ТАТАРСТАНСКИЕ АНТИМОНОПОЛЬЩИКИ СПРАШИВАЮТ МТС, ВЫМПЕЛ-КОММУНИКАЦИИ, МЕГАФОН, НСС И СМАРТС, ПОЧЕМУ ТАК ДОРОГО ЗВОНИТЬ С ДОМАШНЕГО НА МОБИЛЬНЫЙ

Дело о тарифном "сговоре" сразу пяти действующих в Татарстане операторов сотовой связи - МТС, "Вымпел-Коммуникации", "МегаФон", "НСС" и "СМАРТС" рассмотрело вчера УФАС по РТ. Инициировала очередное громкое дело организация "Общественная защита прав потребителей", обратившаяся в антимонопольную службу с просьбой проверить обоснованность платы за звонки между абонентами фиксированной и сотовой связи. Представители сотовых компаний факт сговора отрицают, объясняя, что тарифы сформированы на основе расчетов, предоставленных федеральной тарифной службой. Точка в деле пока не поставлена.

Председатель правления республиканского отделения организации "Общественная защита прав потребителей" Андрей Гуськов вчера на рассмотрении дела в управлении федеральной антимонопольной службы по РТ попросил разобраться, как формируется тариф за связь между фиксированными телефонами и сотовыми. Сомнение у общественника возникли в связи с тем, что звонить, например, с домашнего на домашний телефон оказывается дешевле, чем с домашнего на мобильный. "Проанализировав документы, мы пришли к выводу, что потребители необоснованно переплачивают", - заявил Гуськов.

Операторов связи подозревают в согласованных действиях по установлению цен на услуги по пропуску трафика, который происходит при осуществлении соединения от абонента сети фиксированной связи в Татарстане до абонента сети подвижной связи.

По ходу рассмотрения дела выяснилось, что тариф в размере 1,5 рубля за услуги телефонного соединения между абонентами фиксированной и мобильной связи для существенных операторов (таким в РТ считается компания "Таттелеком" - имеет не менее 25% емкости в регионе) устанавливается федеральной службой по тарифам (ФСТ). Но специалистов антимонопольной службы заинтересовало другое – то, что фиксированные операторы большую часть этих средств - 95 копеек с каждого соединения - выплачивают мобильным операторам за так называемую "услугу зонового завершения вызова".

Замруководителя УФАС Иван Щербаков поинтересовался у "сотовиков", из чего же складывается плата в 95 копеек и почему она одинакова при расчетах всех мобильных компаний с Таттелекомом (в этом УФАС, собственно, и усматривает наличие сговора). При этом условия договоров между сотовыми компаниями и несущественными операторами стационарной связи (например, такими как Телесет, Татнефть) отличаются.

Начальник отдела правового департамента Поволжского филиала МегаФона Владислав Ануфриев пояснил на заседании, что "установленный тариф предусмотрен абсолютно на всей территории России, а не только конкретно для Таттелекома, поэтому говорить о согласованных действиях будет неправильно".

Ведущий юристконсульт МТС Юлия Белявская отметила, что ФСТ еще в 2006 году была "установлена окончательная стоимость вызова для абонентов - 1,5 рубля, из которых 95 копеек является межоператорским расчетом". Плата в 95 копеек, по ее словам, носит компенсационный характер и связана с введением принципа "платит входящий". Тариф этот не менялся более трех лет и для Таттелекома, по ее данным, является убыточным.

- Поэтому доводы заявителя о том, что крупные сотовые компании завышают стоимость своих услуг, не имеют основания, - сказала она на рассмотрении дела.

Но не все доводы "сотовиков" показались Щербакову достаточно убедительными. Выяснилось, например, что ФСТ официально установил тариф в 1,5 рубля, но информация о фиксированном межоператорском расчете в 95 копеек содержится лишь в пресс-релизе тарифной службы, который не является нормативным документом. Также вызывает вопросы то, почему тариф за разговоры между абонентами фиксированной и мобильной связи значительно выше, чем многие другие тарифы сотовых компаний. В то время как расходы (по предварительным данным) на оказание услуг связи одинаковые.

Рассмотрение дела вчера так и не закончилось вынесением решения, поскольку работникам антимонопольной службы для прояснения ситуации потребовалось запросить дополнительные документы. Участники дела вновь встретятся в мае 2010 года.

Наталья Голобурдова