Фарид Каримов: «Попытки сократить производство алкоголя в нашей стране были, но они не привели ни к чему хорошему: эту нишу занимает «теневой» производитель»
Фарид Каримов: «Попытки сократить производство алкоголя в нашей стране были, но они не привели ни к чему хорошему: эту нишу занимает теневой производитель»

ЛАКЕЦ, КОТОРОГО В КАЗАНИ ПРИНИМАЮТ ЗА МЕСТНОГО

— Фарид, расскажите о себе.

— Я родился в 1984 году в Азербайджане, в Кировабаде, который сегодня называется Гянджа. По национальности я лакец, это небольшой дагестанский народ, но у меня есть и русская, и грузинская кровь.

— А по имени и фамилии — коренной житель Татарстана...

— Если честно, когда я жил в Санкт-Петербурге, никто не говорил, что я татарин, а здесь меня воспринимают как местного.

— Среди татар имя Фарид часто встречается.

— Один знакомый сириец, с которым я встретился в Питере по работе, убеждал меня, что Фарид — это арабское имя, в переводе означающее «Единственный». Я долго жил с этой мыслью, и она мне очень нравилась, а сейчас получается, что я — местный, и имя мое самое обычное (смеется).

— А фамилия Каримов разве не татарская?

— Насколько я знаю, у прадедушки была фамилия Керимов, но по какой-то причине она трансформировалась в Каримова.

— Вы долго жили в Кировабаде?

— Когда мне было 17 лет, папу пригласили работать в Санкт-Петербург, и мы с ним переехали туда. Поскольку брат в это время учился в институте в Баку, они с мамой присоединились к нам позже.

— Какое образование вы получили?

— В Питере я получил юридическое образование и, так как учился на заочном отделении, уделял много времени своей карьере. В это время я работал в крупнейшей книготорговой сети Санкт-Петербурга «Буквоед». Со временем стал начальником склада, и к моменту окончания вуза у меня уже был опыт управления коллективом в 80 человек.

В этой сети я проработал года два-три, но я был молодым и не любил надолго задерживаться на одном месте, мне было интересно и важно приобретать новый опыт. И я перебрался в другую компанию, которая торговала товарами народного потребления. Там я руководил логистическим проектом, потом меня повысили до заместителя коммерческого директора. И с этой должности в конце 2008 года я перебрался в Казань.

— И почему вдруг в Казань?

— За полгода до этого шага я познакомился с поставщиками из Казани, и они меня пригласили сюда.

— Как вам Казань глянулась?

— Казань мне сразу понравилась. Я человек южный, очень люблю тепло, но за годы жизни в Питере привык к отсутствию солнца и тепла. В Казань я перебрался в зимнее время, и запомнилось такое впечатление: сижу в кабинете, на улице — зима, но что-то не так... Оказывается — солнце греет. Зимой! В Питере его летом-то не всегда видишь...

В первый свой приезд я недолго задержался в Казани, уехал назад в Питер. Но вдруг стал скучать по этому городу! И в 2010 году я вновь оказался в Казани. И здесь нашел себе супругу.

— То есть в Казани вы укоренились?

— Отвечу так: в Питере у меня есть подаренная родителями квартира, а здесь мы живем на съемной. У меня есть возможность и там поработать, и здесь. Я люблю, когда у меня есть возможность выбора.

— В 2010 году на какую работу в Казани вы приехали?

— Я приехал на «пустое поле» и работу нашел не сразу. Первая работа по возвращению — начальник склада в компании, которая занималась продажей медицинского оборудования. А потом по конкурсу попал в «Алкоторг» (эксклюзивный дистрибьютор ОАО «Татспиртпром»).

«В январе 2012 года из «Алкоторга» я ушел на Казанский ликероводочный завод на должность начальника отдела сбыта. Но и оттуда ушел» (alcoexpert.ru)
«В январе 2012 года из «Алкоторга» я ушел на Казанский ликероводочный завод на должность начальника отдела сбыта. Но и оттуда ушел» (фото alcoexpert.ru)

— Вы и сегодня там работаете?

— Нет, в январе 2012 года из «Алкоторга» я ушел на Казанский ликероводочный завод на должность начальника отдела сбыта. Но и оттуда ушел. А в феврале 2015 года, после смены руководства «Татспиртпрома», меня пригласили работать в головной офис компании, где сегодня я работаю заместителем начальника отдела развития. Считаю, у меня самая интересная работа в мире!

— А смена руководства компании — это принципиальный для вас момент?

— Да, ведь я уходил из «Татспиртпрома» не просто так. Когда у меня прекращается взаимопонимание с руководством, я принимаю решение уйти. Время — это самый ценный ресурс, и жалко тратить его на выяснение отношений: получается, что вместо развития ты начинаешь глупеть. Я очень благодарен первому заму гендиректора «Татспиртпрома» за то, что он про меня вспомнил и оказал доверие, пригласив обратно работать уже в новую команду. Сейчас меня все в работе устраивает.

«ЕСЛИ ИМЕЕШЬ ВОЗМОЖНОСТЬ УЗНАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ, ЭТИМ НАДО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ»

Но тем не менее вопрос-то гендиректору «Татспиртпрома» вы задали о кадрах! Напомню, как он звучал: «Какие навыки вы хотели бы видеть в топ-менеджере кроме компетентности и лояльности? Как вы прокомментировали бы фразу Ицкаха Адизеса: «Если два человека абсолютно согласны во всем, то без одного из них можно обойтись»? Расскажите подробнее про идеальную кадровую политику или опишите ту, какую вы хотели бы видеть в «Татспиртпроме».

— Здесь нет никакой особой подоплеки. Считаю, если имеешь возможность узнать что-то новое, этим надо воспользоваться. Другим участникам интернет-конференций я вопросы не задавал, потому что не знаю, что мне делать с их ответами. А здесь предоставилась возможность задать вопрос руководителю компании, в которой работаю. Во-первых, в любом случае интересно и полезно мнение человека успешного, во-вторых, это поможет лучше узнать перспективы моей работы в данной компании.

Хоть я и работаю в «Татспиртпроме» почти год, но и за этот срок все не узнаешь. Тем более что Ирек Заудатович (Ирек Миннахметов — гендиректор ОАО «Татспиртпром»прим. ред.) задал такой высокий ритм работы... Думаю, для любого сотрудника интересно узнать что-то новое о своей компании, если ты не просто просиживаешь там штаны, а разделяешь ее ценности.

— Вы работаете в очень интересном отделе — развития. А как определяются тренды развития: в ходе мозгового штурма, анализа рынка и потребностей потребителей или просто ищете пути, как достичь поставленной начальством цели?

— Это процесс творческий и довольно сложный, его нельзя загнать в какие-то рамки. И все бывает по-разному. Например, после аудита «Татспиртпрома» известной компанией был сделан ряд рекомендаций. Кроме того, есть стратегический план развития на три-пять лет. Исходя из этого мы выделяем цели, каких показателей нам надо добиться. Параллельно мы плотно работаем с брендинговыми агентствами, с другими специалистами, которые дают свои рекомендации.

Мы свои белые пятна знаем и усиливаем работу на тех направлениях. Сегодня у нас очень много брендов в работе — и новинок, и рестайлинга. В этом году у нас уже вышли два новых продукта, а в следующем все будет еще интереснее.

— Один из читателей вашему шефу задал вопрос, который хочу адресовать и вам: «У вас нет ощущения, что вы участвуете в том, что приносит людям зло и беду в жизнь?»

— Вопрос, конечно, неоднозначный, но лично моя позиция на сей счет такая: если не мы занимаемся этим, то будет кто-то другой, и тогда деньги уйдут из бюджета республики. Попытки сократить производство алкоголя в нашей стране были, но они не привели ни к чему хорошему: эту нишу занимает теневой производитель, и тогда невозможно контролировать качество продукции. Выход остается один: раз уж потребность в алкоголе есть, то такую возможность надо людям предоставить, но наша задача при этом — делать товар качественным. И не надо забывать, что на компании лежит большая социальная нагрузка, все-таки «Татспиртпром» — второе бюджетообразующее предприятие в Татарстане.

«Предоставилась возможность задать вопрос руководителю компании, в которой работаю»
«Предоставилась возможность задать вопрос руководителю компании, в которой работаю»

«БИЗНЕС ONLINE» КАК ПРОВОДНИК ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

— «БИЗНЕС Online» давно начали читать?

— Примерно с 2012 - 2013 годов.

— Как оцениваете нашу работу?

— Выше всяких похвал! Поначалу мне даже было немного удивительно: на локальном рынке и такой качественный продукт. Мне очень нравится, что вы даете разнообразный контент: не только аналитику, но и, например, обзоры ресторанов, интервью с интересными людьми. Это тоже все интересно почитать. И комментарии интересно читать.

— А сами комментируете?

— Довольно редко.

— Почему?

— Буду откровенен: как-то я довольно скептически отнесся к вашей публикации, касающейся открытия ресторана, но мой комментарий не опубликовали; я повторил его, но и на второй раз его не пропустили, хотя ничего запрещенного я не писал. Тогда я практически перестал писать комментарии. Но в чем тогда смысл давать возможность писать, если не публикуете? С другой стороны, в этих комментариях не всегда получается диалог. Может быть, чисто визуально их надо как-то по-другому выстроить, а то сейчас есть ощущение, что твой комментарий просто где-то утонул.

Я очень люблю читать комментарии о «Татспиртпроме» и его продукции. Некоторые говорят: ой, у вас все из одной бочки... Вот бы всех этих комментаторов сводить на экскурсию на наши заводы! Когда экскурсантам даешь попробовать нашу продукцию, они удивляются: она разная... Конечно, разная! Еще порой такое наблюдаешь в магазинах: люди выбирают, что купить, и предпочтение отдают не местной продукции, а той, которая, как они думают, сделана за пределами республики. И не догадываются, что эту продукцию тоже разливаем мы на тех же мощностях.

— И откуда такое предубеждение к местным производителям?!

— Нет пророка в своем Отечестве...

— Какие-то пожелания газете есть?

— Мне кажется, что «БИЗНЕС Online» мог бы взять на себя роль некого проводника для начинающих предпринимателей, рассказывая о них. Во-первых, это может помочь им в реализации проектов, во-вторых, это было бы популяризацией малого бизнеса. Думаю, это полезно всем, в первую очередь республике.

— Фарид, спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам!