"ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "АК БАРС" ПОКУПАЕТ СРАЗУ ПЯТЬ НОВЫХ КАНАДСКИХ САМОЛЕТОВ ДЛЯ БУГУЛЬМЫ. ДЕНЬГИ ЗАНИМАЕТ БАНК ШОТЛАНДИИ

Дежавю в авиационной отрасли Татарстана: мы снова покупаем канадские самолеты Bombardier. Три года назад небезызвестный "НУР-1" купил для авиакомпании "Татарстан" шесть лайнеров этой марки, не сертифицированных для полетов в России - с этого и начался закат данной империи. И вот сразу пять самолетов СRJ-200 покупаются для ОАО "Бугульминское авиапредприятие" (БАП), входящего в могущественную "Холдинговую компанию "АК БАРС". Зачем Бугульме канадские лайнеры, каждый из которых стоит по 300 млн. рублей, разбирался корреспондент газеты «БИЗНЕС Online» вместе с экспертами отрасли.

BOMBARDIER ВЕРНЕТ ПАССАЖИРОВ В БУГУЛЬМУ?

По данным БИЗНЕС Online, полученным из источника, близкого к холдингу "АК БАРС", Бугульминское авиапредприятие готовится к покупке пяти новых самолетов СRJ-200 регионального класса, производимых канадской компанией Bombardier. Директор Бугульминского авиапредприятия Петр Трубаев (в прошлом – директор международного аэропорта "Казань") подтвердил БИЗНЕС Online эту информацию, но отказался комментировать сделку до подписания договора. Мы заглянули в отчеты Бугульминского авиапредприятия за 2008 год и обнаружили, что уже там говорится о планах по покупке самолетов СRJ-200 (правда, не пяти, а шести - планы, видимо, были скорректированы кризисом). "Это позволит улучшить качество обслуживания пассажиров, сделать полет более комфортабельным и вернуть пассажиров, которые ушли от нас в аэропорты "Бегишево" (Нижнекамск) и "Курумоч" (Самарская область)", - говорится в отчете.

Планы компании в связи с покупкой Bombardier выглядят очень амбициозно. Руководство БАП ставит перед собой задачу получить в 2009 и 2010 годах прибыль в размере 139 и 191 млн. рублей соответственно. Для сравнения: по итогам 2008 года компания получила прибыль в 5,6 млн. рублей. Авиапредприятие активно готовится к поступлению самолетов - производится обучение летного и инженерно-технического составов.

Сумма ожидаемой сделки по покупке самолетов неизвестна. Однако, судя по данным о стоимости этих самолетов на авиационных сайтах, каждый из них обойдется примерно в 300 млн. рублей. По данным источника БИЗНЕС Online, профинансировать покупку взялся Bank of Scotland – видимо, это партнеры канадцев.

ДО ЧЕГО ПОКУПКА BOBMARDIER ДОВЕЛА "НУР"

Самолеты канадской марки Bombardier стали широко известны в Татарстане благодаря скандалу, связанному с покупкой три года назад бывшим владельцем авиакомпании "Татарстан" - компанией "Нур-1" - шести самолетов CRJ-900 за $140 млн. Впоследствии воздушные суда пришлось сдать в аренду за границу в связи с тем, что у них не оказалось российской сертификации – как выяснилось, покупатели об этом просто не подумали…

Эксперты считают, что именно этот инцидент стал началом заката звезды владельца холдинга "Нур" Маннафа Сагдиева – именно в тот момент началось охлаждение его отношений с кабмином РТ. Напомним, что, убедившись в неспособности "Нур-авиа" наладить работу в казанском аэропорту, правительство жестко потребовало вернуть акции авиакомпании в госсобственность. Что и было сделано через суды.

Похоже, что "Нуру" так и не удалось пристроить самолеты – недавно на одном из казанских форумов в Интернете появилась информация о том, что Маннаф Сагдиев предпринимает попытки продать самолеты в одной из арабских стран. Что неудивительно – у "Нура" сложилась настолько катастрофическая ситуация с долгами, что и эта сделка могла бы принести какую-то передышку.

Надо отдать должное "Холдинговой компания "АК БАРС", она не повторяет самых грубых ошибок Сагдиева. СRJ-200 – это 50-местный региональный самолет с дальностью полета более 3 тыс. километров. Он сертифицирован в России, так что проблем с полетами возникнуть вроде бы не должно…

СТРОГИЙ САМОЛЕТ

Однако сделка, заключаемая в самый разгар кризиса, да еще в интересах провинциальной авиакомпании из небольшой Бугульмы, не может не вызывать множества вопросов. Тем более перед глазами вызывающий споры опыт обновления иностранными воздушными судами парка авиакомпании "Татарстан". И данные Росавиации о том, что падение пассажирских перевозок с начала года составило 15,3%. Реально ли в такой ситуации окупить затраты?

В минтрансе РТ настроены оптимистично.

- Мы оцениваем деятельность Бугульминской авиакомпании как очень эффективную. Приобретение самолетов СRJ – решение менеджмента необычайно удачное с точки зрения компоновки маршрутной сети, дальности полетов, себестоимости перевозки, государственной пошлины, - такую оценку предстоящей сделке дал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Александр Тыгин с разговоре с корреспондентом БИЗНЕС Online. - Ни для кого не секрет, во сколько нам обошлись те пять Боингов авиакомпании "Татарстан". СRJ-200 в отличие от них не облагаются пошлиной, поскольку могут перевозить до 50 человек,

По словам Тыгина, анализ деятельность аэропортов показал, что на сегодня самый востребованный сегмент – это региональные перевозки.

- Условно говоря, если билет будет стоить одну тысячу рублей, а лететь нужно на 600-700 километров, человек всегда воспользуется авиационной перевозкой, - считает чиновник.

Правда, один из ключевых участников неудачной сделки с покупкой CRJ-900 (экс-директор авиакомпании "Татарстан", а ныне руководитель Казанского авиапредприятия) Магомет Закаржаев высказался по поводу покупки новых Bombardier без особого восторга. В беседе с корреспондентом БИЗНЕС Online он вспомнил, что у авиакомпании "Татарстан" были мысли и даже готовый бизнес-план по замене CRJ-900 на 200-е, однако планы были отменены после прихода болгарских инвесторов.

Закаржаев отметил, что CRJ – самолет, который не позволяет излишеств ни в обслуживании, ни в пилотировании:

- Бизнес на такого рода самолетах невысокорентабельный, потому что мало пассажирских мест. Те же два пилота везут 50 человек, что на Боинге – 400 человек, а зарплата примерно одинаковая. Чтобы самолет был рентабельным, он почти всегда должен набирать эти 50 человек. А я сомневаюсь, что он, летая из Бугульмы, всегда будет набирать такое количество пассажиров.

Закаржаев вспомнил опыт авиакомпании "РусЛайн", которая попробовала осуществлять перевозки на самолетах CRJ, но затем отказалась от их эксплуатации. В то же время, по словам нашего эксперта, аналогичный опыт в Беларуси оказался успешным.

- Есть два момента, которые могут стать серьезным тормозом – экономическая эффективность (должен быть проведен четкий маркетинг, иначе очень быстро можно получить убытки) и очень сложная эксплуатация. Самолет "строгий" – он не позволяет излишеств ни в обслуживании, ни в пилотировании, - подвел итог Закаржаев.

Председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев предпочитает ставить вопрос шире – об аэропорте в Бугульме как таковом.

Своим невеселым прогнозом он поделился на недавней коллегии минтранса РТ. По его словам, три аэропорта в республике – это "многовато":

- Бугульминский аэропорт, может быть, и имеет шанс выжить, если ему удастся создать такой бизнес-проект, благодаря которому в аэропорт будут стянуты пассажиропотоки со всех близлежащих регионов. Если мы сумеем предложить конкурентоспособный вариант по доставке пассажиров вплоть до Тольятти. А если он будет полуведомственным аэропортом, мы будем его дотировать сколько можно… Ну, не выживет он.

Наталья Голобурдова

Справка

Бугульминское авиапредприятие образовано в 1953 году. В его состав входит аэропорт и авиакомпания в Бугульме. Предприятие владеет собственным парком самолетов типа ЯК-40. Предприятие располагает ангарным комплексом для обслуживания воздушных судов.

Бугульминский аэропорт способен принимать авиалайнеры массой до 47 тонн. Протяженность искусственной взлетно-посадочной полосы 2000 × 40 м.

Предприятия осуществляет авиаперевозки на регулярных рейсах: "Бугульма — Москва (Домодедово) — Бугульма", "Бугульма — Нижневартовск — Бугульма", "Бугульма — Ульяновск — Сочи — Ульяновск — Бугульма", "Бугульма — Пенза — Сочи — Пенза — Бугульма", "Пенза — Москва (Домодедово) — Пенза", а также чартерные рейсы и грузовые перевозки.