IMG_1820.jpg

«ВСЕ ВЫЙДИТЕ ИЗ ЗАЛА!»

Днем «Собаку» смотрело жюри, а вечером на фестивале был показ этой ленты для публики. Перед татарстанским фильмом в зале развлекательного комплекса «Родина» демонстрировали конкурсную ленту казахстанских кинематографистов «Риэлтер», которая собрала почти полный зал. Но публика, пришедшая целево на «Собаку» и наученная горьким опытом предыдущих фестивалей, еще за полчаса до окончания «Риэлтера» заняла позиции у входа в кинозал.

После окончания казахской ленты зрители не спешили выходить, и службе охраны пришлось неоднократно призывать киноманов зал покинуть. В это время жаждущие увидеть фильм Фарида Давлетшина напирали, и охранники не очень-то любезно теснили зрителей, не особенно церемонясь с аккредитованными журналистами.

Наконец прозвучала команда: «Всем покинуть зал!». Служба безопасности мотивировала это тем, что надо зал проверить, «мало ли что там могли подложить».

Зал проверили очень быстро, естественно, никто ничего не подложил, и людской поток, тесня друг друга, ворвался на показ. В мгновение ока все свободные места были заполнены и даже в проходах невозможно было стоять из-за тесноты. «Старожилы» фестиваля с ностальгией вспоминали времена, когда Казанский международный проходил в «Сувар-плазе», где царит образцовый порядок, вежливый персонал и созданы все условия для зрителей.

Чем в этом году устроители фестиваля мотивировали его проведение в «Родине» - понять трудно.

Перед началом показа к публике вышел Фарид Давлетшин, коротко представил съемочную группу и обрадовал тех, кто на показ фильма все-таки не прорвался: сегодня в 16:40 «Собаку» вновь покажут в третьем зале кинотеатра «Родина». Билеты покупать не нужно, но вот прорветесь ли вы – это сказать трудно.

IMG_1823.jpg

«ТВАРЬ Я ДРОЖАЩАЯ ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ?»

Фабула фильма проста. Благополучный и упакованный кандидат в мэры небольшого городка едет на охоту, где случайно убивает собаку егеря. Переживает, раскаивается, предлагает деньги. Егерь деньги не берет, а кандидата в мэры вырубает ударом по голове, затаскивает в сарай и сажает на цепь. Когда тот приходит в себя, говорит: «Теперь ты моя собака». А дальше следует цепь трагических событий.

О чем фильм? Если лаконично, то основа его – библейская заповедь, она, кстати, звучит в ленте: «Не судите – да не судимы будете. Какой мерой вы отмеряете, такой отмеряют и вам».

Фильм снят на деньги режиссера Фарида Давлетшина, бюджет ленты всего 50 тысяч рублей. Естественно, что без серьезного финансирования нельзя снять хорошее кино, кто считает, что это не так – первым брось в меня камень. Но бывают исключения. «Собака» - это как раз тот самый случай, который не подходит под общие мерки. Житейская история, биографии героев которой можно додумать, перерастает в философский поединок двух абсолютно разных людей, представителей полярных миров. Поединок, в котором нет победителей, но есть надежда на то, что его участники вырвутся из круга своего гипертрофированного эго.

Естественно, что фильме есть просчеты, есть, к чему можно придраться. Например, излишне гламурные пейзажи или, если уж говорить об идеологии, некое сгущение черных красок. Все это есть. Но все это не делает погоду. По сути, нам предлагают притчу о добре и зле, о том, что есть месть и прощение, и до какой границы может позволить себе дойти человек в решении судьбы себе подобных.

В ленте есть бесподобные по качеству проживания (не игры!) эпизоды, иногда вообще без слов, а вообще-то лента строится на диалоге двух персонажей – кандидата в мэры (Рустем Гайнуллин) и егеря (Александр Купцов).

Купцов – находка для фильма, его центр, его нерв. Актер божественной органики, необычайной внутренней силы. Его «зоны молчания» - пособие для учебника по мастерству актера. Похоже, что Фарид Давлетшин отчасти решил его судьбу – если «Собака» прорвется на федеральный экран или ее купит хотя бы один из федеральных каналов, у Александра Купцова не будет отбоя от предложений. Такие артисты на дороге не валяются, а нашему кинематографу нужны новые лица. Купцов – артист казанского ТЮЗа, даже странно, что такой мастер работает в далеко не самом лучшем татарстанском театре.

Увы, партнер Купцова Рустем Гайнуллин – его противоположность. Вот он-то как раз играет, играет, потеряв чувство меры и вкуса и оставаясь неубедительным. И эти разные способы существования партнеров в кадре несколько напрягают зрителя. Пасы Купцова часто остаются без ответа, партнер словно не слышит и не видит его. Почему Фарид Давлетшин остановил свой выбор на этом актере – тайна сия велика есть.

Конечно, предыдущий абзац – это ложка дегтя в огромной бочке меда, которую заслуживает фильм. Лента, которая дала надежду на завтрашний день татарстанского кино. Похоже, что у нас есть шансы отойти от междусобойчика и делать действительно хорошее кино, учтя ошибки. Можете дофантазировать, каким бы мог быть фильм «Собака» при хорошем финансировании.

«ВСЕВЫШНИЙ ОДИН, ЭТО НЕ ОБСУЖДАЕТСЯ»

После того, как в зале зажегся свет и отгремели долгие и искренние аплодисменты, прошло импровизированное обсуждение киноленты. Кто-то из зрителей посетовал: «А почему на фестивале мусульманнского кино вдруг показали фильм, восходящий к христианству?».

Ответил кто-то из зрителей: «А потому что у всех религий нравственная основа одна: любовь, добро и надежда. А Всевышний у нас у всех один – это не обсуждается».

Прозвучали слова о том, что лента «чернушная». Тут уж не выдержал Александр Купцов:

- «Чернуха» - это то, что чернит действительность. Наш фильм заставляет задуматься – имеет ли человек право лишать жизни другое живое существо?

Фарид Давлетшин подвел итог короткой дискуссии: «Мы не Боги и не можем судить других».

Кто- то из зрителей напоследок посоветовал посмотреть этот фильм депутатам и чиновникам, которые ни с кем не считаются и причисляют себя к небожителям.

IMG_1804.jpg

«МЫ МОЖЕМ ПРОИЗВОДИТЬ НАСТОЯЩЕЕ КИНО»

А вот что думают по поводу Собаки» Фарида Давлетшина эксперты нашей газеты.

Юрий Гвоздь, кинооператор, кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ, бывший председатель союза кинематографистов РТ:

- Этот фильм показывает, что в Татарстане можно делать настоящее кино, профессиональное кино. «Собака» сделана на энтузиазме. Но нам нужна киностудия, киноцентр, как хотите его назовите, где будет средоточие финансов и техники. Кино – это бизнес, с этим никто не будет спорить. Создатели «Собаки» молодцы, но как профессионал я понимаю, что ленту можно было сделать лучше, будь у них хорошая техника. Сто лет назад никто не верил, что будет существовать татарский театр, но этот театр есть, он доказал свое право на существование. Так и татарстанское кино. Оно может быть, у нас есть кадры. Единственное, что нужно от наших властей – это волевое решение. Кино – это производство, это бизнес, оно не может быть любительским.

Светлана Колина, искусствовед:

- «Собака» - это притча, и в жанре притчи фильм сделан отлично. И в этой притче поднят важный вопрос: кто мы – люди или звери? Получается, что мы – хуже зверей. Но мы же должны быть лучше! «Собаку» невозможно и не нужно рассматривать как пример реализма в кино, и в этом ее ценность. Ленты с такими художественными достоинствами еще не было в Татарстане.

Итак, эксперты высказались. Теперь дело за жюри. О его решении мы узнаем завтра вечером.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции