ТОЛЬКО ОДИН ИЗ ДЕСЯТИ ОПРОШЕННЫХ БИЗНЕСМЕНОВ ЗАЯВИЛ, ЧТО ЕГО КОМПАНИЮ ИХ БАНК ПОЛНОСТЬЮ УСТРАИВАЕТ, И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДРУГИХ БАНКОВ РАССМАТРИВАТЬСЯ НЕ БУДУТ

Компания Profi Online Research опросила (в рамках ежеквартального мониторинга банковского рынка РФ) представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) России по поводу их взаимоотношений с банками. Опрос проводился, в том числе, в Казани. Предприниматели отвечали на такие вопросы: с какими банками вы сотрудничаете? Какими банковскими продуктами пользуетесь? Какие счета открываете? Какие видите недостатки в работе банков?

СМЕНИТЬ БАНК

Как следует из результатов исследования, главной причиной, которая могла бы заставить предприятие МСБ сменить свой основной банк, является выгодность условий по обслуживанию счета. Например, более 50% опрошенных считают, что поменяли бы банк, если им предложили бесплатное обслуживание корпоративного счета. Важным условием для предпринимателей являются и такие, как развитость сети филиалов, удобный сервис "клиент-банк", возможность управления счетами через Интернет и бесплатное обслуживание зарплатных проектов.

Только один из десяти опрошенных бизнесменов заявил, что его компанию их банк полностью устраивает и предложения других банков рассматриваться не будут. Так что в отношении выбора банка малый и средний бизнес в целом не отличается от крупного, просто в силу своего размера оказывается более гибкими при смене банка. Таким образом проблема качественного банковского обслуживания среди представителей МСБ стоит не менее остро, чем в больших корпорациях и холдингах.

При выборе банка предприниматели, в первую очередь, ориентируются на их надежность. В кризис в России были два банка, которых активно поддерживает государство – так что именно они пользуются высоким спросом и доверием, как среди физических, так и среди юридических лиц. Это показал и проведенный опрос: Сбербанк и ВТБ/ВТБ24 рассматривают при выборе обслуживающего банка в первую очередь.

Потенциальный корпоративный банк

Основной банк

Сбербанк

ВТБ24

ВТБ/ ВТБ24

48%

 

Райффайзенбанк

22%

40%

Сбербанк

 

40%

Альфа-банк

23%

12%

Газпромбанк

14%

14%

Банк Москвы

13%

12%

Уралсиб

9%

18%

Ситибанк

9%

9%

Не будем менять корпоративный банк (банки)

38%

45%

 

 

 

 

Заметим, что данная таблица, скорее всего, отражает предпочтения в Москве. Например, в столице РТ и Набережных Челнах банки, попавшие в список (кроме Сбербанка), занимают далеко не лидирующие позиции, в том числе по работе с МСБ.  

В ДОЛЛАРАХ И ЕВРО

В ходе исследования выяснилось, что большинство фирм, представляющих отечественный малый и средний бизнес в регионах, имеют по одному банковскому счету – таких около 40%. В Москве только у трети компаний один счет – в основном они имеют два и больше действующих банковских счетов. Вероятно, одна из причин этого – то, что в столице предприятиям чаще приходится проводить операции с иностранной валютой. В Москве работает больше фирм МСБ, имеющих валютные счета: почти у половины столичных предпринимателей – в долларах, еще у трети – в евро.

Как в Москве, так и в регионах более половины предприятий МСБ сотрудничают со Сбербанком. На втором месте ВТБ: 26% в российской столице и 27% в регионах. А вот такие известные банки как Райффайзенбанк и Ситибанк в Москве и Московской области пользуются значительно большей популярностью, чем в российских регионах. Многие региональные фирмы МСБ предпочитают работать с местными крупными банками, такими как, например, Челиндбанк (Челябинск), Цент Инвест (Ростов-на-Дону), Урса Банк (Новосибирск) и другие.

ЗАРПЛАТНЫЕ ПРОЕКТЫ

Наиболее востребованными среди предприятий МСБ оказались зарплатные проекты, а также кредиты на развитие бизнеса – их использует почти 50% опрошенных. При этом в группе кредитных продуктов наиболее популярны кредиты на развитие бизнеса. Микрокредиты востребованы примерно в полтора раза меньше.

Московские фирмы МСБ гораздо чаще, чем региональные, прибегают к лизинговым продуктам, инвестиционным услугам, кредитам. Кроме того среди столичных предприятий МСБ несколько больше распространены корпоративные карты (и кредитные, и дебетовые) и депозиты.

В регионах выше интерес к зарплатным проектам и к микрокредитам. Очевидно, компании, которые работают в Москве, смелее относятся к возможностям зарабатывать деньги посредством кредитования и более осведомлены о банковских продуктах и способах их использования. С другой стороны, возможности компаний в регионах несколько уже, чем у московских.

Весьма широк пул банковских услуг, к которым прибегает российский малый и средний бизнес. Например, почти две трети респондентов открывают счета, осуществляют денежные переводы, безналичный расчет, берут выписки со счета. Еще где-то половина предприятий МСБ, проводят валютно-обменные операции, снимают наличные с чековой книжки и пользуются услугами клиент-банка. Иными словами, в сравнении с крупными предприятиями, в секторе МСБ гораздо меньше распространено пользование интерактивными банковскими услугами (например, клиент-банк), но довольно популярны услуги, предоставляемые непосредственно в отделениях банка (например, выписка по счету, снятие наличных).

В Москве, по сравнению с регионами, более востребованы валютно-обменные операции. Причину, видимо, надо искать в существенном ухудшении финансовых показателей региональных компаний в кризис. Московские фирмы также активнее используют банковские гарантии, но эти услуги предоставляются в России пока что ограниченным числом банков, и претендовать на них могут лишь организации, которые хорошо себя зарекомендовали перед кредитными организациями.

НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ ВРЕМЕНА ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Исследование также показало, что в настоящее время, как и до кризиса, где-то треть компаний МСБ имеют кредитные обязательства (микрокредиты) перед тем или иным банком. Многие продолжают выплачивать долги за суммы, которые были выданы еще до кризиса, так как взять новый займ сегодня сложно. Такая же тенденция видна и по кредитам на развитие бизнеса: более 40% (как перед кризисом, так и сегодня) имеют такие кредиты. Предприниматели не могут быть уверены в своей платежеспособности в ближайшее время. Банки также опасаются выдавать кредиты на развитие малых и средних предприятий в непредсказуемые времена финансового кризиса.

Микрокредитование МСБ оказалась более востребованным в регионах: почти 30% региональных фирм в настоящее время имеют такие кредиты. А вот в Москве выплачивают микрокредиты или планируют получить их несколько меньшее число компаний (21%). Видимо, это связано с тем, что в условиях финансового кризиса региональным предприятиям выжить все-таки сложнее, чем московским, и они вынуждены просить рассрочки выплат по имеющимся долгам или обращаться за новыми займами.

По материалу на сайте bankir.ru

Справка

Исследование "Мониторинг розничного рынка. Банки" проводится ежеквартально. В нем участвуют российские граждане в возрасте от 21 до 55 лет, принимающие финансовые решения или участвующие в принятии решений. Общая выборка – 7100 из них 700 – представители малого и среднего бизнеса. Исследование проводится методом интерактивного опроса среди респондентов онлайн панели компании Profi Online Research. Опрос проводится в 13 самых крупных российских городах – это Москва, Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Самара, Омск, Пермь, Волгоград.