КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ В РОССИИ НАДЕЕТСЯ ПОПРАВИТЬ СВОИ ДЕЛА ЧЕРЕЗ ТРИ МЕСЯЦА

Общероссийская общественная организация "ОПОРА РОССИИ" совместно с консалтинговой компанией Бауман Инновейшн (той самой, что разрабатывает стратегию управления имиджем Татарстана) подвели итоги сентябрьского мониторинга, который был посвящен изучению влияния финансового кризиса на деятельность малого и среднего бизнеса (МСБ) в стране. Как показал мониторинг, серьезными проблемами для российских предпринимателей – с начала года и по настоящее время – остаются высокие налоговые ставки, ужесточение конкуренции и низкая доступность персонала требуемой квалификации. Куда меньше волнуют неплатежи покупателей и ужесточение условий поставщиков.

Первый вице-премьер России Игорь Шувалов в конце августа, перед началом осени, которую многие экономисты и эксперты ждали с опаской, оптимистично заявил, что видит возобновление роста экономики России. Шувалов сказал: "Пошел рост. Мы посмотрим, насколько устойчивый рост. Надо хотя бы в течение трех месяцев этот рост наблюдать"...

Цифра "три", судя по итогам мониторинга, оказалась магической. Она "малым" российским бизнесменам и запомнилась. Во всяком случае, именно каждый третий предприниматель ожидает в ближайшие именно три месяца улучшения состояния своего бизнеса. В марте такой оптимизм проявляли только 20%, лишь каждый пятый бизнесмен.

На сегодняшний день, по мнению 300 опрошенных предпринимателей из 30 регионов России (включая Татарстан), административное давление, в том числе со стороны правоохранительных органов, сократилось в полтора раза. Это, безусловно, результат пристального внимания к проблемам малого и среднего бизнеса со стороны и правительства, и президента России. Как известно, Дмитрий Медведев по итогам прошедшего в Звенигороде августовского совещания по МСБ, дал целый ряд поручений, призванных снизить административные барьеры для малого и среднего бизнеса.

Однако эти поручения, видимо, как-то не дошли до налоговых органов. Потому что с их стороны серьезно выросло давление на малый и средний бизнес. По всей видимости, это происходит из-за растущих проблем бюджета, в связи с чем налоговые органы ужесточают работу по сбору налогов. Об этой проблеме сообщили примерно 8% респондентов, тогда как в марте было только 2%.

Почти четверть опрошенных – 23% – заявили об увеличении количества рейдерских захватов (в марте было 13%). В кризис это становится серьезной проблемой для МСБ.

Позитивные изменения наметились в сфере заемного финансирования. Так, 15% респондентов отмечают, что привлечь заемные средства стало проще (в марте – 8%).

Значительно увеличился рост конкуренции среди компаний, об этом сообщили сразу 46% опрошенных.
Практически не изменилась ситуация со спросом (треть компаний отмечают низкий уровень спроса на свои товары) и с ценами на продукцию и услуги поставщиков: "достаточно высокими" или "очень высокими" эти цены назвали 30% респондентов, умеренными – две трети  респондентов (в марте было 55%).

Не оправдались ожидания предпринимателей, связанные с изменениями на рынке труда – несмотря на рост безработицы и вроде бы огромный выбор кадров, для половины респондентов по-прежнему большая проблема – найти персонал.

По-прежнему непростой остается ситуация на рынке недвижимости. И если в Казани, например, сегодня предложение существенно превышает спрос, и площади в офисных центрах арендодатели предлагают со скидками до 20%, то во многих российских городах и регионах, как отмечает пятая часть респондентов, все еще сложно найти помещение для бизнеса. Правда, в марте такие трудности испытывали еще большее число компаний – 31%.
Осенью снизился общий объем просроченных платежей, а на первое место вышли долги по зарплате. Задолженности по налогам сохраняются на уровне 35%.

Малый и средний бизнес по-прежнему ждет от правительства России целевых антикризисных мер. По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать кредитование МСБ – так считают 57% респондентов, замораживание тарифов – 49% и налоговые каникулы – 32%.

Елена Чернобровкина

Справка

Проект "ОПОРЫ РОССИИ" и консалтинговой компании Бауман Инновейшн по мониторингу МСБ призван отслеживать изменения, происходящие под влиянием кризиса во внешнем окружении компаний малого и среднего бизнеса и их реакцию на эти изменения. На протяжении 2009 года ежемесячно отвечают на вопросы, касающиеся различных аспектов их деятельности, руководители и/или владельцы 300 малых и средних компаний из разных отраслей в 30 регионах России. В опросе участвуют Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Приморье, Татарстан, Мордовия, Новосибирск, Красноярский край, Астраханская, Волгоградская, Кемеровская, Свердловская области и другие регионы.