Риэлторы волнуются. Возбуждаются, можно сказать. Как там у Черномырдина? "Сейчас там что-то много стало таких желающих все что-то возбуждать. Все у них возбуждается там. Вдруг тоже проснулись. Возбудились. Пусть возбуждаются. Что касается кредитов — то понимаете, что касается кредитов и механизмов распределения — о чем они здесь? Где? Почему? Что и как они могут знать?"

Действительно: где? Почему? Что и как они могут знать? Возбуждаться и волноваться надо было начинать не позже 2007 года, когда умные люди уже поняли, что начинается Большой Кризис и надо предпринимать срочные меры — ну, например, закрывать риэлторские конторы и заниматься чем-нибудь другим.

Но, поскольку они не закрылись и ничего другого, кроме того, что делали, не придумали, то и оказались там, где сейчас находятся. Так что жаловаться некому и не на что. Ну, разве что на ФРС, которая ещё с конца 60-х годов проводит ту самую политику, в результате которой мы все тоже оказались там, где сейчас находимся.

Но риэлторские дела непосредственно нас не интересуют. Это их проблемы. Они становятся нашими не раньше, чем если мы захотим купить или продать квартиру. А вот сознание риэлторского сообщества и вообще сообщества бизнесменов нам интересно, и происходят там очень любопытные вещи.

Предварительное замечание: идею о том, что надо как-то заставить людей извлечь деньги из банков и вложить их в недвижимость, я впервые услышал от Павла Кострикина - строителя Солнечного города. "Деньги у населения есть, — утверждает он. — Поэтому вопрос покупки жилья — это вопрос психологии. Готовы ли люди деньги, которые лежат у них под подушкой, в сейфах, в ячейках, в долларах, в копейках, — потратить на жильё? Пока не готовы, потому что, в частности, ожидают падения цен. Всё просто. Исключительно психология".

Я думаю, что всё далеко не так просто. Но так думают и наши риэлторы, и соответственно этим мыслям и собираются действовать.

И вот тут-то начинается самое интересное.

Во-первых, едва ли не впервые на моей памяти бизнесмены заговорили о том, что PR — это инструмент бизнеса. Я как-то не припомню, чтобы хоть один предприниматель подобные идеи столь ярко высказывал. Да ещё публично. Для наших условий — вообще-то, можно сказать, даже быстро. И двадцати лет не прошло…  До сих пор бизнесмены не поднимались выше понимания того, что "реклама — двигатель торговли". Да и то не все. Многие полагаются исключительно на свои связи. То, что установление связей — это и есть PR, который может проводиться лучше, с большей эффективностью — если знать как, — им в голову не приходит. Нормальное состояние для дикого, первобытного бизнеса, который очень недалеко ушёл от принципа "ты — мне, я — тебе", с которого бизнес начинался в эпоху каменных топоров.

Кстати, наше правительство тоже, похоже, не поднимается выше понимания PR как рекламы, даже хуже — рекламных кампаний. Советское воспитание, что ли, с традиционными авралами советской жизни даёт себя знать? Хотя многие уже этого вроде бы и не застали. А всё равно действуют так, как будто работают на советском заводе, где 80% продукции производится в последние три дня месяца. Показали ролик по EuroNews — и ладно. Галочку поставили, выделенные на рекламу средства освоили. А то, что зритель забудет этот ролик через день, а через неделю не вспомнит, даже если вновь услышит о Татарстане, — это уже не важно: птичка-то в графе стоит!

По дошедшим слухам, когда делегация казанской мэрии ездила недавно в Лондон, оказалось, что советник мэра Лондона по культуре Мунира Мирза — которая занимается, вообще-то, культурной программой будущей лондонской Олимпиады, — не знает о том, что в Казани будет Универсиада! Ей, конечно, по должности полагается такие вещи знать, и незнание это спишем на её личную темноту, — но если она не знает, то что говорить о простых смертных? И с Бауманн Инновейшн полная неясность: ведь их наняли, чтобы оценить инвестиционный климат республики и на основе их изысканий создать PR-стратегию. Но не только PR-стратегии нет, но и хоть каких-то сведений о результатах работы москвичей. Она закончена или как? И с какими результатами? Неизвестно. Ну и зачем было огород городить?..

Поэтому сам факт того, что риэлторы поднялись до понимания PR как инструмента бизнеса и публично об этом заявили, — это просто огромный шаг вперёд, это целый переворот в сознании, революция в мире нашего бизнеса.

Но — "об  чём  думает  биндюжник Беня Крик? Он думает об выпить хорошую стопку водки, об дать  кому-нибудь  по морде, об своих конях — и ничего больше". Бизнес-то наш — дикий, это бизнес каменных топоров, предпринимательство бус и дешёвых стекляшек, которые мы вымениваем у цивилизованных стран на нефть и газ, и потому понимание PR у наших бизнесменов этому уровню бизнеса полностью соответствует. Какую PR-стратегию предложил г‑н Абсалямов - вождь татарстанских риэлторов? А вот какую: обвалить банки, чтобы граждане забрали из них свои сбережения и понесли их риэлторам! О том, что банки тоже могут предпринять кой-какие меры, чтобы этой стратегии противостоять, риэлторы, кажется, не подумали. Ну, те банки, которые попроще, побегут к государству с классическим воплем "Нас предали!" А те, кто поумнее, найдут мастеров "чёрного" PR, которые объяснят им, как в два счёта завалить к чёртовой матери весь рынок жилья и разом угробить риэлторские конторы раз и навсегда.

О том, что произойдёт, если такой сценарий будет реализован, пусть экономисты думают. Нам другое интересно: первая мысль, первое побуждение после мысли о PR и побуждения использовать его как инструмент бизнеса, — это мысль и побуждение о "чёрном" PR. Не формирование общественного мнения, не создание репутации риэлторским конторам, не убеждение граждан в том, что никакой катастрофы не будет, не объяснение и разъяснение, какие меры предпринимаются, чтобы справиться с кризисом и что произойдёт вследствие этого с рынком жилья, — а удар по "врагу". "Ковырнуть банки", "правильно подключив СМИ", которые "у нас покупные, как известно",  "дать проплаченный сюжет о том, что может произойти обвал валют, а дальше сарафанное радио всё разнесёт", чтобы граждане стремглав помчались забирать свои сбережения и вкладывать их в риэлторов, — это самый что ни на есть "чёрный" PR, такой чёрный, что прямиком ведёт к уголовной статье. Это целый "Чёрный квадрат" Малевича, бездонный провал культуры, врата в ад.

Но это заявление характеризует не столько сознание риэлторов и лично г-на Абсалямова, сколько российский бизнес. Вы думаете, большинство бизнесменов думает иначе? Как бы не так. Просто они сдержаннее. "Деньги любят тишину". Но предложите им эффективную и безопасную PR-операцию чернейшего цвета, — и они с радостью на это пойдут. Потому что почти весь наш бизнес — это обман, на обмане сидящий и обманом погоняющий. Вроде и костюм на нём от Armani или Boss’а, и часы за 50 штук зелёных, и авто соответствующее, а начнёшь говорить — ну дикарь дикарём, только недавно с дерева слез, ещё листья с себя не успел обчистить. Соответственно, и весь маркетинг с PR и рекламой — такая же обманка, фальшивый бриллиант, стеклянные бусы для дикаря.

Однако же первый-то шаг сделан. PR публично признан инструментом бизнеса, приносящим прибыль, и даже было сказано, что "это затратное дело, в котором должны участвовать все". Затратное, факт. Прибыль вообще  требует расходов. Даже вор, забирающийся в квартиру, сначала должен купить какие-то воровские инструменты и их освоить.

Так что одной ногой в цивилизацию шагнули. Ну, вляпались в лужу, конечно. Так что теперь надо сделать второй шаг, из лужи: осознать место, которое занимает наш бизнес в цивилизованном мире, и сделать выводы.

28.09.09

Владимир Марченко

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.
Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.
Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.
В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.