КАЗАНСКОМУ МЕДИКО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМУ ЗАВОДУ ПООБЕЩАЛИ В ПОМОЩЬ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС 
 
Генеральный директор Казанского медико-инструментального завода (КМИЗ) Нур Шакиров попросил у госструктур помощи в прямом сбыте своей продукции. По этому поводу в минувший четверг на коллеги министерства между гендиректором КМИЗа Нуром Шакировым и руководителем агентства по госзаказу Яковом Геллером произошел небезынтересный разговор. Его очевидцем стал корреспондент «БИЗНЕС Online».

Тема госзакупок была включена в повестку дня коллегии минпромторга по итогам первого квартала 2010 года в последний момент. По словам директора агентства по госзаказу Якова Геллера, это было сделано по поручению президента РТ Рустама Минниханова. "Я здесь для того, чтобы в очередной раз рассказать вам о том, что такое электронные торги, и чтобы призвать вас, директоров наших крупнейших предприятий, размещать свою продукцию в электронной товарно-информационной системе", - сообщил Геллер. Закончив свое выступление, он спросил, есть ли у кого-то вопросы или предложения.

"У меня есть одно предложение! - поднялся директор КМИЗа Нур Шакиров. — В Татарстане очень много медицинских заведений, очень много стоматологов, частных и государственных. Все они работают борами и, как мы проверяем, они работают борами Казанского медико-инструментального завода. Но за последние 8 лет ни одного бора ни один татарстанский стоматолог, ни одна больница у меня не купила".

По всей видимости, Шакиров имел в виду, что продукция КМИЗа не приобретается ими напрямую, а поступает некими окольными путями, через цепочки посредников.

"Вот как бы взять за горло стоматолога, чтобы он покупал мой бор? – то ли в шутку, то ли всерьез спросил он, и добавил: "Я при любой ситуации свой бор продам по цене на 20 процентов ниже, чем другие". 

— У меня самого душа болит, потому что это проблема не только боров, но вообще всей продукции КМИЗа. Мы столько раз встречались, говорили, но не получается. Ну, давайте еще раз соберемся на следующий наблюдательный совет ЭТИС в следующий четверг, пригласим министра здравоохранения, - предложил Геллер.

Оказывается, у агентства по госзаказу есть рычаг регулирования закупок. Продукция того или иного производителя может быть включена в список, закупки по которому производятся способом так называемой разрешительной экспертизы. Геллер объяснил, как он работает на примере закупок госучреждений. 

— Прежде чем получить штамп, разрешающий оплату, заказчик должен объяснить, почему он покупает не нашу продукцию, а чужую. Объяснить не на словах, а нажав на одну из трех кнопок. Я не покупаю нашу продукцию, потому что она "А" – дороже, "В" – хуже или "С" – ее нет вообще.

При этом он подчеркнул, что такой механизм касается только закупок госучреждений.

— Если бы эти боры покупал стоматолог Рабинович из госучреждения, было бы достаточно легко. Мы бы Рабиновичу не дали штамп, пока он не объяснит, почему он не покупает бор производства КМИЗа. К сожалению, большинство Рабиновичей частные. А заставить частного Рабиновича купить этот бор нельзя, потому что он нерегулируемая фирма. 

Выслушав предложения Шакирова и Геллера, и.о. министра промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов пообещал КМИЗу помочь в продвижении продукции через электронные закупки для госучреждений. "Мы с коллегами через улицу (из минздрава – прим. авт.) этот вопрос поднимем и постараемся обсудить еще раз. Действительно, здесь заводу нужен административный ресурс".

То есть, пользуясь терминологией Геллера, государственный стоматолог Рабинович будет обязан покупать боры казанского завода. Взять за горло его не так уж и сложно. 

Сергей Кощеев,
фото Ильи Лавриненко