Принято считать, что, несмотря на многочисленные изменения законодательства, государственные и муниципальные закупки – система, еще очень далекая от совершенства.

Мое общение, как руководителя крупного коммерческого банка Татарстана,  с представителями бизнес-сообщества республики лишний раз подтверждает: интерес со стороны малого и среднего предпринимательства к госзаказу есть, но, к моему большому сожалению, он невелик из-за сложившегося стереотипа коррумпированной системы и непрозрачности.

Нередко я слышу мнение: зачем тратить время, нервы и деньги и участвовать в серьезных тендерах, если все заранее срежиссировано, какой в этом смысл? Смысл, между тем, есть.

камалов.jpg
Айрат Камалов

КРИЗИС ЗАСТАВИТ ГОСУДАРСТВО ПОКУПАТЬ У МСБ

В условиях кризиса государство и компании с госучастием становятся одними из самых надежных покупателей. Покупателями, у которых есть деньги на оплату поставок товаров, работ и услуг.

Пока что в Татарстане доля общего годового объема заказов у субъектов малого предпринимательства невелика. В течение трех лет с 2011 по 2013 гг. этот показатель колебался для госнужд в районе 5%, для муниципальных нужд  – в районе 12%. Итоги 2014 года пока не подведены, но есть надежда, что увеличился и продолжит расти не только сам объем госзакупок, но и доля заказов у МСБ.

Причина проста - в кризис необходимо  экономить. Кстати, по информации госкомитета РТ по закупкам, с января по октябрь прошлого года в результате проведенных торгов удалось снизить затраты бюджета РТ на 11,85%. Так что в условиях курсов на импортозамещение и оптимизацию затрат госструктуры и бюджетные предприятия будут вынуждены активнее закупать продукцию и услуги местных производителей в конкурентной ценовой среде. По практике прошлого года – это чаще всего транспорт и бензин, компьютерная техника, сетевое оборудование и программное обеспечение, мебель. Платит государство и за услуги, в основном такие как, страхование, сотовая связь и повышение квалификации. Игнорировать этот факт бизнесу, по меньшей мере, недальновидно. 

То, что малому и среднему предпринимательству в системе госзакупок отводится особая роль подтверждает и подписанное в декабре прошлого года правительственное постановление. Оно устанавливает механизм, который позволяет обеспечить доступ субъектов МСБ к системе закупок компаний с госучастием.

Так, с 1 июля 2015 года в компаниях с оборотом более 10 млрд рублей закупки на сумму менее 50 млн рублей будет выполнять малый бизнес. Перечень таких товаров, работ и услуг заказчик определит самостоятельно.  Кроме того, определены особенности проведения торгов, в которых участниками закупок являются только субъекты малого и среднего предпринимательства. С 1 января 2016 года нормы постановления будут распространяться на всех без исключения заказчиков, чей оборот превышает 1 млрд рублей. А это значит, что годовой объем рынка госзаказа, исчисляющийся в нашей стране триллионами рублей, получит дополнительный импульс роста.

РЫНКУ НЕ ХВАТАЕТ КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ

Рынок развивается, однако при этом он еще далек от насыщенности кредитными ресурсами. Банкиры это видят и хорошо понимают. Мое личное мнение: продукты, облегчающие доступ бизнеса к участию в аукционах, такие как банковские гарантии и тендерное кредитование станут «точками роста» для банкинга. В сложившихся экономических условиях это действительно интересные направления, которые имеют хорошую перспективу, на которые банк может сделать ставку.

Не скрою, что как руководитель банка, ориентированного на сегмент МСБ, я намерен существенно увеличить объемы кредитования реального сектора экономики Татарстана.

Как я уже рассказывал, «БТА-Казань» может и будет помогать с финансированием компаниям реального сектора – производителям отдается приоритет. Вокруг них - предпринимателей, создающих продукт и новые рабочие места в республике, и будет вращаться система. У меня есть опыт подобной работы, я хочу его продолжить и сделать банк лучшим партнером для малой и средней компании, решившей получить госзаказ.

ТЕНДЕРНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ОСТАВИТ ДЕНЬГИ В ОБОРОТЕ

Наряду с продвижением в нашей продуктовой линейке банковской гарантии, в прошлом году «БТА-Казань» возобновил тендерное кредитование на денежное обеспечение заявки на участие в аукционе и на исполнение госконтракта.

В настоящее время заказчик может установить для всех участников аукциона требование о внесении залога — обеспечении заявки, чтобы быть уверенным в серьезности намерений участников. Когда речь идет об электронных торгах, обеспечение по заявке обязательно. Его размер может достигать 5% от начальной, максимальной цены контракта. От компаний, заказ получивших, зачастую также требуют денежное обеспечение в размере 30% от суммы контракта.

Обеспечение - основной фактор, отпугивающий от тендеров малый и средний бизнес: не каждый предприниматель захочет и, главное, сможет выдернуть из оборота «живые» деньги. Но это требование - не просто прихоть заказчика. Таким образом, государство защищается от недобросовестных поставщиков. Согласитесь, исчезнуть после получения авансового платежа исполнителю куда сложнее, если в залоге у заказчика лежит существенная сумма его денег.

Ключ тендерного кредитования для бизнеса в том, что «живые» деньги остаются на счетах компании. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может принять участие одновременно в нескольких аукционах – и при этом продолжать свою текущую деятельность без изъятия части оборотных средств. Это особенно важно для предприятий сегмента МСБ.

Еще один момент, важный для бизнеса: кредит может быть необеспеченным, но наличие залога влияет на размер процентной ставки и сумму кредитования.

Любой кризис – это конец старого развития, я в этом твердо убежден. Я, как банкир, хочу помогать бизнесу – двигателю экономики, предоставляя кредиты не тем, кто что-то перепродает, а тем, кто производит что-то самостоятельно. Мне отрадно видеть, что в республике для местных товаропроизводителей делается немало. Государство может и хочет покупать «свое-родное», задача бизнеса – вывести товар на рынок, дать его, а точнее продать, государству.

КРИЗИС – ЭТО ПОВОД, ГОСЗАКУПКИ - ШАНС

Заявления бизнеса, что госзакупки – это что-то сложное и непонятное, я расцениваю, как отговорки. Кто хочет – ищет повод, кто не хочет – причину. Кризис – отличный повод в системе закупок разобраться, ведь выигранный тендер – это шанс для развития. В Татарстане объемы закупок только органов госвласти в 2013 году превысили 105 млрд рублей. При этом доля закупок у татарстанских производителей в 2013 году и в начале 2014 года составила не менее 45%.

В своем ежегодном послании, озвученном в октябре 2014 года, президент Татарстана Рустам Минниханов поручил государственным и муниципальным органам республики «проанализировать свои закупки, обращая внимание, прежде всего, на продукцию местных и отечественных товаропроизводителей».

Первым в РФ Татарстан запустил электронный каталог продуктов местных производителей, который изначально задумывался как инструмент для заключения контрактов исключительно с бизнесом республики. Для последнего, кстати, регулярно проводятся обучающие семинары по участию в электронных торгах, причем бесплатные. Так что искренне хочется верить, что уровень грамотности бизнеса вырастет, и идея рано или поздно начнет «работать».

Что же касается прозрачности, на которую так часто сетует бизнес, да признаю – до сих пор многие торги в Татарстане проводятся с нарушениями. Ежегодно антимонопольная служба получает десятки жалоб на действия чиновников и компаний, размещающих контракт.

Интересный факт: по итогам 2014 года Татарстан и Казань вошли в первую десятку госзаказчиков регионального и муниципального уровней национального рейтинга прозрачности закупок. Его ежегодно составляет Национальная ассоциация участников электронной торговли. Так вот нашей республике и ее столице присвоена наивысшая категория «гарантированной прозрачности». Кстати, в рейтинг вошли и крупнейшие республиканские компании, а самыми «прозрачными» признаны закупки ОАО «Татнефть». Так что может предпринимателям все же стоит иначе взглянуть на тендеры?

Плохая новость для бизнеса  – невозможно выигрывать каждый аукцион, и чтобы поверить в систему, получить финансирование в банке и, в итоге, заказ - придется систему, как минимум, проверить.

Но есть и хорошая новость – недавно принятый антикризисный план российского правительства смягчил требования к поставщикам по госконтрактам. Одна из ключевых мер — снижение обязательного размера обеспечения для исполнителей госконтрактов до 10%. Ранее эта ставка была установлена в коридоре между 10% до 30%. В течении всего 2015 года по всем госконтрактам заказчики и поставщики также смогут договориться об изменении цены, сроков, объема работ или количества товаров.

Очень приятно, что у моего оптимизма есть еще одно основание – наша ежедневная практика. Протестировав систему, получив финансирование в банке и госзаказ, многие клиенты «БТА-Казань» «входят во вкус» и выходят на новый уровень развития бизнеса. Бизнеса, ставшего более гибким и эластичным, нежели у конкурентов. О таких клиентах я говорил в прошлый раз, я рад, что такие компании в Татарстане есть, и «БТА-Казань» сделает все, чтобы их стало больше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции