Сегодня в Казани открывается новый магазин компьютерной техники. Реклама его будет, можно сказать, на грани фола, едва ли не под лозунгом "разденься за ноутбук". То есть на открытии магазина ноутбук заберет "самый мокрый топик Казани". Мы спросили предпринимателей: а вы готовы к эпатажной рекламе?

Эльмира Ахтямова – директор магазина элитного фарфора и подарков "Статус":

- Естественно, мое отношение отрицательное. Я бы вряд ли воспользовалась ноутбуком компании, которая так себя рекламирует! Хотя… знаете, тут палка о двух концах. В любом случае, я бы запомнила компанию, а когда бы у меня возникла потребность в ноутбуке, то бы…. Нет, не то, чтобы я побежала покупать этот ноутбук. Конечно, я бы сравнила его параметры с ноутбуками других компаний. Хочу сказать, что эпатажная реклама – это в целом неплохой маркетинговый ход. Именно маркетинговый, а не рекламный, потому что реклама должна быть в рамках этических норм. Компьютер, к примеру, вещь интеллектуальная и рекламировать его надо иначе.

Вячеслав Архипов - заместитель директора ЗАО "ИФК "СОЛИД":

- Как человек занимающийся рекламой не первый год, я задумывался над этим. Считаю, что если компания использует эпатажную рекламу, она должна отдавать себе отчет в том, что она делает. И еще: очень важно соизмерять способы рекламы с брэндом. Мне кажется, для компьютерного магазина эпатаж неприемлем, а вот для открытия ночного клуба что-то типа "разденься за…" вполне бы подошло.

Руслан Зарипов – заместитель директора ОАО "Брокерский дом "Открытие"":

- Мы к эпатажной рекламе не готовы. У нас солидная фирма, связанная с кредитами и финансами. Уважающие себя компании к такой рекламе не прибегают. Что касается данной конкретной ситуации: когда компания хочет завладеть клиентами, она пользуется любыми средствами. Здесь, как говорится, кто во что горазд.

Вилена Кокоинова – директор арт-студии "Лайм":

- К эпатажной рекламе я отношусь хорошо, то есть, скорее, не к эпатажной, а к шокирующей. Поскольку такая реклама позволяет не только выделиться самой компании, но и помогает потребителю выбрать из потока однообразных предложений что-то более или менее интересное. Но, с другой стороны, всегда остается спорной грань между этичным и неэтичным в рекламе. Так, использование пошлости является одним из самых банальных приемов. Кроме того, все-таки желание выделиться предполагает ответственность перед подрастающим поколением. Однако уже сам тот факт, что мы обсуждаем эти темы, является показателем эффективности эпатажной рекламы.

Рамиль Мифтахов – генеральный директор ООО "Персона Грата":

- У меня неоднозначное мнение. Помню, как-то один сотовый оператор нашей республики просил жителей города раздеться за телефон. У каждого человека, у каждой компании своя мораль. Если смотреть со стороны обывателя, то все может быть, но я бы повернул вопрос по-другому: готовы ли предприниматели использовать эпатажную рекламу для продвижения своего бизнеса? Вот мы – точно, нет! Никому бы не предложили раздеться за путевку.

Владислав Овчинников - директор ООО "Базис–Металл":

- Как я понимаю, в Казани, как таковой, эпатажной рекламы не было никогда. Я, по крайней мере, ее не встречал. Хотя, наверное, сегодня предприниматели могут бороться за место под солнцем любыми средствами. Главное, мне кажется, чтобы эпатаж был профессиональным. Если эпатажная реклама будет искусством, а не просто ярким и бессмысленным лозунгом, я только за. Когда эпатаж будет искусством, люди будут передавать друг другу такие слова: "А ты видел?!". К сожалению, в Казани профессиональной рекламы, как таковой, практически нет, а эпатажной тем более…

Линар Ризванов – директор PR-агентства "Априори":

- Эпатаж может быть эффективным рекламным инструментом. В данном случае, такой ход является вполне логичным: новый магазин выходит на высококонкурентный рынок, и желает привлечь внимание потребителей к себе. Целевая аудитория магазинов техники – в основном, мужчины, отсюда и "мокрые топики". Думаю, свою аудиторию магазин, скорее всего, найдет. Другой вопрос, что Татарстан – республика в каком-то смысле религиозная, население здесь достаточно консервативно. Решив разовую задачу привлечения целевой аудитории за счет эпатажа, есть риск вызвать негативное отношение к магазину со стороны широкой общественности. Если мы представим, что это заранее спланированная комплексная рекламная или PR-кампания, то результаты будут зависеть лишь от профессионализма реализующей команды. Вообще, в Татарстане бизнес все чаще обращается к нестандартным приемам продвижения. Это говорит о том, что обычная реклама перестала быть эффективной. Думаю, что будущее как раз за нестандартной рекламой – нестандартной, как по концепции, так и по вариантам ее визуализации на носителях. Мы уже развиваем это направленные – на рынке работает агентство нестандартной реклама "Атипикус", которое входит в группу компаний "Априори".

Давид Тартаковский – генеральный директор ООО "Логические системы":

- Во-первых, в эпатажной рекламе нет ничего нового. Насколько помню, много лет назад такой рекламных ход использовала компания "Евросеть". Во-вторых, лично я отношусь к подобным фактам спокойно. У каждой организации свои пути продвижения. Кто-то останавливает свой выбор на эпатаже. Наша компания никогда не прибегала и не будет прибегать к такому "низкому" ходу.

Анна Устиновская - заместитель директора ОАО "Современные интернет-технологии":

 - Мне повезло работать в бизнесе, который в рекламе не нуждается. Но, в целом, к ситуации с эпатажной рекламной компьютерного магазина я отношусь нормально. Свой бизнес развивать надо, а все хорошо понимают, какая конкуренция сейчас на компьютерном рынке. Тем более, закон эпатаж не запрещает. Да, думаю, и акция у магазина вполне будет соответствовать рекламе: кто придет в бикини, тот и получит ноутбук. Хотя, с нравственной точки зрения, все это, конечно, не очень хорошо. Если честно, то сама я никогда не обращаю внимания на рекламу. В Интернете и газетах ее пропускаю, на улицах прохожу мимо. Мне все равно.

Анвар Шамсутдинов - начальник отдела маркетинга Банка Казани:

- Использование подобных рекламных ходов в большей степени характерно для продвижения товаров народного потребления, ориентированных на молодежную аудиторию. Конечно, реклама должна быть креативной и привлекать внимание, но в то же время она должна быть качественной и четко ассоциироваться с продаваемым товаром или услугой, а не просто эпатировать. Банки, как правило, довольно консервативны в своих рекламных кампаниях. Подобными "мокрыми топиками" легко подмочить репутацию банка, а нам этого очень не хотелось бы, ведь это ключевой момент во взаимоотношениях с нашими клиентами. Наша аудитория слишком велика и разнообразна. Если для одной группы клиентов эпатаж приемлем, то в глазах другой целевой аудитории банк может потерять, прибегая к таким ходам. И вообще банковского клиента одним эпатажем не привлечешь. Для него важнее надежность банка, а также выгодность условий банковских продуктов. Мы знаем, что казанский бизнес, которому мы сейчас предлагаем льготные кредиты, выгодность процентной ставки волнует гораздо больше креативности рекламной кампании.

Андрей Юдов – директор объединенного казанского филиала ОАО "ВымпелКом":

- Эпатажная реклама, возможно, позволит привлечь внимание к магазину в день открытия. Но вряд ли этот метод позволит создать магазину устойчивую популярность. Например, одним из эпатажных методов в сотовой связи было "бесплатное" распространение сим-карт для привлечения новых абонентов. Результатом применения такого метода стали пустые продажи, а не расширение абонентской базы. Мы не применяем подобные методы. Мы стремимся к тому, чтобы выбор оператора был осознанным, а не сиюминутным. С одной стороны, делаем абонентам эмоциональные предложения (а не ценовые – типа "ноль", "бесплатно"). С другой, Билайн, как единственный в России интегрированный оператор, создает максимально комфортные условия для абонентов, предлагая клиенту полный спектр услуг "в одном окне": мобильную и фиксированную связь, проводной и беспроводной Интернет. В результате такого подхода абоненты остаются с нами надолго и становятся приверженцами компании "Билайн".

 

Надежда Замалиева