Первых успехов добилась прокуратура РТ, настаивающая на сносе десятка построек на территории дачного кооператива «Боровое», оказавшегося в центре скандала после приговора начальнику лаишевского управления Росреестра по РТ Игорю Филиппову. Пока в числе жертв наведения порядка — предприниматели средней руки, однако по той же схеме под «топор» могут попасть сотни других объектов. По данным источника «БИЗНЕС Online» в ГБУ «Пригородное лесничество», всего таких баз отдыха, как «Боровое», не менее 350.
Игорь Филиппов |
ЧИНОВНИКУ — «УСЛОВКА», ПРЕСТАРЕЛОЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬНИЦЕ — КОЛОНИЯ, ПОТЕРПЕВШИМ — СНОС
Расследование земельных махинаций в Лаишевском районе стартовало в ноябре 2014 года, когда был арестован начальник Лаишевского отдела управления Росреестра по РТ Игорь Филиппов. Следствие подозревало, в частности, что в 2010 году он за 2 млн. рублей построил в дачном потребительском кооперативе «Боровое» жилой дом, затем, пользуясь служебным положением, незаконно оформил его в собственность и через председателя кооператива перепродал его за 7,5 млн. рублей, не заплатив налоги. Попав под стражу, он начал деятельно сотрудничать со следствием, в результате чего суд приговорил чиновника к 4 годам лишения свободы условно, хотя изначально ему грозило до 10 лет реального срока.
Гораздо меньше повезло «председателю кооператива», 68-летней Светлане Ахмадеевой. Ее задержали по подозрению в незаконном захвате земель лесного фонда РФ, а в октябре 2015 года Лаишевский суд приговорил председателя кооператива к 4 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
По версии правоохранительных органов, в 2002 году министерство экологии и природопользования РТ выдало кооперативу в аренду на 49 лет 3 га земли в ГБУ «Пригородное лесничество». И хотя по закону на этих землях можно было возводить только некапитальные строения, это никого не смущало: земля, которую Ахмадеева продавала по 350 тыс. рублей за сотку, быстро «заросла» солидными домами, дачами и банями.
Впоследствии 3 га земли «Боровому» оказалось мало. Разрастаясь, кооператив самовольно, уже без всяких договоров аренды, захватил еще 2,4 га земли лесного фонда, которые тоже были нарезаны на части и проданы. Сама Ахмадеева называла сей факт «кадастровой ошибкой», при этом поминая руководство минлесхоза: «Разница между 3 гектарами и 5,4 гектара возникла из-за того, что Мусин (Харис Мусин — первый заместитель министра лесного хозяйства РТ, до 2010 года — руководитель-лесничий ГБУ РТ «Пригородное лесничество» — прим. ред.) хотел уступить этот участок третьим лицам», — пыталась объяснить в суде Ахмадеева, но развития эти ее показания не получили.
Так или иначе, именно за это Лаишевский суд отправил Ахмадееву в колонию, а 8 покупателей, которые приобрели землю за границами арендованного участка, признал потерпевшими. Причиненный покупателям ущерб оценили в 43,8 млн. рублей. Еще на 31 млн. рублей ущерб был нанесен государству, как следует из результатов судебной экологической экспертизы, от «незаконной вырубки леса» и «нарушения почвенного покрова» на указанной территории.
И вот теперь наступил второй акт этой «лесной драмы». Приговор Ахмадеевой ударил рикошетом по потерпевшим, которые после признания вины Ахмадеевой в незаконном обогащении фактически перешли в категорию ответственных за ее преступления. Неприятным сюрпризом для владельцев участков, выступающих за границы арендованной кооперативом территории, стало намерение прокуратуры снести их дома и другие постройки, возведенные на участках. «Топор войны» против самовольных застройщиков ДПК «Боровое» надзорное ведомство точит с конца декабря 2014 года, когда были поданы три иска о сносе самовольных построек на территории кооператива. Однако пока шел процесс против Ахмадеевой, иски были заморожены. Теперь процесс возобновился.
Светлана Ахмадеева |
ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА ПЕРЕД РАСКАТОМ ГРОМА НАД ДПК «БОРОВОЕ»
15 декабря Лаишевский районный суд принял судьбоносное решение о сносе коттеджа площадью 495 кв. м, возведенного на территории ДПК «Боровое». Двухэтажное здание с подземным этажом принадлежит Миннисе Сафиной (по данным «Контур-Фокус», является учредителем ООО «Фирма «Гран» — прим. ред.), как и два земельных участка под номерами 66 и 67, на которых коттедж располагается. Эту землю председатель СПК «Боровое» продала Сафиной в начале 2012 года в обмен на членство в СПК за 12 млн. рублей.
Еще один процесс, аналогичное решение по которому было принято в тот же день, касался иска о сносе бани площадью 72 кв. м, принадлежащей Ильдару Залялиеву, предположительно, генеральному директору и соучредителю ООО «Евроокно» (финансовая деятельность компании, по данным интернет-сервиса «Контур-Фокус», ограничивается 2011 годом, когда выручка составила 84 млн. рублей — прим. ред.). Оба иска были рассмотрены в заочном порядке, ответчики на них не явились.
— Прокуратурой совместно с ГБУ «Пригородное лесничество» была совершена выездная проверка, в ходе которой выявлены грубые нарушения требования Конституции РФ и Лесного кодекса со стороны физлиц, — отчиталась на заседании перед судом заместитель прокурора Лаишевского района Миляуша Васильева. — На участке, находящемся на землях лесного фонда, была возведена постройка площадью 72 квадратных метра, принадлежащая Залялиеву.
— Данное строение было указано в проекте освоения леса? — обратилась судья Лилия Сибатова к представителю «Пригородного лесничества».
— Да, — последовал ответ.
— Оно находится за пределами арендованной территории?
— Да. Исковое заявление прокурора Лаишевского района поддерживаю полностью.
После уточнения нескольких деталей судья удалилась в совещательную комнату. Вернувшись, она в нескольких предложениях зачитала приговор. Суть его сводилась к тому, что построенная баня является самовольной постройкой, а значит, ответчик должен снести ее своими силами и за свой счет.
«Это будет первая ласточка, —потирает руки прокурор в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» после вынесения решения. — Мы начали готовить материалы по другим эпизодам. Практически все, кто является потерпевшим по уголовному делу Ахмадеевой, либо домом, либо баней, либо забором вышли за пределы 3 гектаров, которые были выделены ДПК «Боровое». По закону все постройки этих потерпевших должны быть снесены».
Третий иск прокуратуры к собственнику дома отдыха «Майами» встретил сопротивление. Владелец здания некто Гилязетдинов ответил встречным иском, в котором оспорил утверждение прокуратуры, что его участок выходит за рамки арендованного ДПК. Однако 18 декабря Лаишевский суд отказал ему в удовлетворении требований. Ожидается, что на следующем заседании будет решена судьба и этого здания. Стоит отметить, что собственник участка, на котором была построена база отдыха площадью 212 кв. м, был пионером освоения ДПК «Боровое». В 2004 году на этом месте было построено первое здание кооператива, дав старт гонке по вытеснению лесного массива коттеджами.
НЕЗАКОННЫЕ УЧАСТКИ ПРОДАВАЛИ ПО ДВА РАЗА?
Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на территории ДПК «Боровое». Территория кооператива находится вдали от оживленных трасс, тишину леса нарушает только осторожный стук дятла и мягкий шум сосновых веток. Все дома здесь построены, что называется, на века. На окраине кооператива, в окружении прямых стволов стоит серая коробка без окон — незаконченный дом Сафиной, обнесенный забором. Интересно, что один из членов кооператива Руслан Нурмухаметов рассказывает, что и этот дом, и два соседних, возведены на его земле. Это стало возможно, поскольку Ахмадеева, по его словам, совершала двойные продажи, в частности, его участок по частям был повторно продан другим покупателям.
«Строительство дома на моем участке началось в 2014 году, — махнул на серое здание Сафиной Нурмухаметов. — Однако когда я подал иск о сносе, ответчик представил в суде все так, будто дом у него имеется с 2010 года. Поддельное свидетельство о собственности оформил Филиппов, а ответчик предоставил сомнительную справку от пригородного лесхоза о том, что якобы был ураган, из-за которого дом был снесен до уровня свай, и теперь заново восстанавливается».
Суд в иске Нурмухаметову отказал. Еще один дом на его земле появился напротив дома Сафиной, на участке №68, права на который заявила Шакирова. Это строительство также стало предметом судебного разбирательства, и вновь неудачно. Рядом с ним еще одно здание на участке №64, по этому объекту Нурмухаметов иск в суд пока не подавал.
«Все это — территория моего участка, — обвел рукой Нурмухаметов три строения. — Получается, Ахмадеева мне сначала продала несколько участков общей площадью в 1 гектар за 23,5 миллиона рублей. А потом еще раз их продала, переоформив в Регпалате документы. У меня больше права собственности на эти участки нет».
«КТО ЧЕРЕЗ 49 ЛЕТ ДОБРОВОЛЬНО СОГЛАСИТСЯ СНОСИТЬ СВОЙ ДОМ?»
Сотрудник «Пригородного лесничества», который пожелал остаться неназванным, показал корреспонденту «БИЗНЕС Online» кадастровый план ДПК «Боровое».
«Это все земли лесного фонда, — обвел пальцем на схеме лесник арендованную кооперативом территорию. — Пока не представлены в суде результаты кадастровой экспертизы, неясно в действительности, какие еще участки могут выходить за границы арендованной территории».
По убеждению собеседника «БИЗНЕС Online», для собственников результаты упомянутой экспертизы носят важнейший характер, поскольку ее результаты дадут однозначный ответ на вопрос, чьи земельные участки выходят за границы 3 га, а значит, какие постройки подлежат первоочередному сносу. Впрочем, незаконными, по мнению лесника, можно признать практически все строения в ДПК «Боровое».
«Когда передавали участок в аренду, здесь везде был лес, — махнул рукой на элитные домики наш собеседник. — Потом с 2002 по 2008 год велось активное строительство. Первые собственники их перепродали, и сейчас точные границы установить сложно».
По словам сотрудника лесничества, именно вслед за ДПК «Боровое» практика застройки арендованных у минлесхоза земель стала применяться в других кооперативах Лаишево. Всего на подконтрольной «Пригородному лесничеству» территории находится 350 баз отдыха, включая ДПК «Боровое» — от Казани до «Новой поляны». На протяжении 30 км по Волге. На этих базах построено около 6,6 тыс. домов, около 3 тыс. из них — капитальные строения.
«Эта земля находится в федеральной собственности, и на ней возможны только временные постройки, — несколько раз повторил лесник. — Строят же здесь, на арендованной территории, капитальные дома. Срок аренды у всех 49 лет. Кто через 49 лет добровольно согласится сносить свой дом? Поэтому мы и подаем иски в суд. В прошлом году было 56 исков о сносе капитальных построек на территории лесничества, в этом году еще 52 иска. 32 исполнительных листа судебными приставами исполнены, временные постройки снесены. Еще 28 решений суда находится на стадии исполнения».
Вместе с тем до вмешательства прокуратуры большими успехами похвастаться лесничеству и минлесхозу не приходилось: под топор лесников попадали только временные постройки — заборы, сараи или бани. Со вмешательством ведомства Илдуса Нафикова щепки от самовольно возведенных зданий полетели куда более крупные.
РОСИМУЩЕСТВО: К НАМ ПОСТУПИЛА ИНФОРМАЦИЯ О 3,5 ТЫСЯЧАХ НАРУШЕНИЙ
Между тем республиканское управление Росимущества с большим рвением занимается наведением порядка в вопросах восстановления справедливости в установлении водных и наземных границ земельных участков. Отвечая на вопросы читателей на интернет-конференции «БИЗНЕС Online», руководитель ТУ Росимущества в РТ Гульнара Сергеева приоткрыла взгляд со стороны ведомства на эти проблемы.
«От «Рослесинфорга» (ФГУП, которое проводит кадастровые работы — прим. ред.) к нам поступила информация о 3,5 тысячах нарушений. Это могут быть и кадастровые, технические ошибки, это могут быть и те участки, которые необоснованно заняты. То есть они проводят кадастровые работы и обнаруживают, что там смещены границы и находятся чьи-то объекты, либо земельный участок наложен на лесной», — отметила Сергеева.
Гульнара Сергеева |
По каждому из 3,5 тыс. случаев, по ее словам, лесничество и министерство лесного хозяйства РТ должны сформировать пакет документов для обращения в суд. «Должен быть составлен акт о нарушениях, должно быть указано, кто занял этот участок, есть там дом или нет, ставить нам вопрос о сносе дома или нет. Должна быть землеустроительная экспертиза, справка о нанесенном ущербе. И так по каждому участку при проведении инвентаризации, которая сейчас как раз идет», — говорит Сергеева.
По ее словам, решение об инвентаризации было принято на совещании у президента РТ Рустама Минниханова в марте этого года, и уже есть первые результаты: «Порядка 47 исков у нас подготовлено, из них 25 исков находятся в судах на рассмотрении. По 16 искам наши требования удовлетворены. Изъяты 4 участка в поселке Нагорном, 9 участков по ООО «Вумн» на территории Заинского лесничества и 2 участка по Приволжскому району в поселке Кояшлы, где мы выступили совместно с исполкомом Казани. По двум участкам в Бугульминском лесничестве отменено постановление главы по предоставлению в аренду. Такая работа будет вестись, потому что по мере того, как будут проводиться кадастровые работы, эти факты будут выявляться».
Впрочем, дойдет ли очередь до «дворцов» по-настоящему крупных бизнесменов и чиновников, а не коттеджей средней руки предпринимателей, покажет время. По крайней мере, прецеденты теперь есть и в Боровом Матюшино.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 127
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.