МУЗЫКАНТА КАЖДЫЙ ОБИДЕТЬ МОЖЕТ
Нейропсихологи считают, что благодаря музыке мы испытываем чувство наслаждения и эйфории, причина кроется в эффекте «позитивной ошибки предсказания» — когда мы слышим знакомую мелодию и пытаемся угадать ее продолжение, в кровь выбрасывается гормон дофамин. И это верно. Вспомните, что музыка утром создает настроение — проносится в памяти отголосками вчерашних песен, днем помогает в работе, вечером позволяет расслабиться...
Во всем мире трепетно относятся к уличным музыкантам и даже устанавливают памятники |
Как часто мы можем посещать концерты живой музыки? Энергетический запал от нее гораздо выше, чем от раздающейся из колонок или наушников. Знаете, заряжаться музыкальной энергетикой можно ежедневно, без долгих походов и обременения семейного бюджета... Благодаря уличным музыкантам. На мой взгляд, их репертуар может посоперничать с любой радиостанцией на предмет интересной и качественной музыки. Видимо благодаря своему мастерству и хорошему вкусу у них мирно и гармонично соседствуют наиболее популярные мелодии Моцарта, Брамса, Бетховена, Свиридова с хитами «Воскресенья», «Крематория», Цоя и Майка Науменко.
Почему-то в России уличные музыканты незаслуженно обделены вниманием. Наверняка, путешествуя по маленьким европейским улочкам, на площадях или набережных, завидев музыканта, вы останавливаетесь и потом, уже дома, вспоминаете этот момент с теплотой как некую «атмосферную» достопримечательность города.
Памятник уличным музыкантам в Швеции |
В то время когда в Лондоне представители уличной культуры Busking находятся в конструктивном диалоге с мэрией, в Москве конфликт между правоохранительными органами и уличными артистами достиг апогея — 30 июля уже прошла протестная акция на Арбате за право беспрепятственно выступать в столице. Этому предшествовали массовые задержания музыкантов под предлогами того, что они создают помехи движению пешеходов, нарушают общественный порядок. Доходило до штрафов и изъятия музыкальных инструментов.
ЧЕМ КАЗАНЬ НЕ ЗАГРАНИЦА?
Традиция выступлений на площадях ведет начало со времен древней Греции и получает широкое распространение в Средние века — трубадуры и миннезингеры были очень популярны. В Великобритании учли опыт прошедших столетий, оценили влияние уличной культуры на настроение горожан и привлекательность в глазах туристов. С 2003 года музыкантам разрешено выступать в лондонском метро, для этого выделены определенные участки (на полу обозначены стикерами), утверждены время выступлений и громкость музыки. На официальном сайте транспорта Лондона https://tfl.gov.uk размещена информация со ссылкой на сайт уличного искусства http://buskinlondon.com, где можно подробно узнать об условиях организации своего творчества и получения соответствующей лицензии. Сделать это несложно, и на сегодняшний день порядка 400 исполнителей уже радуют пассажиров столицы Великобритании.
Под уличной культурой — или Busking — подразумевают форму искусства, включающую в себя музыкантов, уличный театр, цирковые представления, фокусников, живые скульптуры.
Музыкант в лондонском метро |
Испания также не осталась в стороне, в настоящее время в Мадриде дают лицензии на право работать уличным трубадуром с рекомендованными местами размещения и репертуаром.
Получается, что вопрос с уличными музыкантами решен в Лондоне, Париже, Амстердаме и Праге, т. е. во многих крупных и популярных туристических центрах.
А как чувствуют себя уличные музыканты в Казани? Я пообщалась с представителями уличной культуры столицы РТ, заодно послушала отличную музыку и узнала много интересного. Зачастую считается, что музыканты выступают на улице исключительно в целях улучшения финансового положения. Побеседовав с казанскими трубадурами, я поняла, что это далеко не так. Правильнее сказать, что музыканты живут не на это, а ради этого — удовольствие от выступлений важнее тех небольших денег, которые они приносят. Основной дислокацией уличных трубадуров в теплое время года является улица Баумана. Сейчас музыканты сетуют, что в городе нет подходящих мест и они перемещаются в подземные переходы, украшениями которых служат безобразные граффити и выбитые лампы освещения.
ИНОСТРАННЫЕ ТУРИСТЫ ЩЕДРЕЕ НАШИХ
Две Анастасии (дуэт, студентки Казанского музыкального училища им. Аухадеева) играют в подземных переходах возле «Корстона» и «Парк Хауса». Репертуар — концерты для скрипки Антонио Вивальди, танго из к/ф «Запах женщины», композиции Ключарева. Их кредо: «Улица лишь этап в жизни, смысл которой — музыка».
«Мы выходим играть только при наличии хорошего настроения и вдохновения. Без этого общения со слушателем не получится» |
Анастасия 1. Общаясь с Анастасией, меня не покидала мысль, что произошедшее с ней удачно подходит для классического сценария мыльной оперы, конечно, в качестве судьбы главной героини, непременно, про любовь и со счастливым концом. Жительницей нашего города Анастасия стала поневоле. Еще пару лет назад она была увлеченной студенткой Северодонецкого областного музыкального училища им. Прокофьева. Известные события вынудили Настю покинуть родной дом и на последнем уходящем поезде отправиться в Москву, где не было ни друзей, ни знакомых. Уже по приезду на вокзале она узнает, что в Казани открывается центр для беженцев с Украины. Удалось оформить перевод в Казанское музыкальное училище. Первое время играла в католическом храме, потом концертной площадкой стала улица. Выступление в переходах — это совмещение приятного с необходимым, ведь нашей трубадурочке приходится рассчитывать только на себя (аренда комнаты — 6 тыс. рублей в месяц, одежда и продукты питания). В планах Анастасии — получить гражданство РФ, продолжить обучение (они занимается музыкой с пяти лет) и устроиться на работу. Для начала процедуры оформления вида на жительства ей необходимо поднакопить 15 тыс. рублей. Петь в темных переходах небезопасно: во-первых, сейчас и здесь становится холодно, во-вторых, иногда агрессивно относятся торгующие напротив, мотивируя это тем, что звучащая увертюра Моцарта отпугивает покупателей.
Анастасия 2. Девушка — уличный музыкант с четырехлетним стажем. Отмечает, что максимальный заработок приносят импровизированные концерты на казанском Арбате. Недоумевает, почему иностранные туристы более благосклонны к уличным музыкантам, чем россияне: часто просят исполнить любимую композицию, щедры на похвалу, аплодисменты и вознаграждение. «Наши, бывает, проскакивают мимо, иногда бросают пренебрежительный, брезгливый взгляд. А ведь мы играем от души, делимся своей позитивной энергетикой, радостью». Для справки: стипендия отличника-студента составляет порядка 700 рублей в месяц. Мечта Анастасии — работать в Государственном симфоническом оркестре РТ под управлением художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского. Девушка сожалеет о том, что музыкантам запрещено «дарить музыку» в метро. Ранее она с подругой обращалась с просьбой о предоставлении им небольшой площади в аренду для выступлений за определенную плату и получила отказ.
Почему бы не воспользоваться опытом европейских столиц, не последовать их примеру и не сделать казанское метро музыкальным? Разработать понятный регламент, оговаривающий внешний вид, репертуар (думаю, что не стоит злоупотреблять шансоном или песнями с ненормативной лексикой) исполнителей, время выступления, определить площадки. Можно дофантазировать и, например, на станции «Проспект Победы» слушать рок-баллады, а на станции «Кремлевская» — классическую музыку, «Козья Слобода» так и просит ее «украсить» народной музыкой. Так мы можем стать первой столицей России в уличном искусстве. Это повысит музыкальную грамотность горожан, поднимет им настроение, сделает добрее (неужели после Вивальди человек сможет заниматься вандализмом или банально мусорить в общественных местах?), увеличит привлекательность в глазах туристов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.