туристов. Турция все-таки была для россиян номером один летнего пляжного отдыха. Точно так же, как Египет — зимнего.

«Я МАЛО ВЕРЮ, ЧТО ЕГИПЕТ ОТКРОЮТ ДО НОВОГО ГОДА»

— До Турции был Египет. Как на туристическом рынке скажется признание российских властей в том, что самолет с нашими туристами разбился 31 октября над Синаем в результате теракта?

— То, что это был теракт, давно являлось секретом Полишинеля. Все про это знали и говорили. Официальное признание этого факта мало что изменит. Катастрофа над Синаем уже драматически сказалась на нашей туриндустрии. Конкретные размеры спада турпотока за рубеж мы узнаем позже, потому что статистика — штука запоздалая. Однако уже сейчас можно сказать, что главная проблема состоит в том, что игрокам туристического рынка совершенно неизвестно, когда вновь разрешат полеты в Египет.

— А по вашим ощущениям, когда откроется Египет?

— Я, честно говоря, мало верю, что Египет откроют до Нового года. Однако никто никаких дат официально не называл. Поэтому люди, которые уже купили туры в Египет на Новый год, находятся в подвешенном состоянии и не знают, соглашаться ли им на предлагаемые альтернативные места отдыха, забирать деньги или ждать, когда все же можно будет полететь в Египет.

— Какие страны могли бы заменить Египет в качестве места пляжного отдыха зимой?

— Невозможно найти страну, которая могла бы жителям европейской части России адекватно заменить Египет. Я говорю про европейскую часть, потому что у нашего Дальнего Востока и Восточной Сибири совсем другие туристические приоритеты, в которые Египет не входит. Там актуальны Вьетнам, Таиланд, Китай... Тем же, кто живет в Москве, Петербурге, в Поволжье или на Урале, заменить Египет нечем. Потому что он ближе всего и там тепло. Лететь всего 4,5 часа. Таких мест практически нет. «Практически», потому что есть еще Израиль с его портом Эйлат на том же Красном море. Однако там все-таки холоднее, потому что он несколько севернее Шарм-аль-Шейха, не говоря уже про Хургаду. В Эйлате — как повезет с ветром: иногда там — загорай не хочу, а иногда — холодно.

— В Эйлате побережье очень короткое...

— Да, там намного меньше гостиничный фонд. Израильская инфраструктура на Красном море при всем желании не сможет вместить всех тех, кто не попал в Египет, а это не только россияне, но и англичане, и немцы, и голландцы — кого только нет среди граждан тех стран, которые запретили полеты в Египет.

Эйлат, Израиль
Эйлат, Израиль

Сейчас туристам предлагаются альтернативные маршруты поездок. Например, Госкомитет по туризму Татарстана рекомендовал купившим туры в Египет несколько вариантов на ноябрь-декабрь, первый из которых, как ни странно это теперь звучит, — поездка в турецкую Анталью за те же деньги. Турция до трагедии с Су-24 была альтернативой Египту в холодное время года?

— Реально замены Египту нет. Если не считать Израиль с его Эйлатом и Иорданию с еще меньшим кусочком побережья, на котором к тому же отелей почти нет. Все остальное либо дороже, либо холоднее. Россиянам надо выбирать между «дороже», «холоднее» и «оставаться дома». Я уверен, что многие выберут в конце концов третий вариант. Были опросы ВЦИОМ еще по летней ситуации, которые показали, что множество людей никуда не поедет в этом году. Более дорогие варианты вряд ли будут востребованы в связи с общей экономической ситуацией и падением доходов населения.

«КАК ПОМОГАТЬ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ, В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ЕЩЕ НЕ ПРИДУМАЛИ»

— Ростуризм проводил консультации с туроператорами в связи с непростой ситуацией, сложившейся на рыке?

— О чем тут консультироваться? Даже Минтранс и Росавиация не принимают решений о возобновлении или отмене полетов. Главные в этом вопросе — органы безопасности. Без их санкции никто не решится взять на себя ответственность за возобновление полетов в тот же Египет.

— Вице-премьер Аркадий Дворкович недавно проводил совещание с ведущими туроператорами. Что он вам пообещал?

— Аркадий Дворкович выслушал сообщение игроков рынка туристических услуг о размере потерь из-за прекращения авиасообщения с Египтом. Они оцениваются в 1,5-2 миллиардов рублей. О проблемах рассказывали и туроператоры, и авиакомпании. Вице-премьер обещал подумать, что со всем этим делать. Как помогать туристической отрасли, в правительстве еще не придумали. Вообще, очень странная история со штабом, который возглавляет Дворкович. Назывался он штаб по эвакуации наших туристов из Египта. Но, если называть вещи своими именами, это превратилось в штаб по эвакуации багажа. Туристы возвращались планово, ими же оплаченными рейсами — чартерами, на которые они заранее купили билеты. То, что вице-премьер правительства России собирает министров и прочих значимых людей для того, чтобы организовать вывоз багажа из Египта, выглядит, конечно, немного странно.

«ТЕРАКТЫ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ВЛИЯЮТ НА ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ»

— Скажутся ли на российском выездном туризме теракты в Париже? Особенно в связи с приближающимися новогодними праздниками, на которые приходится высокий туристический сезон.

— С европейским направлением у нас вообще все плохо. Прежде всего потому, что дорого. По сравнению с 2012 - 2013 годами это направление обвалилось в этом году приблизительно на 50 процентов. Не добавило популярности европейскому направлению и введение Евросоюзом биометрических виз. Окажет ли влияние на российский турпоток террористический акт в Париже? Думаю, если на этом все и закончится, если не начнутся там, не дай бог, регулярные теракты, то особо сильного влияния эти события на туристическую отрасль не окажут. Есть история того, насколько быстро забываются теракты, и возобновляется обычная туристическая практика. За те 26 лет, что я занимаюсь туристическим бизнесом, терактов было очень много, и все они достаточно быстро забывались. К сожалению, мы живем в таком кошмарном мире, что через неделю-две любая новость, даже самая трагичная, уходит в прошлое, ее вытесняют новые медийные события. Это защитная функция человеческой памяти — быстро забывать о плохом и абстрагироваться от этого, в противном случае уже давно по норам бы все сидели.

— Получается, терроризм не оказывает долговременного и серьезного влияния на состояние туриндустрии?

— Нет, не оказывает. Теракты практически не влияют на туристические потоки. Эмоционально, повторю, люди быстро забывают трагические события, да их еще и намеренно отвлекают СМИ всплеском какой-то новой «гадости». А что касается рационального, то мы (я имею в виду потребителей туристических услуг) прекрасно понимаем, что в следующий раз теракт может случиться абсолютно где угодно. Если не лететь на какие-нибудь Соломоновы острова, где, наверное, все будет в порядке в плане отсутствия терактов, то в тех местах, где мы привыкли отдыхать, к сожалению, мы не застрахованы от проявлений терроризма. Это происходит и в Индии, и в Китае, и в Таиланде. То есть в тех странах, которые сейчас предлагают как якобы безопасные альтернативы Египту или Турции. В Бангкоке, например, совсем недавно прогремел взрыв в туристическом квартале. На мой взгляд, сейчас в том же Париже теракты менее вероятны при тех мерах безопасности и чрезвычайном положении, чем в каком-то другом городе.

Болгария
Болгария

«СЛАБЫЕ ИГРОКИ УШЛИ ТИХО»

— Каков ваш прогноз на предстоящий новогодне-рождественский туристический сезон?

— Я полагаю, что по сравнению с прошлым новогодним сезоном в этом мы переживали бы падение туристического рынка где-то на 30 процентов, если бы не было запрета на полеты в Египет и де-факто запрета продавать туры в Турцию (пусть там сейчас и низкий сезон). Этот фактор, конечно, добавит глубины падению рынка, поскольку появится немалое количество людей, которые останутся дома на новогодние каникулы. Египет, повторю, на новогодние праздники и вообще на зиму был для жителей европейской части России направлением номер один.

— Дойдет ли до 50 процентов спад рынка по итогам года?

— Вряд ли, я не думаю, что мы провалимся на 50 процентов. Достоверная статистика за этот год по выездам из страны появится хорошо, если в будущем марте.

— В прошлом году мы наблюдали череду громких банкротств туроператоров. Сейчас на фоне углубляющегося спада туристической активности подобного не происходит. В чем причина такого спокойствия?

— Банкротства возможны всегда, в том числе и в туристической отрасли. Однако даже на момент массового, как сообщали СМИ, банкротства туроператоров летом прошлого года, число, например, отзывов лицензий у банков было гораздо больше. Просто про это не очень говорили. Сейчас тоже не проходит понедельника, чтобы ЦБ не лишил лицензии очередные три-четыре банка. С туроператорами пока ничего подобного не происходит. Дело в том, что события лета 2014 года были абсолютно неожиданными для многих участников рынка. До этого рынок постоянно рос. И большинство игроков почему-то думало, что так будет и дальше.

К очень резкому падению числа туристов — на 30 процентов — летом прошлого года большинство туристических компаний оказалось не готово. Они выкупили лишние блоки мест на чартерах, лишние места в гостиницах, а деньги от туристов в достаточных объемах поступать перестали. Возникли кассовые разрывы, которые некоторые компании не смогли их закрыть. Сейчас туристический поток продолжает падать, однако туроператоры к этому уже подготовились и проводят куда более осторожную политику. Какие-то вещи все равно происходят неожиданно, например, Египет и Турция, но все уже готовы к потрясениям на рынке и осторожничают: лишних мест не заказывают, вперед стараются не платить. Вполне может быть, что на этот раз финансовых запасов хватит и обойдется без громких банкротств.

— Получается, что туристическая отрасль вышла из кризиса окрепшей?

— В общем, да. Но стоит учитывать, что в прошлом году обанкротилось, оставив людей без оплаченной услуги, компаний 20 из 2 тысяч — это один процент. Массовое сокращение количества туроператоров происходило уже потом и, что называется, в плановом порядке — без громких банкротств и обманутых клиентов. С прошлого лета число туроператоров в России снизилось с 2 тысяч до 800. Это абсолютно нормально и естественно. Слабые игроки ушли тихо, осознав, что бизнес перестает быть интересным и перспективным. На самом деле никогда нашей стране не надо было иметь 2 тысяч туроператоров. Да и 800 многовато. У нас очень мало людей путешествует за границу, а подавляющее большинство туроператоров занимается именно этим видом бизнеса. Поэтому, я думаю, сокращение числа турфирм продолжится, но потихоньку, не нанося ущерб гражданам.

Греция
Греция

— Какая проблема сейчас наиболее остро стоит перед туристической отраслью?

— Это несовершенство закона, который защищает туристов от банкротства туроператора. Никаких поправок в него с прошлого года принято не было. А то, что собираются принять сейчас — малоэффективно, поскольку предполагает лишь косметические изменения. По-прежнему туристы защищены не будут.

— Копья ломаются вокруг размеров страхового покрытия?

— Проблема в том, что подавляющее большинство серьезных страховых компаний вообще не хочет страховать туроператоров. И совсем никто не хочет страховать вновь открывающиеся компании в сфере туризма. Массово страхует турфирмы, например, компания Lloyd's, которой уже грозит процедура банкротства. Ей было все равно, и она застраховала 15 процентов российского туристического рынка. Слава богу, что пока не было страхового случая и никто от этого не пострадал. Но получается, что туроператоры просто выкинули деньги — заплатили «оброк» компании, которая была все равно обречена. Сейчас этим 15 процентам рынка приходится перестраховываться у новых страховых компаний, опять платить за это. Такое «вымывание» денег у туроператоров опять-таки лишает их финансовой устойчивости.

«ЧУТЬ БОЛЬШЕ 4 МЛН. ЧЕЛОВЕК СМОЖЕТ В ЭТОМ ГОДУ СЪЕЗДИТЬ ОТДОХНУТЬ В ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»

— Вы говорите, что очень немного россиян выезжают за границу. А какие здесь конкретные цифры: 10 миллионов отдыхающих в год за рубежом на всю страну наберется?

— У нас в 2012 году было 15 миллионов выездов. При этом реально ездило только 4 - 5 процентов населения, то есть 7 - 8 миллионов человек. Не надо путать людей, которые могут себе позволить отдохнуть за границей, и зафиксированное пограничной статистикой число выездов из страны, потому что многие люди выезжают за год по 10 раз. Например, я отношусь к числу таких. Они здорово улучшают статистику.

— То есть считаются человеко-выезды, а не конкретные люди?

— Да. В этом году, я боюсь, даже 10 миллионов человеко-выездов не будет. Что же касается процента населения, который себе сможет это позволить, то таких наберется по итогам года не более 3 процентов — чуть больше 4 миллионов человек сможет в этом году съездить отдохнуть в дальнее зарубежье.

— И куда они смогут поехать на новогодний сезон после «закрытия» Египта, Турции и терактов в Европе?

— Поедут в Таиланд, в ОАЭ, в Индию, во Вьетнам. В последний, правда, поедет в основном Дальний Восток. Европейская часть страны, Москва или Казань, отправится отдыхать, где поближе. Как и в прошлый новогодний период, на рекордном высоком месте опять будет Финляндия. Особенно за счет того, что Питер туда поедет на машинах.

— Получается, Европа на Новый год окажется привлекательнее Ближнего Востока?

— У нас, когда оценивается привлекательность, вопрос № 1 — это цена. Цена даже перелета в Финляндию, не говоря уже о поезде или своем автомобиле, для жителей европейской части нашей страны невелика. В этом году у Финляндии есть все шансы вновь оказаться самым популярным у россиян мест новогоднего отдыха. Если только люди смогут получить шенгенские биометрические визы без особых проблем. Уже сейчас большая часть туротока отправляется в относительно дешевые страны Восточной Европы.