Развитие авангарда в искусстве конца ХХ столетия тесно связано с нашей землячкой, уникальным композитором Софией Губайдулиной, ныне проживающей в Германии, но не забытой и почитаемой у себя на родине, Татарстане.

С древности популярна фраза, что талант, -  поэтический и музыкальный, - это «от бога». Люди гениальные, благодаря способности к  сильным ощущениям, в качестве предтечи, способны ощущать грядущее. Их помыслы и устремления тесно связаны с ноосферными явлениями и ожиданиями социума. Их способность, в определенной мере, к предсказаниям будущего, ощущениям грядущих событий, толкает многих из них в своем искусстве к преодолению границ традиционных трактовок в композиции, в том числе и в споре со своими же учителями, во многом остающимися на позициях «жесткого» академизма.

Так и случилось в судьбе Софии Губайдулиной, - таланта ищущего и неуемного.

В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» 7 отечественных композиторов, в течение ряда лет не могла выступать на радио и телевидении /https://ru.wikipedia.org/wiki/Губайдулина,_София_Асгатовна/.

Как поэты, композиторы, художники конца XIX начала ХХ веков уловили ветер перемен, приведший к событиям мировой истории ХХ века, так и в «широкой реке» современного  искусства, возможно «прочесть»  определенные аналогии с прошлым веком.

Ведь не напрасно, именно 82-летнюю Губайдулину сочли за честь пригласить в 2013 году на фестиваль «The rest is noise» в Лондоне, посвящённом политике и духовности в искусстве /Там же /http://therestisnoise.southbankcentre.co.uk/explore/politics-and-spirituality#1/.

Не случайно, она говорит о себе: «Все, что я пишу, — всего лишь попытка. Для нас, человеческих существ, ничто никогда не будет достигнуто так, как мы себе это представляем. Что мы делаем, это — только попытки. Это наша судьба. Пусть будет так». (цит. из интервью The Guardian 31 октября 2013 года).

В последние 30 лет не ее одну отмечает весь прогрессивный творческий мир.

Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдулина входила в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления /Там же/.

24 октября композитору исполняется 83 года. Как откликнется креативная Казань на эту дату.

Всему миру известно и доказано, что Республика Татарстан твердо заняла позиции в авангарде социально-экономических перемен, руководство республики, поддерживаемое общественными силами, не лишено прогрессивных и динамичных решений в своих проектах и программах и желании ставить амбициозные задачи.

Возможно тогда, еще в молодости, София Губайдулина предчувствовала такой поворот в новейшей истории России. Ее произведения наполнены высоким накалом, ощущением борьбы и оптимизмом за наше настоящее и будущее. Не все видят себя с нами в таком настоящем и будущем, многие уезжают искать себя и счастья, в том числе и из страны. Кто остается, тот ощущает себя слитым с эпохой перемен, с совместной борьбой и развитием  вместе со своим народом.

В 2011 году с личным патронатом и участием Софии Губайдулиной в Казани силами Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан основан ежегодный фестиваль современной музыки её имени «CONCORDIA», в котором выступают известные российские и зарубежные композиторы и исполнители. Художественный руководитель фестиваля — заслуженный артист России Александр Сладковский. В Казани проводится международный конкурс пианистов её имени с участием студентов Казанской и других консерваторий. Центр современной музыки действует в Казани в реконструированном доме на улице Тельмана, где композитор провела свои детские годы /Там же/.       

В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. С 1992 года живёт в Аппене под Гамбургом, сохраняя российское гражданство /https://ru.wikipedia.org/wiki/Губайдулина,_ София_Асгатовна/.

Мы все будем ждать нашу великую соотечественницу. Остался ровно месяц. Дай ей бог здоровья.

 

Вот неполный список наград композитора:

София Губайдулина является Заслуженным деятелем искусств РСФСР (1990г), лауреатом Государственной премии России (1992г).

Она удостоена нескольких зарубежных премий:

1975г. - премия на VII Международном конкурсе композиторов в Риме за сочинение для оркестра "Ступени".

1987г. - премия князя Монако Ренье III.

1990г. - премия имени Сергея и Наталии Кусевицких (США) за произведение для скрипки с оркестром ("Offertorium") и за грамзапись симфонии "Слышу.: Умолкло:." (1994г.).

1991г. - награждена итальянским почетным титулом "Сентябрьская музыка".

1995г. - премия Людвига Шпора.

1998г. - международная премия императора Японии (ранее этой премии, учрежденной в 1987г., были удостоены: Леонард Берштейн (1990г.), Альфред Шнитке (1992г.), Мстислав Ростропович (1993г.) и др.) В этом же году София Губайдулина становится Почетным членом Академии искусств Западного Берлина.

1999г. - музыкальная премия Зонинга и премия Штифтунга "Библия и культура".

2000г. - Почетный орден "За заслуги" (Германия) ( в числе награжденных орденом, учрежденным указом Фридриха - Вильгельма IV в 1842г были: Чарльз Дарвин, (1768г), Джузеппе Верди (1887г.), Роберт Кох (1906г.), Альберт Эйнштейн (1923г.), Рихард Штраус (1924г.) и др.)                 / http://persona.rin.ru/view/f//21147/gubajdulina-sofija-asgatovna/.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции