В НАШЕЙ РЕСПУБЛИКЕ СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЯ – ЧУТЬ БОЛЬШЕ 9 ЛЕТ

Мировой финансово-экономический кризис и резкое сокращение продаж автомашин в 2009 году сказались на скорости прироста автопарка России. Тем не менее, если к началу прошлого года на каждую тысячу россиян приходилось по 225 легковых авто, сегодня – 233. В начале нынешнего года автопарк РФ начитывал более 33 млн. легковых машин.

СВОЯ МАШИНА – У КАЖДОГО ЧЕТВЕРТОГО

Замедленный прирост российского автопарка влечет за собой более быстрое его старение. Так, в марте 2010-го средний возраст легковых автомобилей России составлял 12,9 лет, а в 2009-м парк в среднем был на год моложе. Самые молодые автопарки – в Татарстане (9,1 года), Пермском крае (9,3 года) и в Москве (9,8 лет). Самые старые машины – на Дальнем Востоке, где более 40% автопарка приходится на авто в возрасте больше 20 лет. Почти такие же старые авто бегают в Сибири (17,7 лет), в Калининградской области (19 лет), на Сахалине (19,1 год), в Еврейском АО (18,9 лет), на Камчатке (18,8 лет), в Магаданской (18,6 лет) и Амурской (18,2 года) областях. Но в абсолютных цифрах в этих регионах автомашин немного.

Больше всего автомобилей – в российских крупных и средних городах. Так, половина российского автопарка приходится на 157 городов с населением больше 100 000 жителей. В этих городах на каждые 1000 жителей приходится 245 автомобилей, то есть своя машина есть почти у каждого четвертого.

В Москве, что и понятно, 9,7% российского парка легковых автомобилей – это 3,2 млн. машин. Всего же на 11 городов-миллионников приходится 21,3% российского автопарка.

Автопарк городов с населением от 500 000 до 1 млн. насчитывает 3,5 млн. машин, это 10,6% от общего парка страны. В 56 городах с населением от 200 000 до 500 000 жителей сосредоточено 11,1% российского автопарка (3,68 млн. машин). Еще где-то 6,7% автопарка (2,22 млн. машин) – в 68 городах с численностью от 100 000 до 200 000 человек.

СТОЛИЦА НЕ В ЛИДЕРАХ

Вопреки сложившемуся стереотипу о богатстве москвичей, не они являются лидерами по обеспеченности машинами. Москва занимает лишь 17-ю строчку по этому показателю среди других российских городов. Однако плотность авто в столице все же выше, чем по стране в целом: 307 автомобилей на 1000 жителей. Санкт-Петербург (280 машин на тысячу жителей) занимает лишь 28-ю строчку.

Почетное первое место по автомобилизации населения занял подмосковный город Одинцово, где на 1000 жителей приходится 398 авто. На втором месте – Воронеж (370 авто). В десятке лидеров по уровню обеспеченности автомобилями – сразу пять городов Московской области: кроме Одинцово, это Люберцы, Мытищи, Красногорск, Сергиев Посад. Такой высокий уровень автомобилизации объясняется тем, что Подмосковье активно застраивается, и данные по численности живущего здесь населения отстают от реальных.

Седьмое место по обеспеченности легковыми авто занимает Краснодар, этот город – один из лидеров региональных авторынков. На восьмом месте – Сургут, на девятом – Петропавловск-Камчатский, на десятом – Обнинск Калужской области.

Самая низкая обеспеченность автомобилями – в городе Березники Пермского края, где на тысячу жителей приходится всего 126 машин.

ПО-ПРЕЖНЕМУ "ЖИГУЛИ"

Около половины автопарка России – это по-прежнему отечественные "Жигули", которых особенно много на юге, где хороший климат. Кроме того, "Жигули" – самые старые в российском парке. Остальные 40,6% этого парка – иномарки.

В европейской части России отмечена интересная закономерность: чем крупнее город, тем больше иномарок покупают его жители. Например, в 2009 году в Москве было зарегистрировано 247 200 новых легковых авто, и абсолютное большинство из них, 93,1% – иномарки. Вообще в столичном автопарке продукция АвтоВАЗа составляет лишь третью часть.

За Уралом, что вполне объяснимо, очень много японских и корейских машин. Именно за счет этих регионов первое место среди иностранных брэндов в России получила Toyota с долей 8,58% (2,8 млн. штук) от всего парка легковых авто. Второе место – у Nissan с долей 3,54% (1,2 млн.), третье – у Ford с долей 2,65% и абсолютным показателем в 867 000.

Популяризации "фордов" немало поспособствовал Focus – целых семь лет это был самый востребованный автомобиль на российском рынке, причем особенно его любили москвичи. Четвертое и пятое места – у Chevrolet (2,36% парка, 777 000 шт.) и Mitsubishi: (2,29%, 748 000 шт.). Кроме того, в России покупают такие иномарки, как Hyundai (2,05%), Volkswagen (1,94%), Honda (1,82%), Opel (1,72%), Mazda (1,39%.).И еще пять иномарок превысили долю в 1% российского парка легковых автомобилей: это Daewoo, Audi, Renault, Kia и Mercedes.

По материалу в газете "Slon"