ИСКУССТВЕННЫЕ ЕЛКИ НА ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЯХ

На днях вернулась из Парижа – провела там четыре дня. Иногда мне кажется, что этот город я знаю куда лучше, чем Казань. Поверьте, это не снобизм, все легко объяснимо. В Казани хожу ежедневно по почти одинаковым маршрутам: дом – редакция – театр – музей – концертный зал. Ну иногда прибавляется еще парочка мест. А в Париже ежедневно можно «награждать» себя посещением десятков самых разных адресов…

Сегодня это – Люксембургский сад, где сижу на зеленых «бесплатных» стульях, как писала Ахматова, любившая в молодости это место. Потом это может быть аббатство Сен-Жермен де Пре с его магазинами высокой моды. Вечером лучшее для меня место на земле – Монмартр… Ну и так далее.

Париж создан для того, чтобы по нему ходить медленно, открывая для себя то чудный вид на Сену, то необычный фасад дома или просто розы, свешивающиеся с балкона.

В Париже сейчас плюс двенадцать, город уже готовится к Рождеству, о приближении которого сигналят витрины магазинов, искусственные елки на Елисейских полях и праздничные базарчики. Под багровеющими платанами продают жареные каштаны, их запах смешивается с ароматом традиционных французских блинчиков – крепп.

Конечно, описывать Париж и его красоты – немного банально, но как можно удержаться от восторгов в адрес этого города вечного праздника?..

УСПЕХ БЫЛ ОГЛУШИТЕЛЬНЫЙ

В Париж на этот раз я попала не как обычно, когда убегаю просто отдохнуть, пошоппинговать и побыть в одиночестве. Не удивляйтесь. В этот городе действительно лучше всего быть одной – вы и Париж, любой третий будет лишним. Сейчас же в Париж меня привела командировка – надо было отснять сюжеты для татарстанского телевидения о гастролях в столице Франции Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Наша балетная труппа сейчас находится в трехмесячном европейском турне.

В двух полуторатысячных парижских залах наши артисты давали два спектакля. Репертуар выбрали просто-таки полярный – комический балет «Тщетная предосторожность» и выверенное, выстроенное по всем классическим канонам «Лебединое озеро». Сразу скажу, что успех был оглушительный. На «Лебедином» нам с оператором с трудом нашли место на балконе – в зале яблоку негде было упасть. В финале зрители так аплодировали, и у меня было ощущение, что балкон вот-вот рухнет. И это при том, что в Париже около ста театров и театриков – есть куда пойти вечером. Тем не менее, парижане сделали выбор в пользу татарстанского балета.

Почему такой успех на Западе, не случайно ли это? Отнюдь. Наш оперный театр на европейском рынке без чуть-чуть двадцать лет, им занимаются серьезнейшие прокатные фирмы, одна из них, принадлежащая семье Шлоте, например, известна с начала прошлого века. Серьезные импресарио работают только с серьезными труппами. По количеству сыгранных за сезон спектаклей наши опера и балет наступают на пятки Мариинскому театру, оставив где-то сзади Большой театр.

Цены на наши спектакли вполне адекватные западным – чуть более пятидесяти евро. Для примера: билет на спектакль Опера Гарнье или Опера Басти стоит чуть больше ста евро, но это топовые европейские театры! По мнению их интенданта, нельзя делать оперу и балет искусством для кучки людей.

ТУРНЕ КАК БАЛЕТНОЙ, ТАК И ОПЕРНОЙ ТРУПП СОПРОВОЖДАЮТ АНШЛАГИ

Запад перекормлен модерном, это с одной стороны. С другой – сейчас по Европе колесит огромное количество «левых» трупп с громкими названиями. Без декораций, в жалких костюмах они пытаются что-то изобразить, исполняя иногда по 8-10 партий в одном спектакле и еле-еле успевая переодеваться. Казанцы же привозят на Запад спектакли в таком формате, как они идут на стационаре, – с теми же роскошными декорациями, костюмами, с отличным кордебалетом и «звездами» в главных партиях. В Париже в двух балетах, например, блистали лауреаты международных конкурсов Кристина Андреева, Олег Ивенко, Михаил Тимаев и Татьяна Голякова. Вот за это честное отношение к искусству  наших артистов и ценят не только в Татарстане, где невозможно достать билеты на их спектакли, но и на Западе, который, казалось бы, трудно чем-то удивить. Турне как балетной, так и оперной трупп сопровождают хронические аншлаги.

Сейчас организаторам гастролей поступает такое количество заявок на татарстанские балет и оперу, что ответить согласием на все предложения директоров театров просто нереально. Спрос намного опережает предложение. Конечно, это проблема, но проблема приятная, так называемая проблема класса «люкс».

А пока турне продолжается. Впереди у наших артистов и музыкантов Австрия и Швейцария, куда я снова лечу их снимать. Так что, когда вернусь, уступлю вам львиную долю впечатлений. До встречи!

видео Алексея Барыкина

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции