ДОЛГИ МАЛЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ ПО КРЕДИТАМ РТ СОСТАВЛЯЮТ 5 МЛРД. РУБЛЕЙ

В этом году традиционный и юбилейный (десятый по счету) нефтяной саммит проходил на острове возле Елабуги в последний раз. Следующий слет нефтяников состоится в Лениногорске. Меняется и сама концепция этого мероприятия, являющегося одним из ключевых экономических событий в РТ – теперь, как заявил на саммите президент РТ, это уже не "клуб по интересам", а место, где обсуждаются системные вопросы всей нефтяной отрасли России. На саммите нефтяников побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».

ДОСТУЧАТЬСЯ ДО МОСКОВСКИХ КАБИНЕТОВ

Судя по содержанию выступлений, руководство республики и нефтяных компаний РТ, организовавшие саммит, хотели в очередной раз достучаться до московских кабинетов и ускорить принятие решений, связанных со стимулированием добычи трудноизвлекаемой нефти.

Собственно, форум проводился не только и не столько для специалистов нефтяной отрасли Татарстана, сколько для гостей из Москвы, от позиции которых зависит - появятся ли у татарстанских нефтяников дополнительные стимулы для работы на трудноизвлекаемых залежах нефти.

Для того, чтобы вникнуть в проблемы нефтяников республики (а сегодня это 37 компаний), которым приходится сегодня работать с трудноизвлекаемыми углеводородами, в Елабугу приехали представители российского министерства энергетики - директор департамента добычи и транспортировки нефти и газа  Сергей Ерке; директор департамента переработки нефти и газа  Петр Дегтярев; директор юридического департамента  Анастасия Бондаренко и директор департамента госполитики в области геологии и недропользования министерства природных ресурсов России Денис Храмов. Отметим, что здесь присутствовало практически все руководство Татарстана – в частности, президент РТ Рустам Минниханов, спикер парламента Фарид Мухаметшин, премьер-министр Ильдар Халиков, госсоветник Минтимер Шаймиев, вице-премьеры, министры, главы администраций городов и районов, депутаты Госдумы.

В ТАТАРСТАНЕ 80% НЕФТИ – ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМАЯ

Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем вступительном слове отметил, что в целом, ситуация по нефтедобыче в Татарстане улучшается. Правда, снизились объемы добычи малых нефтяных компаний (МНК). Это президент расценил как тревожный сигнал.

В то же время, в республике неизбежно увеличивается доля трудноизвлекаемой нефти. Сегодня - это уже около 80%. А это требует применения новых эффективных и дорогостоящих технологий добычи. Поэтому, по словам Минниханова, на федеральном уровне необходимо активнее решать вопрос государственной поддержки в этом вопросе. Позицию руководства Татарстана он обозначил так: "Фонтан и высоководяная и высоковязкая нефть одинаковыми налогами облагаться не могут. Это абсурд. У нас уже есть положительные сигналы по снижению НДПИ  - на федеральном уровне по высоковыработанным месторождениям принципиальное решение принято, - сказал Минниханов. - Но нужны дополнительные стимулы по мелким месторождениям. Сейчас команда "Татнефти" работает с федеральными министерствами, чтобы по отношению к малым и средним месторождениям с высоковязкой нефтью поменять налогообложение. Это касается не только Татарстана, это касается практически всех. Если взять нераспределенный фонд месторождений в России, то в своей основе - это мелкие и средние месторождения. И эта тема актуальна не только для Татарстана. Просто мы ее инициируем, но она важна для всей нашей страны".

ЛЬГОТЫ В 1996 ГОДУ ПОМОГЛИ СОХРАНИТЬ ОТРАСЛЬ

В доказательство того, что налоговое стимулирование действительно способно сдвинуть вопрос с мертвой точки, Минниханов привел пример 14-летней давности: "В 1996 году, когда я еще работал министром финансов, денег ни на что не хватало, но, тем не менее, по инициативе президента республики Минтимера Шариповича, были приняты серьезные меры льготирования по нашим скважинам. Почти 10 тысяч скважин в то время были у нас убыточными. Но благодаря этим льготам, мы сохранили эти скважины, сохранили добычу! Конечно, это были неполученные доходы республиканского бюджета, но если взять в целом, то мы сохранили отрасль. И сегодня мы пользуемся этими благами! И самое главное, в 1994 году добыча была у нас 23,6 млн. тонн, а сегодня мы добываем 32,5 млн. тонн нефти. То есть мы за счет этих мер смогли нарастить нефтедобычу. Заметное влияние на это оказали и налоговые послабления. Но главное, конечно же, в том, что была проведена серьезная работа по технологиям нефтедобычи. Мы на каждом совете директоров это активно обсуждаем. Сегодня есть 8-9 самых эффективных технологий, которые применяются в Татнефти".

Поднял Минниханов в своем выступлении и вопрос, связанный с необходимостью оформления разрешения на обустройство скважин, которая была введена недавно в  градостроительное законодательства - теперь каждой скважине надо проходить специальную градостроительную экспертизу.

"Это, конечно, абсурд.  Вместо того, чтобы совершенствовать эту работу и оказывать поддержку той отрасли, которая несет золотые яйца для всех нас, мы ставим непонятные барьеры. Я думаю, что эти вопросы мы решим", - сказал президент.

РАЗВЕДАННЫХ ЗАПАСОВ НЕФТИ ХВАТИТ НА 28 ЛЕТ

Заместитель премьер-министра РТ - министр энергетики Ильшат Фардиев сделал сообщение о перспективах развития сырьевой базы и нефтедобычи в республике. Из его доклада выяснилось, что Татарстан добывает сегодня около 7% российской нефти, а суммарный углеводородный потенциал республики составляет 1 млрд.150млн. тонн. Нефтяники обеспечены разведанными запасами на 28 лет. По словам Фардиева, сегодня на балансе республики находится 196 нефтяных месторождений, но большая их часть (72,3%) относится к категории мелких. Степень выработанности Ромашкинского и ряда других крупных месторождений нефти составляет более 80%. В этих условиях задачей на перспективу является сохранение добычи в республике на уровне 32 млн. тонн в год. Также министр сообщил о том, что в первом полугодии 2010 года в Татарстане было добыто 16,1 млн. тонн нефти, из них 80 процентов пришлось на "Татнефть".

Комментируя выступление Фардиева, президент заметил: "Сделан хороший анализ, производственные показатели и показатели экономики в целом неплохие. Есть большая разница по платежам налога на прибыль на тонну нефти малыми нефтяными компаниями. Мы же занимаемся нефтью, чтобы и республика что-то получала! Понятно, что НДПИ и экспортная пошлина идут автоматом. Но для нас (республики) налог на прибыль - основной доходный источник. Мы же оказываем им содействие во всем. Я допускаю, что может быть10-20-30% разницы в платежах налога на прибыль, в зависимости от эффективности месторождений. Но когда у некоторых на тонну нефти меньше чем у других в два раза платежи идут - это неправильно. Поэтому задача министерства энергетики и министерства финансов - эти вещи смотреть. Мы очень надеемся на нефтяную отрасль - это основа экономики Татарстана".

ЧТО ЛОББИРУЕТ ТАТНЕФТЬ

Гендиректор Татнефти Шафагат Тахаутдинов в своем выступлении отметил, что именно Татнефть, у которой рекордные объемы добычи уже в прошлом, инициировала на федеральном уровне вопрос о том, чтобы дифференцировать НДПИ в зависимости от степени выработанности запасов.

"На территории Татарстана расположено большое количество мелких месторождений нефти, с трудноизвлекаемыми запасами. Их разработка при действующей системе налогообложения, неэффективна. Мы хотим создать для нефтяников такие условия, которые позволят вовлекать эти запасы в разработку. Это расширит возможности компаний по увеличению и стабилизации объемов добычи нефти", - обозначил проблему Тахаутдинов.

Именно поэтому Татнефть прорабатывает вопрос налогового стимулирования добычи нефти, за счет применения методов увеличения нефтеотдачи пластов. Хочет Татнефть добиться и получения от государства налоговых преференций при применении энергоэффективного оборудования при разработке месторождений, так как оно требует значительных инвестиций.  В частности, такое оборудование сегодня применяет НГДУ Ямашнефть при разработке Архангельского месторождения.

МАЛЫЕ НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ ЖДУТ ЛЬГОТ ПО БИТУМНОЙ НЕФТИ

О необходимости господдержки в виде льгот для мелких месторождений с высокой выработанностью запасов говорил и генеральный директор ЗАО "Нефтеконсорциум" Фанис Валеев. В Татарстане, напомнил он, есть значительные запасы битумных месторождений. Но их разработка при нынешней системе налогообложения нерентабельна. Мелкие компании могут начать освоение таких месторождений только после отмены экспортной пошлины на битумную нефть. Поэтому, сказал гендиректор, малые нефтяные компании РТ предлагают государству ускорить решение вопросов по разработке битумных месторождений в части господдержки.

Президент Татарстана, комментируя выступление Валеева, сказал: "Любая малая нефтяная компания - такой же плательщик, как крупный завод. И исходя из этого, и надо формировать наши с ними отношения. Мы должны создавать им все условия, чтобы они нормально работали, а мы получали часть плодов их труда. Чтобы они не забывали, что есть еще государство и есть социальная сфера. Они не такие устойчивые, как Татнефть, но эффективность работы у них выше, поэтому им в части решения земельных вопросов, работы с банками надо помогать. Кредитная нагрузка у малых нефтяных компаний Татарстана сегодня составляет около 5 млрд. рублей. У Татнефти, которая раньше давала им субгарантии, сейчас огромная нагрузка в связи со строительством Танеко. Ежеквартально с моим участием будем проводить совещание с малыми нефтяным компаниями".

СНИЖЕНИЕМ НДПИ В МИНПРИРОДЫ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ НЕ СОБИРАЮТСЯ

В заключительной части саммита за всю московскую делегацию ответ держал  директор департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Министерства природы РФ Денис Храмов. Он проинформировал участников совещания о деятельности федеральных органов по поддержке нефтяной отрасли.

 Работа здесь ведется по двум основным направлениям: экономическое стимулирование и сокращение административных барьеров. По словам Храмова, есть большая вероятность того, что будет принято решение по снижению НДПИ по мелким месторождениям. Это позволит, по оценкам специалистов, в два раза увеличить количество месторождений, вводимых в разработку. Но это не единственная мера, добавил он. Думают в минприроды и о том, как стимулировать  нефтеотдачу скважин. Хотят в Москве принять ряд мер, которые позволят стимулировать и геологоразведочную деятельность. Но Храмов при этом заявил, что государство вкладываться в поиски и геологоразведку нефти однозначно не будет. Это прерогатива недропользователей.

В заключении Рустам Минниханов высказал мнение, что такие мероприятия полезны как для нефтяников так и для представителей российских министерств. "Вы чувствуете, что наболело у нас, - обратился он к гостям из Москвы. - Нам надо работать в тесном контакте, не письма писать, а напрямую общаться, у нас для этого в Москве работает зам.генерального директора Татнефти, который отвечает там не только за Татнефть, а за всю отрасль. Мы же не зря создали министерство энергетики, мы чувствуем, что здесь недорабатываем. А в целом я благодарен вам, что вы приехали к нам и увидели все своими глазами. На самом деле, за десять лет содержательная часть этих саммитов уже изменилась - если раньше это был клуб по интересам, то сегодня мы обсуждаем темы, которые касаются не только Татарстана, а системные вопросы всей нефтяной отрасли России".

Асхат Идиятуллин
фото с сайта правительства РТ