НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ НАЧИНАЕТСЯ КОНСОЛИДАЦИЯ

В ближайшее время на российском и татарстанском рынке бытовой техники и электроники могут произойти кардинальные изменения. Все зависит от успеха сделки по приобретению 49% розничной сети "Техносилы" чешской PPF Group. Если финансовой группе, которая уже контролирует Эльдорадо, удастся получить контроль над третьим по величине участником рынка бытовой техники, то в стране появится безусловный лидер. В Татарстане он будет контролировать примерно 35 - 40% рынка. «БИЗНЕС Online» публикует свою версию будущих изменений.

КОГДА ФИНАНСИСТЫ СТАНОВЯТСЯ ТОРГОВЦАМИ

На днях стало известно, что чешская финансовая группа PPF Group (объединяет банк Home Credit (100%), страховую компанию Generali PPF Holding (49%) и Номос-банк (29,99%) начала переговоры о выкупе 49% акций третьего по величине российского ритэйлера бытовой техники - сети "Техносила". Речь идет о пакете ООО "Техносила" (оператор розничной сети), который в качестве обеспечения под трехлетний кредит на $161 млн. был передан МДМ-банку. По данным газеты "Коммерсантъ", сделка может состояться только в случае, если долг ритейлера в $161 млн. будет продан чехам с дисконтом.

Дополнительную интригу переговорам придает тот факт, что PPF Group уже контролирует крупнейшую розничную сеть бытовой электроники "Эльдорадо", которую группа получила в счет ее долгов в размере $300 млн. Недавно, в сентябре завершилось передача основателем сети Игорем Яковлевым чехам контрольного пакета.

БОЛЬШАЯ ЧЕТВЕРКА

 В целом сегодня эксперты оценивают положение российских ритэйлеров бытовой техники как незавидное. Розница, которая агрессивно развивалась на заемные средства банков, сегодня испытывает острый дефицит средств и имеет огромные долги. Кризис стал невольным катализатором процесса консолидации розничного рынка быттехники и электроники. В этом смысле российский рынок становится ближе к западной модели. Число крупных игроков на национальных рынках Европы и США, как правило, не превышает двух-трех компаний. Так, к примеру, рынок бытовой техники США и Канады контролирует Best Buy (21% рынка) и всеядный Wal-Mart, а на части европейских рынков первую скрипку играет немецкий MediaMarkt.

 Прежде в российской сетевой торговле существовало понятие "большой четверки" российских бытовиков, в которую входили Эльдорадо, М.Видео, Техносила и Мир. Сегодня из всех четырех неплохо чувствует только М.Видео. Ее собственникам удалось в конце 2007 года провести IPO и войти в кризис с минимальной долговой нагрузкой. К тому она является единственной крупной компанией, которая занимает сегмент "премиум". В этом году компании даже удалось избавиться от обидного звания "вечно второй", обогнав своего вечного конкурента Эльдорадо по объему выручки. Так, в первом полугодии 2009 года если выручка М.Видео составила 38,4 млрд. рублей, то у Эльдорадо она была в районе 37,8 млр рублей.

 Что касается, компании "Мир" за период кризиса число ее магазинов сократилось с 72 до 56. В том числе были закрыты 4 магазина в Татарстане. По сообщению федеральных СМИ, ситуация в компании продолжает ухудшаться. Так, в Арбитражном суде Москвы оптовое подразделения Мира - компания ООО "Мовитрэйд" обратилась с иском о своем банкротстве.

ТАТАРСТАН КАК ЗЕРКАЛО МИРА

 В качестве одной из иллюстраций к происходящему на российском рынке бытовой техники можно привести пример Татарстана, где также идет консолидация рынка. С середины 2000-х годов татарстанский рынок быттехники относился к числу высококонкурентным, где прочные позиции занимали как федералы (Эльдорадо, М.Видео, Мир), так и местные компании (DOMO, Александр Лтд). В 2006 году, когда казанский рынок набирал все большие обороты, появился первый аутсайдер. Из города ушла небольшая федеральная сеть "Электрофлот". Ей удалось продержаться в столице РТ всего три года.

 В 2006 году о своем выходе в РТ объявила Техносила. Она заявляла о своем намерении занять порядка 35 % рынка и по количеству торговых площадей выйти на второе место. Сегодня Техносила представлена в республике 4 магазинами в Казани. До кризиса эксперты оценивали долю Техносилы в столице республики в 21%. Но сейчас, судя по снижению ассортимента, она, скорее всего, гораздо ниже. До последнего времени также действовали магазины сети в Набережных Челнах и Нижнекамске. В результате кризиса была скорректирована франчайзинговая программа комании. Так, в сентябре 2008 года в Чистополе закрылся работавший по франшизе супермаркет Техносилы.

 Разразившийся кризис привел к тому, что вместе с федеральным игроком Мир о своем уходе заявили и ряд местных розничных операторов. В марте 2009 года о ликвидации сети объявил набережночелнинский Элекам. Также этим летом закрылась большая часть магазинов местной сети "Александр ЛТД".

 По оценкам экспертов, в результате кризиса на казанском рынке продаж бытовой техники и электроники больше всех выиграла компания "М.Видео", заняв долю в 26%. Доля рынка DOMO оценивается в 20% и у Эльдорадо чуть меньше – 15%.

На расстановку сил может существенно повлиять новый сильный игрок: к концу 2010 года на рынок бытовой техники Казани должен выйти новый игрок - немецкая сеть Media Markt. Она намерена открыть два магазина – в ТЦ "Детский мир" и ТЦ "Южный" и планирует занять до 10-15% казанского рынка.

КОГДА ТЕХНОСИЛА СМЕНИТ ВЫВЕСКИ?

 Как известно, Эльдорадо и Техносила работают в одном формате магазинов эконом-класса (хотя основатели Техносилы братья Зайцевы предпочитают называть свои магазины масс-маркетами). Эксперименты обеих компаний по выходу в сегмент "премиум" успехом не увенчались. Так, Эльдорадо отказалось от развития магазинов ЭТО, работавших в дорогом сегменте. Поэтому оба игрока сосредоточились на привычном недорогом сегменте.

 Сегодня эксперты сходятся во мнении, что более прочные позиции в России занимает Эльдорадо (около 770 собственных магазинов бытовой техники в России и на Украине, также развивает торговую сеть "Сулпак" в Казахстане), которая контролирует 25,2% российского рынка бытовой техники. Доля Техносилы на рынке зафиксировалась в районе 15-18% и на конец 2008 года компания объединяла 242 собственных и франчайзинговых магазина с годовой выручкой $1,9 млрд.

 Таким образом, в случае сделки с МДМ-банком под контролем чешской финансовой группы окажутся две сети бытовой техники, работающие в одной нише и занимающие вместе 40 - 45% рынка. Как показывает мировой и российский опыт ритэйла, развивать параллельно несколько конкурирующих друг с другом брэндов не под силу ни одному инвестору. Поэтому в случае завершения сделки новому собственнику предстоит определиться, какую именно из сетей он будет развивать. И, скорее всего, выбор будет сделан в пользу более раскрученного брэнда "Эльдорадо".

КОМУ ВЫГОДНО?

 Не исключено, что PPF Group действует в интересах одной из международных сетей (все-таки конек основателя чешской группы Петера Кельнера - потребительское кредитование и розничный банкинг, а не торговые сети) или консолидирует розничные активы для дальнейшей перепродажи.

 Среди тех, кого могут заинтересовать активы PPF Group –немецкий MediaMarkt (вышел на российский рынок в 2006 году и владеет 15 магазинами в РФ), британский DSG International (в 2005 году заключил опцион на выкуп Эльдорадо, но затем расторг). Также стало известно, что в конце 2008 года свои торговые марки в России зарегистрировали американские Best Buy и Wal-Mart. Даже в кризис иностранцам остается интересен российский рынок, который, несмотря на 20-30% падение, оценивается в $15 - 25 млрд.

Арслан Минвалеев