БЮДЖЕТ НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ ОЖИДАЕТ ТРЕТИЙ СЕКВЕСТР С НАЧАЛА ГОДА. ЭКОНОМИТЬ БУДУТ НА ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРАХ И МЕТОДИЧКАХ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

На ближайшей сессии горсовета бюджет Набережных Челнов будет секвестирован в третий раз с начала года - на этот раз на 200 млн. рублей. В общей сложности автоград лишается уже почти трети своего бюджета – без малого 900 млн. из 3,39 млрд., запланированных на этот год. В своем июльском интервью "БИЗНЕС Online" мэр города Ильдар Халиков охарактеризовал ситуацию с бюджетом как "катастрофическую", ожидая, что дефицит составит 500 млн. Однако, уже в начале октября ситуация оказалась гораздо хуже, чем ожидали власти автограда.

"ВСЕ ДО КОПЕЙКИ ПОДСЧИТАЛИ"

Как сообщила вчера депутатам горсовета, собравшимся на совместное заседание двух комиссий (по делам молодежи и здравоохранения), начальник управления финансов исполкома автограда Брилиант Ризатдинова, исполком предлагает сократить прогноз поступления НДФЛ на 180 млн. рублей, ЕНВД – на 20 млн. рублей. Следовательно, расходная часть бюджета автограда похудеет на такую же сумму. Самые ощутимые потери будут для сферы образования – 116 млн. рублей.

– Сокращение финансирования не будет касаться вопросов организации учебного процесса, выдачи заработной платы. Но выделение средств по вопросам, касающимся капитального ремонта зданий бюджетных учреждений, содержания дорог и подобных им будут оптимизированы. На финансировании остаются только жизненно важные статьи, – заверила Ризатдинова.

Сэкономить 53,5 млн. рублей позволит переключение бюджетных учреждений, находящихся в старой части Набережных Челнов, с котельных предприятия тепловых сетей на ТЭЦ, у которой тарифы на тепло в два раза ниже. 200 тыс. рублей принесет отказ от закупки методической литературы, 2 млн. рублей выгадают на услугах связи, 17 млн. рублей – на содержании имущества, 1 млн. рублей – приобретении хозтоваров и так далее.

– Состояние бюджета остается сложным, – продолжила начальник финуправления. – У бюджета города имеется свыше 500 млн. кредиторской задолженности. До конца года нам придется еще раз вернуться к вопросу секвестирования бюджета. Наши подсчеты показывают, что только по налогу на доходы физических лиц городской бюджет по итогам года потеряет 621 млн. рублей, а всего мы не досчитаемся 872 млн. рублей из утвержденного на этот год бюджета в сумме 3,39 млрд. рублей, – сказала Ризатдинова.

По ее словам, специалисты финуправления "проработали со всеми бюджетообразующими предприятиями" и все до копейки посчитали. За последние три месяца 2009 года в бюджет автограда поступит около 640 млн. рублей, а секвестировать придется 872 млн. рублей. Потери бюджета только по НДФЛ составят 621 млн. рублей. Из-за сокращения рабочей недели – 71 млн. рублей, по КАМАЗу – 214 млн. рублей, из-за снижения фонда оплаты труда на предприятиях – 268 млн. рублей, остальное – из-за увеличения сумм возврата НДФЛ населению.

Как следует из выступления Ризатдиновой, проблема автограда не только в недостаточном поступлении налогов, но и в долгах в полмиллиарда рублей. Размеры финансовой дыры растут, и нет никаких признаков, что этот процесс будет сбавлять обороты. Основной источник доходов бюджета города, КАМАЗ, на днях получил от минобороны РФ - одного из своих основных покупателей - письмо о том, что закупать грузовики в 2010 году у челнинского автогиганта если и будут, то в гораздо меньших объемах. Следовательно, у него не будет доходов, и, соответственно, поступлений в местный бюджет.  Круг замыкается и пока не видно способа, с помощью которого можно было бы его разорвать.

"ДРУГОГО ВЫХОДА НЕТ"

Эксперты «БИЗНЕС Online» несколько разошлись во взглядах на сложившуюся ситуацию.

Владимир Нитенко – генеральный директор компании "Форт-Диалог", член комиссии горсовета по бюджетной политике:

– Если сокращается доходная база бюджета города, у нас, собственно говоря, нет другого выхода, кроме как уменьшать расходы. Эта неприятная процедура, но не смертельная. Я разговаривал на эту тему с мэром города Ильдаром Шафкатовичем, он оценивает ситуацию так, как будто бы мы вернулись примерно в 2005 год. Не самый плохой год был, во всяком случае, не 1998-й. Неприятность заключается в том, что мы привыкли к ежегодному улучшению ситуации, а сейчас оказались в новой экономической реальности, которая вынуждает нас откатываться назад. Но это неизбежно. Если у тебя вчера было в кармане 200 рублей, а сегодня стало 100, то ты волей-неволей тратишь 100 рублей.

"ДЕНЬГИ ЕСТЬ, НО УХОДЯТ НЕ ТУДА, КУДА НАДО"

Владимир Иванов – генеральный директор ТД "Апельсин":

– Бюджет будут секвестировать и в четвертый, и в пятый и в десятый раз, пока вся Россия будет сидеть на нефтяной игле. А газ, к слову, мы сейчас уже вообще в убыток себе продаем. Потому что принято политическое, а не экономическое решение о закупке газа по бешеным ценам у туркменов, узбеков и казахов и продаже затем в Европу в два раза дешевле. Это, во-первых.

Во-вторых, пока на одного работающего будет три проверяющих, госслужащих и подобных им, никто активность проявлять не будет, новых предпринимателей не появится. Потому что сегодня ни у одного предпринимателя нет уверенности, что его завтра не арестуют, не закроют, не ликвидируют, не перекроют кредит. А как увеличится налоговая база, если количество предпринимателей в целом по стране и в частности в  Челнах уменьшается?

В-третьих, на самом деле деньги у бюджета есть, но тратятся они неэффективно. Вот чтобы вам ответить, я сейчас остановился на проспекте Беляева (разговор шел по мобильному телефону – ред.). Передо мной большущая яма на дороге. Две недели назад она была совсем маленькой. Если спросить, почему не заделывают, скажут, что денег нет. Вот скажите мне, кому нужны цветочники на центральных проспектах города при таких дорогах? А ведь их содержание обходится очень дорого! Рядом с красивыми цветами у нас битые бордюры, лысый газон или же он весь в сорняках. Все это называется пустая трата денег. Пока мы не научимся экономно и эффективно тратить бюджетные деньги, пока не сократим количество чиновников, их автомобилей, водителей, секретарей, евроремонтов в кабинетах, у нас будет секвестр за секвестром.

А зарплата бюджетников так и останется мизерной, и все будут брать взятки у простого народа, то есть опять все ляжет на плечи простого гражданина. Он один раз налоги уже заплатил, как работник, как предприниматель или владелец автотранспорта, но вынужден платить еще раз за лечение, обучение детей и так далее. К слову, на 100 процентов уверен, что повышение транспортного налога в Татарстане никак не отразится на состоянии наших дорог! В то же время, за наши нефтедоллары можно построить такие же дороги, как в Норвегии и арабских странах. Но эти нефтедоллары идут, повторяюсь, совсем не туда, куда надо.

Равиль Сабиров