Мы уже привыкли к тому, что живем в окружении конфликтных ситуаций. Между собой сталкиваются различные силы – политические партии, общественные движения, формальные и неформальные лидеры. Конфликты раздирают многие офисы, нет мира и во многих семьях… Однако, как неожиданно предупреждает доцент кафедры конфликтологии, заведующий центром медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма КФУ, кандидат социологических наук Олег Маврин, любая форма жизни, лишенная противоречий и конфликтов, – утопия. 

КОНФЛИКТУЮ, ЗНАЧИТ, РАЗВИВАЮСЬ

Общество без конфликтов – ненормально. И сколько бы мы с вами ни выступали сторонниками мира и согласия во всех сферах жизни, приходится признать, что любая форма жизни, лишенная противоречий и конфликтов, – утопия. Ведь конфликты - дополнительный шанс развития, они играют двоякую роль. С одной стороны, конфликт по своей природе негативен, а с другой – весьма позитивен.

В чем плюсы конфликта? Благодаря ему, благодаря столкновению интересов начинает оживляться общественная жизнь. Борьба приводит к возникновению новых качеств и явлений. Минусы же конфликтов в том, что неизвестно, чем вся эта борьба закончится, и как после этого конфликта будут складываться отношения в обществе.

И все-таки мы приходим к выводу, что конфликты, даже если они нам и неприятны, – не что-то противоестественное. Напротив, это нормальное развитие общества и человеческих взаимоотношений. Здоровый организм без этого не живет. Об этом заговорили давным-давно, когда наука о конфликтах только зарождалась. Это случилось в самом начале ХХ века. Конфликтология возникла на стыке ряда гуманитарных наук, также изучавших природу конфликтов.

ЕСЛИ В КОЛЛЕКТИВЕ БУШУЮТ СТРАСТИ

Конфликту в трудовом коллективе предшествует внезапно возникшее напряжение в отношениях между его членами. Это напряжение может нарастать долго, в таком случае конфликт будет медленно тлеть, пока, наконец, не превратится в буйный пожар. А бывает и иначе: напряжение едва обозначилось, как какой-то инцидент спровоцировал бурную реакцию враждующих сторон и их столкновение между собой.

Есть и еще один вариант. Кто-то очень умный и дальновидный ухитряется своевременно снять это напряжение (или порекомендует обратиться к помощи медиатора). Тогда провоцирующего инцидента не будет, и конфликт, едва обозначившись, окажется исчерпанным. Надо заметить, что конфликт легче всего урегулировать именно в самом начале. Если пустить все на самотек, то со временем стороны вообще не станут слушать (и тем более слышать) друг друга – и потому что не смогут, и потому что не захотят. Конфликт обычно подогревается тем, что каждая из сторон уверена, что она права и выиграет в этом конфликте. Однако зачастую противники переоценивают свои силы, и исчерпав свои ресурсы, понимают что ситуация сложилась тупиковая, надо с этим что-то делать, - и тогда им требуется вмешательство третьей нейтральной стороны (судьи, медиатора).

Чаще всего, в таких ситуациях наши сограждане обращаются в суд, ведь многие люди не догадываются, что такая третья сторона, как судья, является более затратной по времени, иногда по деньгам, ну и, конечно же, по принимаемому решению. Судья решает, кто прав, кто виноват в конфликте. Медиатор же организовывает процедуру разрешения конфликта, учитывая интересы всех сторон. За процедуру медиации стороны платят поровну, а если они не приходят к согласию, то вообще ничего не платят. И самое главное: в результате медиативного соглашения все стороны оказываются в выигрыше.

В трудовых коллективах конфликт может играть позитивную роль, активизировать деятельность сотрудников, заставить их шевелиться в том случае, если они поймут, что реально могут лишиться работы или к ним применят какие-то штрафные санкции. В итоге конфликт способствует тому, что организация не загнивает.

То же самое касается и семейных отношений. Многие семейные пары стараются не доводить раздоры до крайностей, своевременно объясниться, снять напряжение. Иногда встряска даже помогает оживить отношения, вновь сблизиться. Семейный конфликт тоже может быть конструктивным. У каждой пары свой рецепт. Если же «скорая помощь» не срабатывает, в бой вступает тяжелая артиллерия – медиаторы. Но случается, и они бессильны, это значит, что отношения между супругами изжили себя.

СТОИТ ЛИ ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ ЛЮДЕЙ–«ПОДЖИГАТЕЛЕЙ» …

Почти в каждом коллективе найдутся конфликтогенные люди, которые и являются очагом возникновения конфликтных ситуаций. Иногда это правдолюбцы, которых не устраивает положение дел в коллективе, не отвечающее их понятиям о справедливости, иногда - творческие личности, которые готовят прорыв в своей отрасли и не хотят мириться с устаревшими приемами. Но чаще всего, это связано с тем, что у таких людей внутриличностный конфликт, которого они не замечают. Некоторые из них в итоге понимают, что следует работать над собой, может быть, при помощи психолога.

Нельзя утверждать, что человек рождается конфликтным. Как правило, на заре жизни он вполне адекватен и добр, это какие-то обстоятельства приводят к возникновению агрессии и раздражительности. Важно найти причину, которая вызывает агрессию. Часто ею бывает недостаток любви и внимания в пору их детства или отрочества. При желании сотрудника можно попытаться провести с ним конфликтологическое консультирование и выяснить, с чем связано конфликтное отношение с коллегами. Если же такие люди винят всех и во всем, но не желают обратить внимания на собственные проблемы и потому остаются очагом раздражения, от  них стремятся избавиться. Для руководителя важно понять, кто является в коллективе «слабым звеном», что зачастую возможно с помощью фасилитации (процесса облегчения взаимодействия внутри группы для раскрытия ее потенциала).

Случаются и вовсе безнадежные люди, которые живут во вражде со всем миром. Чаще всего, у них проблемы с психикой. И это уже поле деятельности для психиатра. Конфликтологи-медиаторы не работают с людьми, у которых имеются проблемы с психическим здоровьем. К нам в Центр как-то обращалась женщина, у которой был конфликт с сестрой. Сестра ее опекала, и это раздражало нашу потенциальную клиентку. Но вскоре выяснилось, что у нее психическое заболевание, и она не в состоянии воспринимать объективные доводы. Нам пришлось аккуратно объяснить, что медиатор тут помочь не может, поскольку его деятельность возможна только при способности клиента объективно оценивать ситуацию. Но это уже болезненные формы противостояния, которым не имеет отношения  к продуктивным конфликтам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции